Один и тот же тип оборудования имеет различные модификации. Например, в отличие от обычных ручных шлифовальных машин, в судостроении используются мобильные высокопроизводительные устройства. Это шлифовальный станок, который можно перемещать на большие конструкции и шлифовать шов на месте.
Зачистка сварных швов
Шлифовка сварных швов дает возможность укрепить слабые участки изделия и повысить устойчивость металла к агрессивным условиям окружающей среды.
Чтобы понять, нужно ли защищать сварные швы, необходимо рассмотреть коррозию швов, которая покрывает металл за короткое время. Для правильного выполнения этой задачи были разработаны специальные стандарты. Зачистка сварных швов регламентируется ГОСТом.
Иногда возникает вопрос, как следует обрабатывать нержавеющую сталь после сварки. Этот материал обладает высокой твердостью благодаря своей структуре. Для зачистки швов после сварки можно использовать следующие методы:
- механический;
- химический;
- термический;
- электрохимический;
Механический способ зачистки сварных швов
После завершения процесса сварные швы могут быть очищены механически с помощью твердосплавной щетки или абразива. Это делается для устранения некоторых возникающих дефектов.
Механическая очистка проводится в 3 этапа:
- Очищается территория вокруг проложенного шва;
- Идёт предварительная зачистка шва абразивом с крупными зернами;
- Проводится окончательная шлифовка сварного шва с установкой мелкозернистой насадки.
Лучшим вариантом является использование инструмента для зачистки сварных швов. К такому оборудованию относится шлифовальная машина. С помощью этой машины можно зачистить сварной шов в одной плоскости. Чтобы выполнить работу, нужно выбрать необходимые шлифовальные круги. Они должны соответствовать следующим характеристикам:
- Материалом изготовления должен быть цирконат алюминия. Подобная насадка отличается повышенной прочностью. Зачищенные швы будут смотреться намного аккуратнее.
- С учётом типа работы подбирается определённая зернистость абразива. Тонкая обработка сварных швов осуществляется насадками исключительно с мелкими зёрнами. Чтобы снять окалину, требуются крупнозернистые круги.
Сварные швы можно зачищать с помощью шлифовальной машины с подковообразными шлифовальными кругами. Они выпускаются как на бумажной, так и на тканевой основе. Последняя является наиболее надежным вариантом. Она выдерживает большие нагрузки и очень долговечна.
Полировка шва нержавейки после механической зачистки
Обработка швов после сварки — особая. Учитывая декоративные свойства материала, сварному участку придают блеск. Поверхность должна быть гладкой и ровной, чтобы защитить ее от воздействия окружающей среды. После грубой предварительной обработки шлифовка нержавеющей стали выполняется в следующие этапы:
- Обработка сварочного шва нержавейки ведётся машинкой, на которую установлен диск с вулканитом. Такой материал позволяет придать шву вогнутую форму, мягко воздействия на сталь.
- На полученный профиль шва наносится раствор с алмазными составляющими. Здесь может быть использована паста ГОИ.
- Теперь полировка шва нержавейки ведётся с установленным на аппарат войлочным кругом. Поверхность получается зеркальная без матовых пятен.
Существуют определенные трудности при обработке металла на угловых соединениях и в различных труднодоступных местах. Эта проблема в основном касается нержавеющих сталей, где особое внимание уделяется внешнему виду изделий.
Угловые соединения нержавеющей стали обрабатываются шлифованием. Здесь основное внимание уделяется типам имеющихся насадок. Предпочтительно использовать шлифовальные круги диаметром 150 мм.
Для шлифования нержавеющей стали шлифовальным кругом предлагаются 2 типа шлифовальных кругов:
- Круг для грубой очистки EA7 d150;
- Доводочный круг EA5 d150.
В конце необходимо высветлить место сварки.
Шлифовальные круги EA5 и EA7 могут также использоваться для шлифования сварных швов на галтелях и труднодоступных соединениях. Они отличаются своей мягкостью и эластичностью. При обработке сварных швов из нержавеющей стали эти круги можно сгибать, чтобы они не сломались.
Цели зачистки сварных швов
Зачистка сварных швов является обязательной процедурой после завершения сварочных работ. Цель этого процесса заключается в следующем:
- Из расплавленного металла в шов попадают кусочки шлака, которые ослабляют его. Зачистка сварных участков даёт возможность избавиться от их присутствия.
- Не всегда при сварке поверхность заготовок нагревается равномерно. В результате после окончания процесса в структуре металла появляются остаточные напряжения. Под действием нагрузок это может дать толчок к разрушению конструкции. Специальная обработка швов после сварки позволяет нормализовать внутреннюю структуру металла.
Шлифовка сварных швов дает возможность укрепить слабые участки изделия и повысить устойчивость металла к агрессивным условиям окружающей среды.
Сообщества › Кузовной Ремонт › Блог › Вечный вопрос, обработка свариваемых деталей до или после?
Всем привет, собираюсь восстанавливать кузов, и уже последнюю неделю думаю, как обработать кузовные детали с пустотами, которые заварены? Несколько идей, но опять же, какая лучше, не понимаю, помогите, пожалуйста, и объясните =)
1-Зачистить на голый металл без ржавчины, после сварки, если полость не может уйти вниз, просверлить отверстие, распылить фиолетовый спрей, постараться покрыть всю внутреннюю часть в определенных сварных деталях и местах сварки, чтобы исключить доступ кислорода, а значит и ржавчины, тогда получив чистый голый металл сразу мовилировать
2-Очистить голый металл, обработать обе части антикоррозийной грунтовкой ABRO, например, или кислотной грунтовкой с кистью, после высыхания свариваемых частей минимально отшлифовать в местах стыков, а сваркой и затем также пробить полость
Конечно, второй способ мудрее, но вот что меня поражает: после сварки кислотный грунт сгорает, в полости коры остаются пузыри и всякие неприглядные остатки, а кислотного грунта нет, только на сварных швах, в местах, которые ржавеют с большей вероятностью, чем чистый металл…..
Первый способ легче и проще, но! но неизвестно как он поведет себя через год, например, может потрескаться, утолщиться, и получится та же кора, но примерно через год и чистый голый металл, который к счастью начнет гнить, но по сравнению со вторым способом, после сварки, пурпур полностью покроет чистый металл, а в примере с кислотной грунтовкой, она тоже не все хорошо покрывает, так как именно из-за коры от ожога кислота не даст идеально впитаться в швы, и получается, что плесени на голом металле еще больше, чем проблем с кислотой, сушкой, очисткой, но я не видел, чтобы так делали, может кто объяснит мне дураку?
Термообработка
Термообработка сварных соединений обязательно проводится после сварки изделий с тонкими стенками, особенно деформированными под воздействием внутренних напряжений. К таким конструкциям относятся трубопроводы, различные резервуары и сосуды под давлением. Термообработке также подвергаются наиболее ответственные конструкции, такие как сосуды атомных электростанций и химические реакторы.
Термообработка заключается в нагреве детали и последующем ее охлаждении в соответствии с точно заданным температурным режимом.
Зачем нужна
Во время сварки нагревается небольшой участок детали в зоне шва. Такой неравномерный нагрев приводит к возникновению внутренних напряжений, которые могут деформировать или даже разрушить деталь. Кроме того, в зоне неравномерного нагрева изменяется решетчатая структура металла, что приводит к ухудшению его физических, механических и химических свойств. Вблизи сварного шва зона закалки увеличивает прочность, а упругость уменьшается. Она окружена зоной размягчения, где пластичность сохраняется, а вязкость ниже, чем до сварки.
Термическая обработка сварных соединений предназначена для восстановления внутренней структуры и свойств металла и возвращения прочности, пластичности и коррозионной стойкости к проектным значениям.
Особенности проведения
Термообработка проводится при высоких температурах в диапазоне 600-1000 °C. Это позволяет преодолеть негативные последствия неравномерного нагрева и сделать структуру сварного шва и зоны термического влияния похожей на структуру реальной детали. Обработка проводится в три этапа
- Нагревается область рядом со швом.
- Конструкция выдерживается некоторое время в нагретом состоянии.
- Изделие охлаждается в соответствии с графиком обработки.
Существует несколько типов обработки сварного шва. Выбор зависит от конфигурации конструкции, толщины детали и предполагаемого использования.
Каждый тип обработки имеет свою специфическую программу нагрева, выдержки и охлаждения.
Достоинства и недостатки
Преимущества термической обработки включают:
- Восстановление целевых характеристик прочности и пластичности;
- Снятие внутренних напряжений, обеспечение долговечности шва и всей конструкции;
- Улучшение, при необходимости, этих показателей.
Недостатками термической обработки являются:
- Высокие требования к квалификации работников.
- Необратимость процессов. В случае несоблюдения графика термообработки сварных швов исправить брак практически невозможно.
- Требуется дорогостоящее и громоздкое оборудование
- Высокое энергопотребление, низкая экологичность.
В большинстве случаев преимущества перевешивают недостатки.
Что подвергают обработке
Термообработка используется для сварных швов в критических конструкциях. К ним относятся
Виды термической обработки
Существуют различия в целях термической обработки сварных швов. Специалисты различают следующие процессы:
- Отдых. Конструкцию доводят до 300 °С и выдерживают полтора — два часа. Снижает механические напряжения и снижает содержание водорода в материале шва.
- Отпуск. Состоит в нагреве до 700 °С и трехчасовой выдержке. Практически полностью снимает напряжения, дает возможность повысить пластичность.
- Нормализация. Всю конструкцию, включая шов, нагревают до 800 °С и выдерживают 30-40 минут. Позволяет достичь однородности и мелкозернистости структуры металла. Используется на изделиях малой толщины.
- Аустенизация. Изделие нагревают до 1100 °С и выдерживают 120 минут. Охлаждение проводят при комнатной температуре. Повышает пластичность высоколегированных сплавов за счет преобразования их кристаллической структуры.
- Отжиг. Нагрев до 960 ° С, трехчасовая выдержка и остывание при комнатной температуре. Используется для высоколегированных сплавов для повышения коррозионной стойкости.
Как правило, перед термообработкой сварной шов очищается.
ГОСТ 33857-2016
Настоящий стандарт называется «Арматура трубопроводная. Сварка и контроль качества сварных соединений. Технические требования» и распространяется на сварные конструкции и изготовление трубопроводной арматуры из стали и железоникелевых сплавов для опасных энергетических установок (ОЭУ), атомных электростанций категории безопасности 4 и других применений.
Стандарт устанавливает основные требования к сварочным материалам, подготовке кромок под сварку, сборке, технологии сварки и термической обработке сварных соединений и определяет методы, объем испытаний и нормы оценки качества сварных соединений при проектировании, строительстве и ремонте трубопроводной арматуры.
Требования к термической обработке описаны в разделе 12.
Термическая обработка после сварки осуществляется одним из следующих методов:
— объемной термообработкой в печи. Если вся конструкция не помещается в печь, нагрев осуществляется поочередно с одного конца, а затем с другого, при этом нагретые участки перекрываются не менее чем на две-три толщины стенки сварного шва. Часть конструкции вне печи изолируется, чтобы избежать недопустимой разницы температур. Поперечное сечение конструкции на выходе из печи не должно содержать сопел и других выступов,
— Локализованная термообработка сварных швов арматуры для обеспечения равномерного нагрева и охлаждения по всей длине сварного шва и прилегающих участков основного металла в два-три раза больше толщины стенки или ширины шва, в зависимости от того, что больше, в каждом направлении оси шва. При наличии требований к коррозионной стойкости к образованию трещин применение локальной термообработки должно быть согласовано с разработчиком проектной документации,
— Термообработка выхлопного объема путем нагрева внутренней части высокотвердым теплоносителем для снижения остаточных напряжений, с использованием оборудования для измерения и регистрации температуры для контроля и поддержания равномерного распределения температуры в стенке корпуса. Перед проведением этих работ корпус должен быть полностью изолирован снаружи с помощью изоляции. Внутреннее давление должно поддерживаться как можно более низким и ни в коем случае не должно превышать 50 % допустимого рабочего давления при самой высокой температуре металла, ожидаемой при термообработке после сварки.
При сварке конструкций из углеродистых, низколегированных и высокохромистых сталей следует соблюдать температуры предварительного подогрева и закалки в соответствии с таблицей 9.
Закалку и местную термическую обработку сварных соединений углеродистых, низколегированных и высокохромистых сталей рекомендуется проводить в соответствии с нормами, приведенными в таблице 10.
Скорость нагрева, не более, на толщину
Минимальное время выдержки при температуре отпуска для толщины
1. охлаждение от температуры отпуска до температуры воздуха допускается при температуре окружающей среды выше 18 °C.
Если механические свойства сварного соединения или металла шва снижаются после термической обработки в соответствии с видами закалки, указанными в таблицах 5, 6, 7, 9, допускается снижение температуры выдержки ниже минимального значения, указанного как 50 °C, путем увеличения времени выдержки. Минимальное время выдержки при пониженной температуре составляет 2 часа. 3.
3. В случае выхода из строя терморегулятора во время закалки или по другим причинам, приводящим к вынужденной остановке и снижению температуры металла, допускается продолжение термообработки с фактической температуры в сварном соединении в соответствии с режимом закалки. Время выдержки при температуре закалки может быть добавлено.
Зачистка швов после сварки: техника безопасности
При выполнении сварочных работ необходимо предварительно правильно подготовить рабочую зону, оборудование и инструменты. Необходимо надеть специальную защитную одежду и использовать предписанные средства защиты. Необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности.
Перед началом работы необходимо получить инструкции и сделать запись в рабочем дневнике. К выполнению работ допускаются только лица не моложе 18 лет, прошедшие соответствующее обучение.