Сгон — это соединительное сантехническое изделие, предназначенное для соединения труб в процессе монтажа систем трубопроводов. Надежность и совместимость моделей систем во многом зависят от этого элемента. Кроме того, фитинги значительно упрощают задачу объединения разрозненных узлов в целостную магистраль.
Металлические сгоны в сантехнике, как соединять трубы
Создание любого трубопровода — это задача, предполагающая наличие определённых знаний, практических навыков и умения работать с различными материалами и оборудованием.
Практически всегда монтаж магистрали, помимо непосредственно самих труб, включает в себя специальные вспомогательные элементы, такие как фитинги.
Со временем система может оказаться подверженной поломкам и требовать ремонта. Это может произойти из-за коррозии, механических повреждений или других негативных факторов.
Полезные аксессуары
Иногда, замена той или иной детали в целом трубопроводе может быть весьма сложной или даже практически невозможной задачей.
Это связано с рядом серьезных обстоятельств, включая, например, необходимость использования электросварных фитингов для труб из полиэтилен низкой плотности (ПНД).
Именно поэтому при создании многих систем применяются резьбовые соединения, которые осуществляются при помощи муфт (соединительных элементов для труб ПНД) и сгона.
Сгон представляет собой соединительный фитинг, который выглядит как трубка небольшого диаметра с резьбой, предназначенной для соединения пустотелых предметов. На одном из концов резьба, как правило, значительно короче, чем на другом.
Короткая резьба (около 5-6 ниток) предназначена для подключения муфты, тогда как длинная резьба (от 20 до 30 ниток) — для зажимного устройства и контргайки.
Нержавеющий сгон с контргайкой часто используется для соединения двух неподвижных труб, которые не могут быть повернуты относительно друг друга. Эта деталь может также использоваться в сочетании с шаровыми кранами различного сечения.
Профессиональные сантехники зачастую выбирают изделия с длинной резьбой, учитывая, что в ситуациях, когда замены детали не избежать, необходимо расширить промежуток между стыковочными сторонами трубы и сгона. Это может привести к ухудшению прочности соединения.
Хотите узнать больше об устройстве дренажных канав? Ознакомьтесь с нашей статьей о том, как правильно отводить грунтовые воды с вашего приусадебного участка.
Информативная статья о величине штрафа за скважину на участке также доступна здесь.
Важно отметить, что эта соединительная деталь в основном используется в системах водопровода (для получения дополнительной информации о том, как соединять трубы ПНД без сварки, советуем посмотреть видео). Поэтому необходимо, чтобы она имела высокую защиту от коррозии.
Монтаж сгона: пошаговое руководство
Монтаж сгона включает несколько этапов, выполнение которых обеспечит надежное соединение:
- Подготовка труб и фитингов. Важно тщательно очистить все материалы от загрязнений и заусенцев. Убедитесь в целостности фитингов, проверив их на наличие дефектов.
- Укладка уплотнительного материала. На резьбовые соединения необходимо наносить герметизирующие материалы, такие как лента ФУМ или пакля. Уплотнитель важно равномерно распределить по резьбе.
- Сборка. Вкрутите сгон в муфту, затягивая соединение вручную, чтобы избежать перекосов. Затем подсоедините контргайку, не перетягивая её. После этого закрепите другой конец сгона в следующую муфту, соединяя трубы. Все элементы должны быть правильно расположены.
- Затяжка. Используя специальные ключи, аккуратно и с умом затяните все соединения, в том числе контргайки. Нельзя переусердствовать с затяжкой, иначе это может привести к повреждению резьбы.
Пошаговое руководство по демонтажу сгона
Процесс демонтажа соединений нужно выполнять по следующему алгоритму:
- Подготовка к демонтажу. В первую очередь перекройте подачу жидкости или газа в трубопроводе, чтобы избежать протечек. Убедитесь, что нет давления в системе.
- Ослабление соединений. С помощью трубных ключей открутите контргайки, постепенно ослабляя муфты. Контролируйте усилие для предотвращения повреждений резьбы.
- Разборка. Полностью открутите муфты и сгон. Аккуратно отсоедините трубы, избегая резких движений.
- Очистка и осмотр. Удалите остатки уплотнительного материала. Проверьте состояние резьбы и фитингов на наличие повреждений. При наличии изношенных элементов произведите их замену.
Устройство соединения со сгоном и его обозначение
Стальные соединительные муфты, как оцинкованные, так и без покрытия цинком, имеют двустороннюю резьбу. Эти изделия применяются для создания трубопроводов водоснабжения, отопления и газопроводов, работающих с неагрессивной рабочей средой. Они могут эксплуатироваться при температуре до +175°C и давлении менее 1,6 МПа (16 атм.). Конструкция фитинга включает муфту со специальными боковыми продольными ребрами, что обеспечивает надежный захват газом ключом, а также стандартную контргайку, размеры которой соответствуют резьбе фитинга.
Процесс монтажа сгона
Работа по установке муфт соединений, предназначенных для создания водопроводов и устанавливаемых после вентилей, требует выполнение ряда правил:
- при установке фитингов стоит соблюдать зазор между трубами, который не должен превышать 5 мм. Это нужно учитывать, когда резьбы нуждаются в углублении в корпусе других устройств или элементарной арматуры;
- длиной резьбы не менее 20 ниток, на нее должна последовательно накручиваться контргайка и муфта;
- льняное волокно, либо нить, наматывается по ходу соединения;
- льняное волокно накручивается на короткую сторону сгона, смазывается специальной пастой и затем ввинчивается вручную в выходной патрубок вентиля с последующим поджатием газовым ключом. Для удобства рекомендуется использовать два ключа, что способствует лучшему удержанию корпуса вентиля и предотвращает его прокручивание на трубопроводе;
- со стороны длинной резьбы сгона наворачивается контргайка до упора, а также муфта; на трубу, с которой производится соединение, наматывают лен по ходу резьбы;
- длинную муфту опускают вниз и накручивают на трубу, затем поджимаются с помощью гаечного ключа;
- с другого конца муфты выполняется намотка льноволокна, его обмазывание пастой и затягивание контргайкой. Не забывайте, что намотка с другой стороны не должна попасть под резьбу муфты. Уплотнение и герметизация будет происходить благодаря сжатию волокна контргайкой. Поэтому для обеспечения плотного соединения контргайки с муфтой или минимального зазора (до 1 мм) необходимо выполнять намотку льноволокна с достаточным количеством витков и последующим сильным сжатием.
Устройство соединения со сгоном и его обозначение
Стальные соединительные муфты с цинковым покрытием или без него, имеющие двустороннюю резьбу, предназначены для соединения водопроводных и газовых труб в системах отопления, газораспределения и водоснабжения, а также других линий, работающих с неагрессивным рабочим телом при температуре до +175°C и давлении менее 1,6 МПа (16 атм. или бар). Чтобы соединить трубопровод с сантехническим и газовым оборудованием, в состав фитинга входят соединительная муфта (которая включает боковые продольные ребра для захвата газовым ключом) и контргайка, которая соответствует стандартным размерам наружной трубной резьбы фитинга по ГОСТ 8969-75.
Маркировка фитинга согласно ГОСТ 8969-75 включает наименование детали (сгон), условный диаметр, материал изготовления (литера Ц для обозначения оцинкованной стали) и указание на вышеуказанный стандарт. Пример маркировки: Сгон 25-Ц ГОСТ 8969-75.
Рис. 4 Монтаж сгона
Как производится монтаж сгона в систему
При монтаже стальных соединительных муфт для организации водопроводов, которые устанавливаются после вентилей, следует учитывать следующие нюансы:
- необходимо, чтобы фитинги имели длину просвета между трубами не более 5 мм, принимая во внимание углубление стороны с короткой резьбой в присоединяемое оборудование или арматуру;
- со стороны, имеющей резьбу длиной не менее 20 ниток, последовательно накручиваются стальная контргайка и соединительная муфта;
- льняное волокно или нить наматываются по ходу резьбы;
- при монтаже на короткой стороне наматывается льняное волокно, которое затем смазывается специальной пастой, после чего труба сгона вручную ввинчивается в выходной патрубок вентиля и дожимается газовым ключом. Для удобства рекомендуется использовать второй ключ, чтобы держать корпус вентиля и предотвратить его прокручивание на трубопроводе.
Рис. 5 Части соединительные стальные по ГОСТ 8965-75
- После этого на длинную сторону наворачиваются соединительные детали: контргайка до упора и муфта. На подсоединяемую трубу наматывается лен по ходу резьбы.
- Затем длинная муфта опускается вниз и накручивается на трубу, после чего дожимается ключом.
- На другом конце муфты тоже происходит намотка льноволокна с обмазыванием пастой и окончательная затяжка с помощью контргайки.
Важно помнить! Подмотка с другого конца не должна попадать под резьбу муфты, иначе уплотнение и герметизация соединения произойдут только за счет сжатия волокна контргайкой. Поэтому при намотке льноволокна стоит уделить внимание количеству витков, так, чтобы контргайка подходила к муфта или между ними оставался небольшой зазор (не превышающий 1 мм) после хорошего затягивания.
Как демонтировать резьбовые соединения?
Чтобы предотвратить коррозию металла в газопроводах и водопроводах, их покрывают краской, что увеличивает срок службы системы. Но после покраски демонтаж резьбовых соединений может оказаться серьезной проблемой. Поэтому специалисты рекомендуют избегать многократной покраски фитингов; достаточно сделать это один раз.
Если фурнитура была окрашена несколько раз, перед демонтажом необходимо удалить краску с помощью ножа или паяльной лампы.
Также перед началом демонтажных работ необходимо смазать участок трубопровода консистентным жиром для упрощения разборки.
На сложность демонтажа влияет материал, из которого изготовлены элементы. Например, чугунные соединения, навинченные на стальные трубы, легко откручиваются обычным гаечным ключом. Однако для раскрутки стальной муфты необходимо её предварительно нагреть с помощью паяльной лампы или газовой горелки в течение 20-50 минут, в зависимости от диаметра трубок и фитингов.
Таким образом, использование муфт и сгонов позволяет создать сборно-разборное соединение трубопроводной системы, что в случае необходимости проведения ремонтов дает возможность демонтировать определенные части конструкции, не прибегая к полной разборке трубопровода.
Особенности демонтажа
Газопроводы и водопроводы часто подвергаются окраске для защиты от коррозии. Краска играет важную роль в продлении срока службы системы, однако после окрашивания демонтаж резьбовых соединений может стать затруднительным. Поэтому рекомендуется не делать более одной покраски на резьбовых соединениях, а при демонтажных работах обязательно использовать консистентный жир.
Если необходимо разобрать участок конструкции с многократно окрашенными соединительными элементами, следует либо аккуратно сжечь краску паяльной лампой, либо удалить её механическим способом, используя нож или шило.
Важным аспектом, влияющим на трудозатраты при демонтаже, является материал, из которого изготовлены фитинги. Например, детали из ковкого чугуна почти не соединяются со стальными трубами, что позволяет их открутить с помощью гаечного ключа. Напротив, стальную муфту крайне сложно открутить обычным ключом.
Обратите внимание! Не следует усиливать ключ с помощью рычага, так как это может привести к его поломке без достижения необходимого результата.
Кроме того, нагрев помогает в процессе разборки. Для этих целей можно использовать газовую горелку или паяльную лампу. В зависимости от диаметра трубопровода прогрев может занять от 15 минут до часа. При этом важно периодически поворачивать трубу, чтобы уплотнение прогревалось с каждого из сторон.