Для обеспечения идеальной совместимости с новыми и старыми пластинками некоторые (очень многие) варианты фонокаскадов имеют адаптивную АЧХ, своего рода промежуточную ступень между вышеупомянутыми RIAA-78 и RIAA.
Что такое фонокорректор и усилитель: отличия между ними
Почти каждый любитель музыки рано или поздно покупает проигрыватель пластинок. Причина покупки у всех разная, одни хотят услышать любимое произведение в новом и абсолютно чистом звучании, другие просто не приемлют современную аппаратуру. Но при покупке проигрывателя возникает множество вопросов — какую марку выбрать, на что обратить внимание, какие детали важны. Найти ответы на эти вопросы не должно быть сложно, а вот разобраться в деталях проигрывателя — может. Поэтому важно знать, что такое фонокаскад и усилитель, чем они отличаются друг от друга и за что отвечают.
Усилители для виниловых проигрывателей, как следует из названия, предназначены для улучшения характеристик передачи звука. Принцип работы довольно прост. Усилитель улавливает слабый сигнал и усиливает его мощность, контролируя уровень выходного сигнала. Усилитель отвечает за то, чтобы акустическая система звучала именно так. Но в состав усилителя также входит фонокаскад. Подумайте, что это такое и зачем вам нужен фонокаскад.
Зачем нужен фонокорректор
Прежде чем выбрать фонокаскад, вам нужно знать, что такое фонокаскад. Фонокаскад для винила — это тип усилителя, предназначенный для проигрывателей виниловых пластинок. Принцип работы фонокаскада довольно прост: при подключении проигрывателя пластинок он издает высококачественный звук. Основная задача фонокаскада — скорректировать сигнал, усилить его и передать на усилитель.
Сначала на пластинку записывается электрический сигнал. Этот сигнал необходимо усилить, поскольку он не является линейным и имеет тональные искажения. Если пластинка была выпущена после 1955 года, то обычно считается, что она имеет стандартный сигнал RIAA. Однако могут быть записи, которые имеют определенный стандартный звук. Такие записи звучат неоптимально, поэтому фонокаскад спасет ситуацию.
В настоящее время на рынке представлено множество фонокаскадов: одни способны работать с MM-картриджем с подвижным магнитом, другие — со стандартом подвижной катушки. Последние имеют механизм, позволяющий полностью настроить звучание по своему вкусу.
Таким образом, фонокаскад способен усиливать сигнал, поступающий от иглы, и соответствующим образом преобразовывать его для получения более качественного звучания. Исходя из этого, можно понять, что фонокаскад необходим для записи из-за разных порогов интервала и предусилителя. Более того, когда пластинка создается и записывается напрямую, вносятся различные искажения для увеличения функциональной емкости. Чтобы решить проблему искажений и добиться лучшего звучания, в игру вступает фонокаскад: он пытается сбалансировать звук, понижая его на высоких частотах и повышая на низких.
Что такое фонокорректор?
Почему же нельзя подключить проигрыватель пластинок без фонокаскада напрямую к усилителю, ресиверу или мощным колонкам? Да просто потому, что вы ничего не услышите на колонках. Фонокаскад, который также называют фоноэквалайзером или фонокаскадом, необходим для того, чтобы придать слабому сигналу виниловой пластинки линейную частотную характеристику и сделать ее достаточно высокой для работы следующих усилителей. Ведь сигнал на виниле изначально записан со значительными тональными искажениями, с большим равномерным спадом от высоких частот к низким. Поэтому фонокаскад необходим не только для усиления, но и для линеаризации слабого электрического сигнала, создаваемого головкой звукоснимателя.
В записях, сделанных после 1954 года, используется стандартная форма сигнала RIAA (Ассоциация звукозаписывающей промышленности Америки), частотная характеристика которой выглядит примерно следующим образом.
До установления единого стандарта на рынке одновременно присутствовало до сотни (!) различных версий кривых, используемых звукозаписывающими компаниями для своих пластинок. И даже одна компания могла иметь одновременно несколько версий для разных скоростей, каждая из которых требовала отдельной эквализации. Существовали версии от Columbia, Victor, Decca и других издателей. Все это приводило к невероятной путанице как производителей оборудования, так и покупателей. Студийные фонокорректоры того времени имели переключатели для нескольких десятков кривых. Сегодня все виниловые пластинки записываются по единому стандарту RIAA, и нет необходимости покупать сложный корректор с несколькими переключаемыми контурами, если только у вас нет большой коллекции западных пластинок 1940-х и 50-х годов.
Что делает фонокорректор?
Как упоминалось ранее, сигнал восстанавливается в том виде, в котором он был изначально смикширован и записан на ленту или жесткий диск до применения предустановок виниловой печати. Точность этого восстановления определяет качество звучания всей системы при воспроизведении виниловых пластинок. Независимо от типа и конструкции корректора, в его основе лежит схема коррекции, которая может быть активной или пассивной. Это означает, что исходная форма волны восстанавливается либо пассивными цепями резисторов, конденсаторов и индукторов, либо активными каскадами транзисторов (полупроводников) или ламп.
Картриджи обычно делятся на различные типы в зависимости от того, какой картридж используется в проигрывателе. Несмотря на несколько различную конструкцию картриджей с подвижным магнитом и подвижной катушкой, оба типа работают по принципу электромагнитной индукции и различаются по уровню напряжения и внутреннему сопротивлению. Следовательно, для каждого типа требуется фонокаскад с соответствующими электрическими характеристиками для правильной зарядки, а также адекватного усиления. Поэтому сегодня на рынке представлены три основных типа корректоров фонокаскада — для MM картриджей, MC картриджей и универсальные модели, которые могут быть настроены для работы с различными картриджами.
Встроенный фонокорректор против внешнего (отдельного)
Следующий логичный вопрос: стоит ли избегать проигрывателей со встроенным фонокаскадом? Правда в том, что это зависит от модели, но, как правило, большинство из них имеют простой «фонокорректор», который даже отдаленно не подходит для высококачественного прослушивания музыки. Однако проигрыватели со встроенной фоносистемой (встроенные фонокорректоры) часто ориентированы на новичков или на людей, которые просто хотят проигрывать записи в нормальном качестве звука. Другими словами, они дешевле как по цене, так и по качеству звука.
Однако некоторые бренды также предлагают модели со встроенными фоноконвертерами. Это означает, что вы можете использовать встроенный фонокорректор, который вам нравится, но также имеете возможность обойти его (лучше обойти). В целом, это отличное решение для тех, кто не уверен, насколько далеко они хотят зайти в своем новом увлечении.
Почему какие-то фонокорректоры дешевле, а какие-то очень дорогие?
Помимо общего качества сборки, типа используемых компонентов и надежности, есть еще несколько факторов, определяющих цену картриджа.
Во-первых, существуют картриджи MM и MC.
Оба варианта требуют различной обработки сигнала, что, в свою очередь, означает различные типы фонокаскадов. Фонокаскады, предназначенные для использования с MM-картриджами, как правило, дешевле, поскольку этот метод считается преобладающим для современного поколения. Фонокаскады MC, как правило, стоят дороже. Однако существуют фонокорректоры, поддерживающие оба типа картриджей.
Еще один фактор, о котором стоит поговорить, — это звучание «фоника». В конце концов, не каждая фонокорректорная система звучит хорошо, особенно если она продается в Китае, особенно на Aliexpress.
Почему бы просто не купить проигрыватель винила со встроенным фонокорректором, да еще и с USB? Это разве не проще?
Да, это хороший совет для тех, кто слушает музыку «фоном», но совершенно пустая затея для тех, кто ищет свой, лучший звук! Как правило, «комбо-продукты» предлагают минимум всего возможного. Совместное использование одной цепи питания для мотора проигрывателя и очень чувствительной фонокорректорной цепи — это просто нонсенс!
Большинство таких устройств практически не защищают встроенный фонокаскад и оснащены убогим переносным пластиковым лотком и прочим пластиковым хламом. Аудиофилы 1970-х годов смеялись при виде таких мини-блоков, впервые появившихся на рынке, а сегодня такие устройства бесстыдно рекламируются известными брендами как крутые компонентные стереосистемы.
Виниловые проигрыватели с USB
Существуют также проигрыватели с USB-подключением — уберите все плохое, что я сказал выше о встроенном фонокаскаде, и вы получите еще одно «чудо» (абсолютно все проигрыватели с USB-подключением оснащены ММ-картриджем). Да, такой проигрыватель подключается к компьютеру в обход звуковой карты и линейного входа.
Так проще, просто отлично, не правда ли? На самом деле, это абсолютная катастрофа. Обход звуковой карты означает обход ее АЦП (аналого-цифрового преобразователя) и замену его собственным, более дешевым.
Проблема заключается в том, что аналого-цифровой преобразователь на звуковой карте, даже ноутбука, скорее всего, будет лучше. Кроме того, многие хорошие звуковые карты способны обрабатывать 32-битный звук, в то время как подавляющее большинство USB-проигрывателей винила ограничены 16-битным.
Регуляторы уровня записи Windows и Audacity (всеми любимая БЕСПЛАТНАЯ программа для копирования аудио) гарантированно работают с любой звуковой картой и ее линейными входами; они НЕ работают со многими USB-проигрывателями.
Это может привести к тому, что файлы MP3 и CD-R будут слишком громкими или слишком тихими по сравнению с приобретенными компакт-дисками и другими источниками музыки.
p/s. Обычные USB-проигрыватели (даже те, которые выглядят винтажными) имеют КЕРАМИЧЕСКИЕ картриджи; они не только воспроизводят плохой звук и цифровые файлы, но и могут уничтожить запись!
Связь с головкой звукоснимателя
Как вы знаете, все фонокаскады можно разделить на ламповые и транзисторные. Однако ламповые каскады не могут обрабатывать сигнал от МС-головки без повышающего трансформатора.
В современных проигрывателях используются как MM, так и MC картриджи. Поэтому сегодня существуют специальные модели транзисторных блоков для MM и MC картриджей, а также комбинированные фоногибридные блоки, в которых при необходимости можно самостоятельно менять тип картриджа.
Самые современные и продвинутые фонокаскады предлагают возможность регулировки необходимых параметров, что в свою очередь обеспечивает наиболее точную и аккуратную коррекцию АЧХ.
Поскольку фонокаскад по своей природе способен работать даже с минимальными сигналами, любая обратная связь от сети оказывает существенное влияние. В устройствах Hi-класса источник питания часто является внешним.
Экспериментальные и увлеченные аудиофилы иногда предпочитают питать фонокаскад от аккумулятора или даже перезаряжаемых батарей.
Можно ли обойтись без фонокорректора?
Транзисторный фонокаскад с внешним источником питания
Нет, он абсолютно необходим, если вы действительно любите и знаете, что такое хороший звук, а не просто притворяетесь.
Вы не можете по-настоящему усовершенствовать свою звуковую систему без фонокаскада. А если вы приобретете специальную модель такого устройства, то добавить индивидуальный штрих к вашим колонкам станет еще проще.
Но, несмотря на огромную важность этого устройства, все же существуют «лазейки», через которые можно попытаться обойтись без него.
Существуют проигрыватели, которые уже имеют встроенные фонокаскады. Их можно подключить непосредственно к усилителю. Если ресивер или усилитель имеет соответствующий фоно вход, то проигрыватель можно подключить к нему даже без фоно предусилителя. Достаточно указать, для какого типа картриджа предназначен вход.
Мы по-прежнему считаем, что важность фонокаскада невозможно переоценить, поскольку «прямое» соединение проигрывателя и усилителя никогда не даст наилучшего звучания. Это зависит от вас!