Несмотря на то, что западные производители электроинструмента настоятельно рекомендуют использовать исключительно фирменные смазочные материалы для своих изделий, в ряде случаев возможно игнорирование таких рекомендаций. Это объясняется тем, что отечественные производители предлагают на рынок более доступные и экономичные варианты смазок, которые зачастую не уступают в качестве своим иностранным аналогам.
Как правильно подобрать и заменить смазку в редукторе болгарки
Редуктор является одной из наиболее заметных и ключевых частей угловой шлифовальной машины (болгарки). Он состоит из шестерёнок с косозубой формой, что улучшает их сцепление при работе. В процессе эксплуатации этот узел сталкивается с серьезными нагрузками, что приводит к его быстрому износу. Вращательный момент, создаваемый ротором углошлифовального инструмента, передается от меньшей шестерни к более крупной, причем эта крупная шестерня установлена на валу, к которому крепится рабочий инструмент, будь то фреза, наждачный круг или щётка.
При взаимодействии зубьев шестерёнок при высоких оборотах возникает трение, в результате чего температура в редукторе значительно повышается. Это, в свою очередь, ведет к ухудшению свойств металла и его преждевременному износу. Чтобы избежать этих негативных последствий, в элементы, подверженные взаимному трению, вводят специальные смазочные составы, которые способствуют значительному уменьшению деформации и предотвращают интенсивный нагрев деталей.
При выборе смазки для редукторов электроинструмента следует обратить внимание на несколько важных параметров:
- Вязкость смазки не должна превышать 800 единиц.
- Смазочный состав должен иметь предел прочности выше 120 паскалей.
- Температура плавления или теплостойкости должна быть выше +100°C.
Тугоплавкая фирменная смазка Источник besplatka.ua
При этом, смазка должна обладать следующими дополнительными характеристиками:
- Обязательно должно быть водоотталкивающее свойство;
- Способна прочно удерживаться на деталях;
- Не должна вызывать процесс коррозии;
- Не должна содержать механические добавки, которые могут повредить детали.
Кроме редуктора у болгарки есть также два типа подшипников, которые требуют внимания к смазке. Один из них отвечает за работу электродвигателя, а другой служит опорой для шпинделя большого зубчатого колеса в редукторе. Эти подшипники работают в различных условиях, что подразумевает использование различных составов масел для их смазки.
Как получают графитовую смазку?
Процесс производства графитовой смазки регулируется стандартами ГОСТ 3333 – 80, которые описывают необходимые параметры и характеристики. Технология изготовления этой смазки включает несколько ключевых этапов:
- В качестве основы используется минеральное или синтетическое нефтяное масло, которое представляет собой смесь высокомолекулярных углеводородов с температурой кипения выше +300 °C.
- Для загущения масла вводят кальциевое жировое или синтетическое мыло, что приводит к образованию солидола.
- Смешивание солидола с графитовым порошком позволяет получить конечный продукт – графитовую смазку.
Качество и характеристики графитовой смазки непосредственно зависят от природных и синтетических компонентов, используемых при производстве солидола. Например, органическая смазка обычно обладает более густой консистенцией и высоким качеством, в то время как синтетическая смазка более универсальна и доступна по цене. Степень измельчения графитового порошка также определяет сферу применения готового продукта.
Особенности
Фирмы, производящие электроинструменты, такие как болгарки, перфораторы и дрели, при создании механизмов, состоящих из подвижных деталей, наносят на них специальные смазочные массы. Эти массы могут значительно отличаться по составу. Для правильного выбора смазки стоит заглянуть в инструкцию по эксплуатации конкретного электроинструмента, где указано, что именно рекомендуется для обработки шестерен и прочих деталей.
Важно учитывать, что инструменты работают под серьезными нагрузками, что приводит к значительному нагреву механизмов. Смазочные ингредиенты помогают предотвратить преждевременный выход инструментов из строя. Компоненты, входящие в состав смазки, отводят лишнее тепло от элементов, которые трутся друг о друга. Хорошая смазка также предотвращает коррозию металлических составных частей, значительно увеличивая срок службы инструмента.
Если у вас по каким-либо причинам нет необходимой смазки или возможности ее купить, вы можете попытаться изготовить подходящую смазочную массу самостоятельно в домашних условиях. В дальнейших разделах можно будет ознакомиться с тем, как это сделать.
Наиболее ответственным элементом болгарки является редуктор, представляющий собой систему шестеренок. Ротор инструмента обеспечивает его вращение, передавая момент от меньшей шестерни к более крупной. Использование смазки в этом узле критично для снижения силы трения и температуры нагрева, что может существенно продлить срок службы устройства. К тому же, важно не забывать о смазке подшипников, которые также нуждаются в регулярной обработке.
Смесь, используемая для смазки, должна соответствовать экологическим стандартам и учитывать три основных показателя: вязкость не должна превышать 800, предел прочности не меньше 120 паскалей, температура плавления должна быть не менее 120 °C.
При этом смазочные жидкости должны быть очищены от механических веществ, устойчивыми к коррозии, тщательно удерживаться на деталях, отталкивать влагу и не плавиться при высоких температурах. Учитывая, что редуктор и электродвигатель работают с разными подшипниками, для них необходимы разные смазочные материалы. Это обуславливает различные условия их работы и охлаждения.
Многие известные производители углошлифовальных машин также выпускают свои собственные смазочные материалы, что является удобным решением. Приобретая инструмент, можно сразу же купить качественную смазку, гарантируя тем самым надежность и эффективность работы устройства. Производитель всегда отвечает за качество своей продукции, тщательно продумывая все необходимые характеристики смазочных смесей.
Некоторые компании предусмотрели возможность, что покупатели могут отдать предпочтение более дешевым вариантам или альтернативным продуктам. В таких случаях производители обычно не предоставляют никакой гарантии, что может повлечь за собой проблемы с ремонтом при поломке изделия.
Множество пользователей считает, что брендовое изделие слишком дорогое и предпочитает использовать автомобильные смазки. На первый взгляд это может показаться вполне допустимым, однако, как показывают специалисти, со временем это приводит к преждевременному износу деталей и необходимости замены всех износившихся частей, что оказывается более затратным.
Поэтому, лучше сначала заплатить немного больше за качественную смазку, чем потом тратить намного больше средств на ремонт инструмента.
Марки и их характеристики
Рекомендации по выбору смазочных жидкостей помогут при приобретении качественных товаров. Основной особенностью продукции зарубежных производителей является использование в качестве основы для своей продукций специальных смазок. Такие жидкости проходят специальные технологические испытания и имеют разные маркировки, с помощью которых можно определить их характеристики.
Например, одна из самых дорогостоящих импортных смазок обладает следующими характеристиками:
- Предназначена для использования с молибденом;
- Относится ко второму классу по вязкости;
- Соответствует стандартам ИСО;
- Для разработки использовались немецкие стандарты ДИН;
- Относится к типу К.
Эта смазка, известная как Макита, имеет довольно высокую цену, но ее качество и продолжительность использования служат вескими причинами для покупки. В российском рынке также присутствуют более доступные варианты смазок. Высокие цены на импортные продукты усилили интерес к отечественным производителям.
Отечественные смазки подходят для различных инструментов и не уступают по качеству. Например, перфораторы, дрели и редуктора могут использовать разные смазочные составы.
Литиевые смазки также получили положительные отзывы. Эти вещества хорошо отталкивают воду и могут использоваться в различных температурных режимах. Их составы содержат как органические, так и неорганические компоненты, что способствует загустению жидкости.
Циатим-203 применяется для смазки закрытых подшипников, а вот для других типов подшипников использовать его не рекомендуется.
На рынке также доступны пигментные смазки, имеющие разный цвет. Например, синяя и темно-фиолетовая смазка ВНИИНП. Первая, как правило, стоит дороже второй, поэтому её приобретают реже, хотя качество у обеих довольно высокое и, как правило, стоит потраченных на них средств.
Готовая смазка
Производители электроинструмента настоятельно рекомендуют использовать специальные составы, выпущенные под их брендом. Это касается, в частности, таких компаний, как Макита и Бош.
Хотя такие средства можно приобрести, их стоимость может быть довольно высокой, и не всегда это оправданно. Компания Интерскол более лояльна к выбору материалов. Но какой смазкой все же лучше пользоваться? Смазочный материал для редуктора угловой шлифмашины должен соответствовать определённым требованиям:
- Вязкость не должна превышать 800 Па*с;
- Температура капельного отделения от основного вещества должна быть не менее 120°C;
- Смазка должна быть однородной, без механических вкраплений;
- Устойчивость к влаге и условиям эксплуатации.
Производством выпускается множество разновидностей смазок, включая специальные составы для редукторов. Лучшие результаты показывают смеси, содержащие дисульфид молибдена в качестве противозадирной добавки. Если же рассматривать зарубежные марки, то особую популярность приобрели Кастрол и Мобил.
Для удобства применения, Мобил упаковывает свою продукцию в тубы, напоминающие шприцы.
Среди отечественных марок высоко ценятся МС-1000 и Лимол. Использование солидола, литола или Циатим-221 не всегда дает желаемые результаты.
Самодельные смеси
При отсутствии в продаже нужной смазки, либо когда стоимость готового продукта кажется неоправданной, вы можете попробовать изготовить смазочную смесь своими руками. Существуют различные рецепты, одно из наиболее распространённых – использование Циатима-221.
Для этого в емкость с Циатимом добавляют трансмиссионное масло ТАД-17. Постепенно, непрерывно перемешивая, добавляют масло по одной капле, пока не будет достигнута необходимая консистенция. Смесь должна хорошо сцепляться с деталями, не быть слишком густой и не течь, как жидкость.
Другим вариантом может стать комбинация смазки для ШРУС с жидким маслом МС-20.
КАКАЯ СМАЗКА ЛУЧШЕ ПОДХОДИТ ДЛЯ УШМ?
Наступает важный вопрос: какую смазку лучше использовать для угловых шлифовальных машин?
Производители электроинструментов настоятельно рекомендуют использовать смазочные материалы, которые они сами производят, утверждая, что как создатели инструмента они лучше других знают все его нюансы и особенности.
Покупая подобную смазку, пользователь может быть уверен, что данное средство прошло все необходимые испытания и обладает наилучшими характеристиками, что обеспечивает надежность работы инструмента.
Однако, если пользователь решит использовать другую смазку, независимо от того, будет ли она дорогой и качественной или наоборот более бюджетной, он рискует потерять гарантию, так как нарушает условия, прописанные в инструкции.
Самым заметным отличием расходных материалов, которые выпускаются под маркой производителя электроинструмента, является их цена. Фирменные смазки, как правило, намного дороже аналогичных изделий других брендов.
BOSCH
Этот бренд хорошо известен покупателям как производитель качественной продукции и пользуется высоким авторитетом.
В их ассортимент входят различные виды смазок как универсального, так и специализированного назначения. Составы можно изучить в каталоге компании.
Рекомендации Bosch вызывают доверие благодаря ответственному подходу, так как каждая рекомендация учитывает индивидуальные особенности конструкции каждого инструмента.
Смазки для угловых шлифовальных машин данного бренда выпускаются в небольших тюбиках объемом 60-100 миллилитров с узкими носами, что значительно облегчает процесс обслуживания. Один тюбик обычно хватает на 2-3 обслуживания инструмента, при этом цена за такой объем вполне разумна.
MAKITA
Этот бренд, как и Bosch, пользуется высоким доверием среди покупателей и удерживает статус одного из лидеров мирового рынка.
Несмотря на количество предлагаемых видов смазок, оно достаточно ограничено, однако это вполне удовлетворяет потребности различных пользователей. В их каталоге представлены все необходимые сведения, которые помогут выбрать нужный продукт.
Объемы, в которых можно приобрести смазку, варьируются, предоставляя покупателям широкий выбор от 30 миллилитров до 0,5 литра, однако цена на продукцию бренда MAKITA зачастую является весьма высокой.
ДЕВОЛЬТ, DEWALT
Это американский бренд электротехники, который позиционирует себя как пионер в области инновационных решений и высоких технологий. Согласно каталогам, предоставленными российскими дистрибьюторами, можно предположить, что компания не производит смазочные материалы под своим собственным брендом.
СМАЗКА СВОИМИ РУКАМИ
Прежде чем приступить к изготовлению собственной смазки, задумайтесь: действительно ли это необходимо? Это способ экономии средств? А будет ли это рентабельно? Быть может, затраты на компоненты и изготовление смеси в домашних условиях выйдут дороже, чем покупка готового лубриканта?
Смысл в создании самодельных смазок актуален, разве что если у вас уже есть все необходимые компоненты на руках, а запас смазки закончился, и вам нужно продолжать работу как можно скорее.
Вопрос о смазке в редукторе УШМ
Недавно, после трудоемкой работы с болгаркой Интерскол 125\900, я решил заглянуть в редуктор, чтобы проверить состояние смазки. В редукторе обнаружилось прозрачно-зеленоватое вещество; смазки было достаточно – от кнопки блокировки шпинделя до ведомой шестерни, но зубья ведущей и ведомой шестерен оказались совершенно сухими. У меня возник вопрос: так должно быть? Я нанес ту же смазку пальцем на обе шестерни, не попадет ли она в корпус самой болгарки? Кстати, после нанесения звуки работы машинки значительно уменьшились.
СЕГОДНЯ МНЕ СТЫДНО БЫТЬ УКРАИНЦЕМ!
Vlad_power
23.08.2009 в 18:24:18
Неужели никто не открывал редуктор своей УШМ и не видел, что там происходит?
СЕГОДНЯ МНЕ СТЫДНО БЫТЬ УКРАИНЦЕМ!
n-p-n
23.08.2009 в 18:28:37
2 Vlad_power Поиск – очень полезная функция 🙂
Дмитрий Т
23.08.2009 в 18:30:49
Vlad_power написал : шестерни совершенно сухие.
Такой ситуации быть не должно, если в редукторе все же присутствует смазка, разве что она превратилась в нечто вроде пластилина. На зубьях шестерен должна оставаться хотя бы тонкая пленка смазки. При работе болгарки смазка разогревается, становится текучей и равномерно распределяется по шестерням. Из-за высоких оборотов, не увидеть практически никаких признаков смазки совершенно естественно.
Vlad_power
23.08.2009 в 19:46:40
n-p-n написал : 2 Vlad_power, поиск – замечательная функция
Да, я пытался, но не нашел конкретных ответов. Там есть лишь общие описания, какие смазки рекомендованы и упоминается, что объём смазки должен составлять 1/3 от объёма редуктора.
Дмитрий Т написал : На шестернях при таких оборотах вы даже 0,1 грамма смазки не сможете разглядеть.
Таким образом, вы хотите сказать, что смазки на шестернях все равно имеются, но их не видно невооруженным глазом? Таким образом, даже если бы на зубьях шестерен был бы заметный слой смазки, ее всё равно выбросило бы из-за трения и они стали бы выглядеть «сухими»?
СЕГОДНЯ МНЕ СТЫДНО БЫТЬ УКРАИНЦЕМ!
Дмитрий Т
23.08.2009 в 19:55:50
Vlad_power написал : Вы хотите сказать, что смазка есть, но ее не видно. Даже если бы ее было много, трение сделает её невидимой?
Да, саме так. Однако не из-за того, что она исчезла, а потому, что под воздействием центробежной силы смазка разбрызгивается по стенкам редуктора. Поэтому для высокоскоростных редукторов важно использовать качественные смазки, которые могут удерживаться на поверхности шестерен. Чем лучше свойства смазки, тем толще масляная пленка на шестернях, что и способствует более надежной работе. Не рекомендую смазывать редуктор УШМ слабосвязующими маслами, такими как литол, так как это только приведет к повышенному износу и повторному разбору редуктора в поисках выходов из ситуации.