В данной статье я не буду вас утомлять длинной лекцией о различных типах пленок. Изучение и сам процесс использования пленочных камер представляют собой один из важнейших источников радости для современного фотографа, и по этой причине было бы неправильно не дать вам возможности испытать это удовольствие. На начальном этапе моя основная цель заключается в том, чтобы подсказать, с чего же лучше всего начать.
Как снимать на плёнку в путешествии: инструкция для новичков
У вас еще не был собственного фотоаппарата? Вы переживаете, что ваш айфон будет ревновать и из-за этого засветит вашу пленку? Не волнуйтесь, с нами вы в полной безопасности.
- Каждый кадр требует внимательного и трепетного подхода — ведь у вас всего 36 снимков! А может быть, даже 24.
- Отснятая ролик — это последовательная история, которую вы будете переживать заново, когда получите проявленные фотографии.
- Съемка на пленку — это как прослушивание виниловых пластинок. Плюс ко всему, вы сможете научиться получать необычайное телесное удовольствие от самого процесса: заправка катушки, создание кадра, сматывание пленки и отправка ее на проявку.
С пленочной камерой ваши путешествия станут значительно более увлекательными. Вы начнете обращать больше внимания на мир вокруг, тщательно выбирая места для съемки. И даже те ваши друзья, которые обычно не тратят время на фотографирование у памятников, могут захотеть запечатлеть момент на пленку.
Таким образом, завершение отпуска не будет восприниматься так печально — ведь вернувшись домой, вы сможете сдать катушку на проявку и в конечном итоге узнать, какие моменты вы запечатлели.
Если вы никогда прежде не пробовали снимать, разобраться в таких терминах, как апертура и выдержка, может показаться сложным. В этом случае мы готовы помочь: расскажем о том, как выбрать свою первую мыльницу и плёнку (при этом речь не идет о хозяйственных товарах).
Если вам не хочется углубляться в тонкости, но стиль плёночных фотографий вам все равно нравится, рассмотрите возможность приобретения полароида (о таких камерах мы также написали отдельную статью).
Как выбрать фотоаппарат и не купить неподходящую модель
Прежде чем совершать покупку первого пленочного фотоаппарата, стоит запомнить несколько базовых принципов. Не переживайте — это не так сложно, как может показаться на первый взгляд.
Обратите внимание на F-число
Посмотрите на объектив, особенно на букву f. Рядом с этим символом вы увидите числа, которые напоминают странную дробь. Например, это может быть 1 : 2.8. Чем меньше второе число, тем больше света попадает в объектив.
F-число начинается с 1, но скорее всего на простом пленочном фотоаппарате вы встретите 2.8 или 3.5 — это именно то, что вам нужно для первых шагов.
Проверьте диафрагму
Внутри объектива находятся шторки — это диафрагма, которая отвечает за регулирование света, попадающего на пленку. Важно, чтобы они двигались без препятствий. Например, если диафрагма не закрывается должным образом, ваши фотографии будут слишком светлыми.
Откройте отсек для пленки и сделайте тестовый кадр без самой пленки — так вы сможете увидеть, как работают шторки.
На некоторых фотоаппаратах может стоять защита, поэтому проверить диафрагму можно лишь с внешней стороны. Вероятно, вам понадобятся несколько попыток: шторки движутся быстро, и их трудно рассмотреть через линзу (вот в этом видео вы можете ознакомиться с тем, как проверить различные типы камер).
Проверьте линзу
На линзе — это выпуклая прозрачная часть объектива — не должно быть никаких царапин. Не забудьте проверить это перед покупкой.
Если вы решили купить подержанный фотоаппарат, необходимо проверить линзу на наличие плесени. Это может произойти, если предыдущий владелец хранил камеру в условиях повышенной влажности. Это касается и тех, кто решит приобрести пленочный фотоаппарат в странах с влажным климатом: обязательно тщательно проверьте линзу.
Проверьте вспышку
Вспышка на пленочном фотоаппарате — это важный механизм с отдельной кнопкой; она поможет вам сделать красивые снимки при недостаточном естественном освещении. Чтобы убедиться, что вспышка работает, нажмите на кнопку её активации и сделайте тестовый кадр без пленки.
Существуют мыльницы, которые всегда делают снимки со вспышкой, например, Olympus Trip 301. Если у вас такая камера и вы хотите сделать снимок без вспышки, просто аккуратно закройте её пальцем. Впрочем, несомненно, предпочтительнее, когда есть возможность выбирать — включить дополнительные источники света или оставить без них.
Проверьте кнопку спуска затвора
После того как вы сделали снимок, пленка должна свободно прокручиваться дальше. Обязательно нажмите на кнопку спуска затвора (эта кнопка более известна как кнопка, на которую нужно нажать, чтобы сфотографировать) — если вы слышите звук прокручивания, значит, всё в порядке. Заодно проверьте, работает ли счетчик кадров.
После покупки обязательно проверьте всю камеру
Как только вы с гордостью повесите первый пленочный фотоаппарат на шею, проведите финальный контрольный осмотр:
- Купите самую дешёвую катушку плёнки (можно найти за 500 рублей) и попросите консультантов показать, как правильно вставить её в отсек.
- Сделайте рандомные тестовые кадры и вернитесь в магазин, чтобы консультанты подсказали, как правильно смотать и забрать катушку.
- Сразу отдайте её на экспресс-проявку и посмотрите, что у вас получилось. Если вы готовы подождать пару дней, проще взять стандартный тариф для проявки, он будет дешевле.
Весь контрольный осмотр обойдется вам менее чем в тысячу рублей и поможет выявить возможные проблемы с камерой. Надеемся, что таких проблем не возникнет.
Обо мне
Меня зовут Сергей Веснин, и я занимаюсь пленочной фотографией. Я обучаю людей, как работать с фотоплёнкой, включая выбор пленки, настройки камеры и получение максимального качества итогового изображения. Вы можете найти меня в Instagram, а также в Телеграм-канале. Если у вас есть вопросы, не стесняйтесь написать мне.
Следующий текст является моим субъективным мнением, основанным как на моем опыте, так и на опыте фотографии в окружающем мире. Ваше мнение может не совпадать с моим, и это абсолютно нормально — но это не повод оставлять негативные комментарии.
Я расскажу о фотокамерах от самых простых до более сложных.
Плёночные мыльницы
Пользоваться подержанными мыльницами можно на Авито, где они начинаются от 500 рублей за штуку. Не имеет значения, какая надпись на камере — они все довольно схожи. Такие аппараты продолжают выпускать и по сей день. Мы также продаем новейшие пленочные мыльницы: одноразовые и многоразовые.
- как правило, они находятся в рабочем состоянии;
- условно недорогие;
- полностью автоматические — думать о настройках не нужно — просто наведите и снимите.
- плохая оптика;
- условный автофокус (от 1 метра до бесконечности), который на самом деле не является настоящим автофокусом и генерирует размытые фотографии;
- отсутствие возможности ручной настройки экспозиции, диафрагмы, выдержки или чувствительности пленки — исключительно автоматические режимы.
Примеры фотографий:
Продвинутые компакты
На рынке представлено множество моделей таких фотоаппаратов, включая Canon, Nikon, Fuji, Leica и многие другие. Все они обеспечивают практически одинаковое качество фотографий.
- светосильная оптика с гораздо более высоким качеством, чем у мыльниц;
- некоторые модели обладают мануальными настройками и возможностью коррекции экспозиции;
- удобный формат: полноформатная камера, которую можно положить в карман;
- функция автофокуса.
- завышенные цены, часто искусственно накрученные;
- лотерея при покупке — может оказаться, что какой-то шлейф порван, ЖК-дисплей протек или кнопка не работает, а ремонт в некоторых городах будет дорогим;
- оптика не является высококлассной и может давать размазанное изображение;
- это в основном любительская фототехника.
Честно говоря, я не понимаю, почему их покупают. Olympus mju II на сегодняшний день стоит от 15000 рублей в довольно средненьком состоянии, а за качественные экземпляры просят 50000 и более. За такие деньги вы могли бы приобрести отличную пленочную зеркалку с высоким качеством объектива. В то же время качество фотографий с компактов меня не удовлетворяет.
Примеры фотографий:
Leica
Известная немецкая компания Leica продолжает производить дальномерные пленочные камеры. В 2021 году актуальными моделями были Leica MP и Leica M-A:
В 2022 году Leica снова начала выпускать свой бестселлер 1984-го года — Leica M6.
Я отметил эти фотоаппараты в отдельный класс. Вы, вероятно, слышали о Лейках. Считается, что аппараты этой марки — это не просто отличные инструменты, но и произведения искусства, символизирующие статус их владельца. И стоит отметить, что Leica продолжает выпускать пленочные камеры и не собирается останавливаться.
Когда я сам приобрету такую камеру, я обязательно поделюсь с вами своими впечатлениями. Также заслуживает отдельной похвалы оптика, производимая компанией Leica.
Возможно, к этому классу можно было бы отнести Contax и Zeiss Ikon, но я не буду это делать, поскольку эти компании уже прекратили выпуск вентильных камер, тогда как Leica продолжает разрабатывать и производить новые модели, придерживаясь своих классических принципов: создавать лучшие в мире дальномерные пленочные камеры, которыми смогут пользоваться ваши внуки.
Отлично! Вы выбрали фотоаппарат. Теперь пришло время выбрать пленку! Обязательно ознакомьтесь с нашим руководством.
Мне будет приятно увидеть ваши результаты в моем Instagram (@filmozaru). Не стесняйтесь писать и отмечать меня — я очень хочу увидеть ваши фотографии на пленку!
Устройство и принцип работы
Каждая аналоговая камера состоит из нескольких основных модулей.
- Объектив — это оптическое приспособление, состоящее из группы линз, которые позволяют фотосъемку с различных дистанций, используя разные фокусировки. Некоторые камеры также имеют зеркала, которые помогают формировать изображение.
- Затвор — отвечает за открытие шторок, позволяя свету попасть на пленку. Он также взаимодействует с химическим составом, покрывающим пленку. В зависимости от времени, на протяжении которого затвор открыт, может изменяться расположение кадра во время съемки — в условиях вечернего или ночного освещения используются более длительные выдержки, а в светлых условиях — короткие.
- Корпус — у аналогового аппарата он обычно прочный, не пропускающий свет, имеет специальные крепления для вспышки и объектива. Внутри корпуса располагается пленка, которая защищена от попадания света.
- Диафрагма — этот элемент отвечает за регулировку интенсивности света. Обычно используются ирисовые диафрагмы. Во время фотосъемки лепестки, составленные в форме серпа, могут сдвигаться и раздвигаться, изменяя размер светового отверстия соответственно.
- Кассета с пленкой — она выполнена в темном цвете и имеет светочувствительное покрытие. Это устройство не позволяет проникнуть постороннему свету как в начале, так и после фотосъемки.
Принцип работы пленочных фотокамер заключается в следующем: свет проходит через объектив, попадает на светочувствительный слой внутри аналогового фотоаппарата, взаимодействует с химическими реактивами на пленке и фиксирует изображение.
На качество фотографии влияют следующие факторы:
- рабочие настройки;
- угол падения света и его яркость;
- продолжительность открывания диафрагмы.
Эти и некоторые другие аспекты съемки формируют художественный стиль изображений.
Крайне важным является базовый критерий оценки любого снимка — это эстетическое восприятие и точка зрения самого фотографа.
Обзор видов пленочных камер
Среди всех моделей можно найти как профессиональные аппараты, так и повседневные мыльницы, а также широ- и среднеформатные камеры, модели с 4 объективами и многие другие разновидности аналоговой техники.
Дальномерные камеры
Пленочные камеры такого типа появились на рынке еще в начале XX века, хотя настоящую популярность завоевали не сразу. Основная характеристика дальномерных камер заключается в том, что в процессе съемки происходит оптическое совмещение двух изображений, полученных через дальномер и видоискатель.
К преимуществам данной фототехники можно отнести:
- небольшой вес и компактные размеры — такие модели идеальны для путешествий;
- минимальное колебание камеры во время съемки и практически бесшумная работа затвора — это существенно снижает риск появления смазанных изображений;
- низкое время задержки срабатывания затвора — это повышает вероятность удачного захвата движущихся объектов;
- простота и понятность фокусировки.
Однако у дальномерных камер есть и недостатки:
- может возникнуть ошибка кадрирования из-за наличия параллакса;
- ограниченные возможности использования малосветосильных и длиннофокусных объективов — конструкция допускает максимальное фокусное расстояние только до 135 мм;
- нет визуальной возможности контролировать глубину резкости;
- не подходит для макросъемки.
Тем не менее, этот тип камер остается одним из самых популярных среди аналоговых фотоаппаратов, большинство моделей используют пленку на 35 мм.
Зеркальные камеры
Эти фотокамеры начали появляться в 50-х годах прошлого столетия. Их отличительной чертой является то, что изображение в видоискателе передается при помощи зеркала, а картинка идет через призму, поэтому поступает в видоискатель.
Главное достоинство зеркальных камер заключается в возможности визуально определять границы кадра вне зависимости от настроек объектива, а также видеть уровень резкости во время съемки. Зеркальные модели можно использовать и для астрофотографии, и для макросъемки.
Другие достоинства этого типа техники включают:
- эргономичный корпус, который удобно лежит в ладонях;
- высокая скорость работы благодаря наличию автофокуса.
Сочетание этих преимуществ делает зеркальные пленочные камеры идеальными для репортажной съемки.
К недостаткам зеркальных камер можно отнести то, что они намного более сложны в техническом плане, так как содержат множество подвижных элементов, что снижает их надежность и долговечность.
Тем не менее, несмотря на эти недостатки, зеркальные аналоговые камеры зарекомендовали себя и, по прогнозам экспертов, останутся востребованными еще на протяжении многих лет. Выбор модели зависит от наличия дополнительных возможностей, которые обладают современные пленочные аппараты, таких как экспокоррекция, различные режимы съемки и автофокусировка.
Шкальные камеры
Это еще один популярный тип пленочных камер, известных как шкальные. Их работа схожа с работой дальномерных фотокамер, но важной характеристикой является то, что фокусировка осуществляется с помощью шкалы расстояний. Проще говоря, для установки резкости в этом случае не нужен дальномер и зеркало — необходимо просто визуально оценить расстояние до объекта и выставить его на кольце фокусировки. После этого нужно установить нужную выдержку и нажать на кнопку.
Шаг 4. Грамотно экспонируйте пленку
Вероятно, я не ошибусь, если скажу, что на этом этапе происходит 95% ошибок, допускаемых начинающими пленочными фотографами. Ошибки в экспонировании зачастую приводят к разочарованию, преодолеть которое способны далеко не все. Те, кто осознает и не допускает таких ошибок, получают огромный бонус в виде удовольствия от творческого процесса фотосъемки на пленку и, конечно, восхищаются результатами работы с аналоговыми технологиями. Наоборот, те, кто сталкивается с проблемами экспонирования, лишаются не только удовольствия, но и самого понимания его. Поэтому я искренне рад буду, если смогу предостеречь вас от такой потери.
Важно понимать, что негативная пленка ведет себя иначе, чем цифровая, а именно наоборот. Если в цифровой фотографии существует правило, что лучше слегка недосветить, чем пересветить, то с пленкой все как раз наоборот! Обычно (для упрощения, мы будем считать, что это всегда так) плёнку лучше ПЕРЕСВЕТИТЬ.
Если вы не обеспечите пленке достаточное количество света, вы потеряете детали в тенях, теряя цвет и плавность переходов, в конечном итоге получая изображение с шумами. Тем не менее, стоит отметить, что даже такая запись на плёнке выглядит гораздо более эстетично, чем аналогичный брак в цифровом формате. Однако результаты будут более выразительными и приятными, если вы дадите пленке достаточное количество света.
Как же понять, сколько света необходимо пленке? Откуда возникают такие недосветы? Основная проблема заключается в том, что начинающие фотографы часто полагаются на встроенные в камеры экспонометры. Как правило, они работают на бытовые условия съемки и часто немного недосвечивают итоговую картинку (из соображений, что пусть будет чуть темнее, но без смазывания). Кроме этого, экспонометры со временем могут выходить из строя и давать все более и более неточные показания. Другой причиной неверной работы экспозамера может быть использование неподходящих батареек, влияющих на работу экспозамера по мере постепенно угасания их энергии. Есть и другие факторы.
Говоря в целом, при экспозиции, основанной на встроенных экспонометрах, вы, как правило, получите недосвет. Чаще всего недосвет оказывается значительным, от -1 до -3, а иногда даже до -5 и более. Это означает, что ваше пленочное изображение будет слишком темным и, в результате, незрительно привлекательно, даже если позже пытаться исправлять его при печати или сканировании. В тех местах, где не было достаточно света, даже стараясь исправить ситуацию, уже ничего нельзя сделать.
В противовес этому, пересвеченные пленки чаще всего (хотя не всегда, но на начальном этапе мы будем считать, что это почти всегда) становятся только лучше. По крайней мере, они редко становятся хуже. Для большинства пленок пересвет на +1+2 стопа может быть исключительно полезным — как правило, сканы и печати с плотных негативов дают отличные цвета, плавные тоновые диаграммы и уменьшают зернистость. Многие пленки могут спокойно воспринимать пересвет до +3+4 стопов, а иногда и до +5+6 стопов. Примечание: я не рекомендую пересвечивать пленку больше чем на +2 стопа до тех пор, пока вы не изучите её характеристики.
Необходимо отметить, что недоэкспозиция является главной проблемой начинающего пленочного фотографа. Эта проблема более обширная, чем принято думать. Избежать этой чудовищной ошибки нужно всеми доступными способами. В первую очередь я рекомендую ориентироваться на такие советы:
1) Используйте внешний экспонометр, а еще лучше спотметр. На самом деле, это совет не для новичков, но я не могу не упомянуть его как наиболее правильный вариант. Тем не менее, на этом этапе я не буду давать ссылки и объяснять что это такое, так как вполне возможны успехи и без этих инструментов.
Шаг 5. Сдайте пленку на проявку
Далее все довольно просто. Вам нужно отнести пленку в лабораторию для проявки. Вы можете выбрать любую лабораторию, но если в вашем городе есть хорошая (недорогая, быстрая и качественная), то лучше отдать свою пленку именно туда. В Москве это, прежде всего, SREDA Film Lab (вы можете отправить пленку на проявку из любого другого города), а в Питере хорошо зарекомендовали себя Foqus и Максилаб.
В будущем вы познакомитесь с различными методами сканирования пленок, однако, для большинства задач вполне подойдет стандартный вариант. Например, в лаборатории SREDA он называется «стандартное сканирование» и стоит всего 300 рублей за всю пленку целиком (при этом за проявку не берут деньги). В результате вы получите 36 файлов размером 2000х3000 пикселей, что более чем достаточно для печати изображения размером 20х30 см.
После проявки и оцифровки пленки (обычно этот процесс занимает 1 день) вы получите ссылку для скачивания сканов на ваш электронный адрес. Скачивайте, наслаждайтесь, радуйтесь своим фотографиям! Поздравляю, вы стали современным фотографом и счастливым человеком!