В портретной фотографии и фотографии дикой природы, с другой стороны, приветствуются объективы с малой глубиной резкости. Размытый фон (боке) позволяет лучше отделить объект съемки от остальной сцены.
Широкоугольный объектив: преимущества, о которых вы не задумывались
Эта статья особенно важна для тех, кто предпочитает снимать на смартфон! Ведь основная камера практически всех современных мобильных телефонов — это широкоугольная камера. А вторая по распространенности — ультраширокоугольная камера. Правила работы с ними и с профессиональными фотообъективами одинаковы.
Широкоугольные объективы предлагают широкий спектр творческих возможностей, но многие фотографы не знают об их преимуществах. Прочитав эту статью, вы не только полюбите широкоугольную оптику, но, возможно, даже влюбитесь в нее.
Снимать широкоугольником непросто, и у него есть свои ограничения, но это всегда весело. Давайте поговорим о перспективе и искажениях, с которыми мы сегодня будем учиться работать. Это больше похоже на головоломку, которая позволяет рассказать историю и расположить объекты на фотографии в правильном порядке и нужного размера.
Мыслите шире!
Основное преимущество широкоугольной оптики заключается в том, что вы можете заставить небольшое пространство выглядеть больше, чем оно есть на самом деле. Вы можете находиться очень близко к объекту съемки и при этом четко контролировать, что попадает в кадр, а что нет. В небольших помещениях иногда не обойтись без широкоугольных снимков.
Конечно, широкоугольник можно использовать везде, а не только в тесных помещениях.
Что это такое и для чего нужны объективы?
Традиция широкоугольной съемки существовала еще во времена Советского Союза. Мастера фотографии использовали специальные объективы, расширяющие угол обзора, чтобы делать панорамные снимки.
Правильная композиция очень важна при такой съемке.
Стоит подробнее рассмотреть, что означает широкоугольный объектив с точки зрения фотографии.
- Широкоугольные объективы. Этот тип объективов (оптических систем, формирующих изображение) имеет строго определённые параметры. Он подходит для создания пейзажей, интерьерной съёмки. Такие объективы имеют угол обзора от 60 (иногда от 52) до 82 градусов, фокусное расстояние варьируется от 10 до 35 мм.
- Сверхширокоугольные. Такие объективы имеют угол обзора более 85 градусов и сверхкороткий фокус в 7-14 мм. При съёмке с такой оптикой искажение объектов более заметно, есть определённая «бочкообразность». При этом кадр получает большую перспективу, приобретает выразительность.
Какими бывают?
Все широкоугольные объективы сегодня подчиняются общим правилам. Их фокусное расстояние всегда короче диагонали изображения. Например, в 35-мм камере оно составляет менее 50 мм, а в зеркальном фотоаппарате — до 28 мм.
Тип конструкции определяет симметричные модели, которые имеют наименьшие искажения, и ретрофокусные модели.
Среди сверхширокоугольных объективов особенно известны дисторсионные объективы — так называемые «рыбий глаз» или «рыбий глаз». Этот тип оптики создает эффект барабана на изображении, с углом охвата до 180 градусов и фокусным расстоянием от 4,5 мм. Он обеспечивает отличную перспективу, а возникающие искажения необходимы для творческой фотографии.
Объективы «рыбий глаз» не используются в профессиональной фотографии, но пользуются популярностью у производителей мобильных устройств.
К сверхширокоугольным объективам также относятся ортоскопические модели. Они используются для плоской панорамной фотографии. Такие объективы не искажают и сохраняют линейную перспективу.
Советские объективы крепились к камере через переходники — обычно М39 или М42. Их можно было использовать с современными камерами, имеющими аналогичный диаметр кольца. Их называли мануальными объективами, потому что у них не было автофокуса и их можно было настраивать вручную. Более быстрые модели этого времени и сегодня очень популярны.
Например, Мир-1Б — 35-мм объектив с фокусным отношением f 2,8. В нем используется более универсальная резьба М42, а сам объектив получил всемирное признание в профессиональной сфере в СССР и за рубежом. Еще один объектив, «Зенитар-16», вносит свой вклад в эффект «рыбьего глаза». Этот сверхширокоугольный вариант имеет фокусное расстояние всего 16 мм.
Можно ли считать линзу «рыбий глаз» широкоугольным объективом?
Объективы «рыбий глаз» также относятся к категории широкоугольных объективов, но разница заключается в искажении бочки. Объектив «рыбий глаз» — это сверхширокоугольный объектив с углом обзора от 100 до 180 градусов, который создает круглое изображение вместо прямого из-за оптического искажения линзы.
Фокусное расстояние для полнокадровых камер обычно составляет от 8 мм до 10 мм и от 1 мм до 2 мм для камер с меньшими матрицами.
Широкоугольные объективы для Canon и Nikon
Широкоугольные объективы для камер Canon APS-C
Вот некоторые из лучших и не слишком дорогих широкоугольных объективов для камер Canon APS-C или полнокадровых камер:
Зум-объектив Canon EF-S 10-22mm f/3.5-4.5 USM, цена около 35 мм.
Это универсальный сверхширокоугольный зум-объектив. Он предлагает отличное качество изображения и широкий диапазон фокусных расстояний по доступной цене. Объектив имеет фокусное расстояние 35 мм, что эквивалентно 16-35 мм, быструю и точную автофокусировку благодаря ультразвуковому мотору (USM), ручную настройку фокуса и специальное покрытие линз, которое минимизирует аберрации и отражения.
Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM, цена около 20 тыс. руб.
Этот объектив был специально разработан для камер APS-C. Он предлагает фокусное расстояние, эквивалентное 35 мм 16-28,8 мм. Это легкий, компактный и доступный широкоугольный зум-объектив, который также оснащен стабилизатором изображения, шаговым двигателем STM для плавной и тихой автофокусировки и семилепестковой круглой диафрагмой, которая прекрасно размывает расфокусированные области.
Сверхширокоугольный зум-объектив Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM, цена около 45 тысяч.
С фокусным расстоянием 35 мм, эквивалентным 27-88 мм, этот объектив универсален: его можно использовать и как широкоугольный, и как небольшой телеобъектив. Высокая максимальная диафрагма помогает делать хорошие фотографии даже при слабом освещении, а сверхчеткий мотор автофокуса (USM) обеспечивает быструю, тихую и точную автофокусировку.
Широкоугольные объективы для полнокадровых камер Canon
Canon RF14-35mm F4 L IS USM, цена: около 150 мм.
Новейший беззеркальный объектив Canon — мощный инструмент для широкоугольной съемки. Он оснащен 14-мм сверхширокоугольным объективом, а минимальное расстояние фокусировки составляет всего 7,9 дюйма.
Canon RF 15-35mm f/2.8 IS USM, цена около 196 тысяч.
Этот объектив является ключевым компонентом новой серии беззеркальных объективов Canon RF. Это первый широкоугольный зум-объектив в линейке RF с коррекцией вибраций до 5 стопов, минимальным фокусным расстоянием 0,28 м и диафрагмой f/2,8.
Canon EF 28mm f/1.8 USM, цена около 35k
Этот широкоугольный объектив отличается чрезвычайно длинной выдержкой, большой максимальной диафрагмой, быстрой и точной автофокусировкой благодаря ультразвуковому мотору, а также превосходной работой при слабом освещении. Он также совместим с камерами APS-C
Canon EF 35mm f/2 IS USM, цена около 44 тыс. рублей.
Canon EF 35mm f/2 — еще один отличный объектив с фиксированным фокусным расстоянием для широкоугольной съемки. Его можно назвать объективом на каждый день: Он имеет быструю максимальную диафрагму для съемки при слабом освещении, ультразвуковой мотор для быстрой и точной автофокусировки, а также асферический элемент в объективе для минимизации аберраций и улучшения общего качества.
Canon EF 24-105mm f/4L IS USM, цена около 97k
Этот широкоугольный и средний телеобъектив с зумом — отличный выбор для профессиональных фотографов и любителей. Объектив оснащен трехступенчатой стабилизацией изображения, ультразвуковым мотором автофокуса, фиксированной максимальной диафрагмой, пыле- и влагозащитой, что позволяет снимать в сложных условиях.
Искажение вертикалей
Да, при съемке этим объективом даже вертикальные объекты могут выглядеть криво. Чтобы избежать этого, необходимо направить камеру прямо на горизонт. Если держать камеру выше или ниже, вертикальные линии на снимке будут изначально сходиться.
Это утверждение относится ко всем типам объективов, включая телевики. Однако с последними подобная картина менее заметна, чем с широкоугольным объективом. В основном по этой причине данный тип считается самым сложным для освоения, но эти недостатки легко исправляются в графических редакторах, о которых вы можете прочитать в предыдущих статьях.
Хотя эффекта вертикальной конвергенции часто избегают, его также можно использовать как искусство. Это хорошо видно на фотографии леса: Деревья кажутся сближенными в своих кронах, хотя на самом деле они совершенно параллельны друг другу.
Конечно, есть много способов избежать этого эффекта, если он нежелателен:
- Первый из них – направление на линию горизонта. У него нет никаких недостатков, сплошные достоинства.
- Второй способ – увеличить расстояние до объекта. Конечно, это не всегда возможно, кроме того, снимки с увеличением расстояния будут терять в детализации.
- Третий способ заключается в вытягивании снимка при помощи редакторов, однако, при его использовании, изображение может сильно исказиться и потерять правильную перспективу.
- Четвёртый и последний способ – объектив с возможностью управления перспективой (функция тилт-шифт). Его главный недостаток – дороговизна.
Простые советы
Почему многие говорят, что не следует использовать поляризационные фильтры с широкоугольным объективом? Как известно, их эффективность напрямую зависит от угла падения света. Например, если объектив расположен перпендикулярно к солнцу, эффект будет наибольшим, в то время как при взгляде спереди он полностью сходит на нет. Эффективность поляризационного фильтра варьируется от региона к региону из-за сильной кривизны линзы, что может негативно сказаться на изображении.
Зачем использовать градуированный фильтр? Широкоугольные объективы часто имеют следующую особенность: фотографии с разным уровнем освещенности объекта съемки могут быть переэкспонированы в одних областях и недоэкспонированы в других.
Подобный фильтр решает эту проблему: он может поглощать избыточный свет или, наоборот, добавлять свет там, где он необходим.
Почему более широкий объектив делает глубину резкости слишком большой? Он ничего не делает слишком большим, это просто заблуждение. Это связано с тем, как вы его используете. Фотографы редко подходят к объектам съемки так близко, как это возможно, поэтому они заполняют кадр иначе, чем при использовании обычных средних телеобъективов.
Перспектива
При переходе от широкоугольного объектива к телеобъективу меняется перспектива. Телеобъективы, как правило, сжимают расстояния между различными плоскостями изображения.
На следующих снимках изображены играющие дети. При 24 мм (ЭФЛ) изображение имеет большую глубину, и вы можете видеть, что моя дочь и сын находятся далеко друг от друга. При 200 мм (EFL) перспектива более сжата, и дети выглядят ближе.
Дисторсии
С увеличением поля зрения появляются искажения. Ни один широкоугольный объектив не имеет искажений, за исключением центра кадра.
Это не является проблемой при съемке пейзажей, где обычно нет прямых линий, которые делают искажение очевидным. Однако в архитектурной или портретной фотографии это может стать проблемой.
Если вы хотите снять портрет с помощью широкоугольного объектива, вам нужно подойти ближе к модели, чтобы заполнить кадр.
При съемке головы широкоугольный крупный план приводит к тому, что портрет изменяет естественные пропорции между носом, глазами, ушами и т.д. модели. Результат не очень лестный.
Телеобъективы имеют гораздо меньше искажений. Они идеально подходят для портретов или для выделения здания или определенного элемента ландшафта. Вам не нужно подходить слишком близко, чтобы изображение не искажалось.
Размер, диафрагма, фильтры и опыт съемки
Помимо основных различий, описанных выше, существуют также некоторые практические различия при использовании широкоугольного и телеобъектива.
- Размер : Широкоугольный объектив обычно компактнее длиннофокусного телеобъектива, легче и портативнее. Вы никогда не найдете широкоугольник с ножкой для штатива;
- Апертура : Широкоугольные объективы обычно быстрее телеобъективов, особенно в низкобюджетной области;
- Фильтры : Практически на любой телеобъектив можно установить винтовые фильтры, но “рыбий глаз” и широкоугольники с выпуклым передним элементом (например, Olympus Zuiko M. 7-14 f/2.8 PRO) не могут использовать фильтры. Некоторые объективы рыбий глаз могут иметь прорезь на задней части объектива для размещения небольшого фильтра, а для таких широкоугольников доступны некоторые системы крепления сторонних производителей.
- Тряска камеры : Телеобъективы имеют узкое поле зрения, поэтому дрожание камеры является проблемой. Широкоугольные объективы гораздо более щадящие. Снимать на широкий угол с рук проще, даже при низком освещении и без стабилизации. Чтобы избежать дрожания камеры при съемке с рук, следует придерживаться эмпирического правила: скорость выдержки должна быть больше, чем обратная величина используемого фокусного расстояния. Для 200 мм это будет выдержка быстрее, чем 1/200 с.
Лучшее из двух миров: суперзум-объективы
В последние годы все более популярными становятся так называемые суперзум-объективы. Это объективы, охватывающие чрезвычайно широкий диапазон фокусных расстояний, от 18 мм до 300 мм и более, например, Sigma 18-300 mm f/3.5-6.3 DC Macro OS HSM C для Canon.
Интересно, что мостовые и компактные камеры, такие как Sony RX10 IV (24-600 мм) и RX100 VII (24-200 мм), оснащены объективами суперзум. Это делает их идеальными камерами для путешествий.
Однако королевой камер с суперзумом является новая модель Nikon P1000. Она оснащена невероятным суперзум-объективом, который охватывает диапазон от EFL 24 мм до 3000 мм.
Давайте посмотрим на Луну. С компактной камерой Nikon P1000 вы можете перейти от этого снимка Луны на фоне пейзажа
до этих снимков Луны крупным планом.