Модель Зенит-Е оказалась самой популярной в истории однообъективных пленочных зеркальных фотоаппаратов. Общее количество проданных аппаратов составило около 3,5 миллиона единиц. На каждом из них был установлен знак качества Красногорского завода, который стал одним из ведущих производителей оптических технологий в мире.
Новый фотоаппарат Зенит за полмиллиона рублей. Серьезно?
Красногорский завод имени С. А. Зверева, продолживший традиции советского производства фотоаппаратов Zenit, не только сумел успешно адаптироваться к меняющимся условиям рынка, но и продолжает развиваться. Сегодня его ассортимент включает множество оптических изделий, таких как бинокли, лупы, инфракрасные системы, прицелы и медицинские комплексы. Это свидетельствует не только о стойкости бренда, но и о его способности эффективно заменять устаревшую продукцию на современные технологии, отвечающие требованиям рынка.
Несмотря на обилие новых продуктов, бренд Zenit не забывает про свои истоки в мире фотографии. В настоящее время под маркой Zenit выпускается разнообразная продукция, в том числе фильтры для объективов и различные типы объективов, включая самые продвинутые модели, чья цена варьируется от 20 000 до 60 000 рублей.
Особое внимание в этой линейке заслуживает модель фотоаппарата — Zenit M +. Этот современный фотоаппарат сочетает высокотехнологичные функции с классическим дизайном.
Zenit M + оснащен комбинированным дальномером и видоискателем, что делает его идеальным инструментом для художественной и уличной фотографии. Эта уникальная особенность позволяет фотографам быстро и точно фокусироваться на объектах съемки, при этом сохраняя полный контроль над композицией.
Одним из главных преимуществ Zenit M является объектив Zenitar 35mm f/1.0. Этот объектив способен создавать уникальное боке, придавая снимкам кинематографичный вид и эффект софт-фокуса, благодаря чему фотографии выглядят оригинально и притягательно.
Технические характеристики Zenit M также впечатляют. Фотоаппарат оснащен матрицей CMOS на 24 Мп, что обеспечивает ему высокое качество изображения. Он поддерживает диапазон ISO от 200 до 6400, что делает его подходящим для съемки в различных условиях освещения. Камера также может записывать видео с разрешением до 1920 x 1080.
К основным техническим характеристикам устройства относятся:
- Фокусное расстояние, мм: 35
- Число лепестков диафрагмы: 10
- Угол поля зрения, °: 61,7
- Тип объектива: Стандартный
- Оптическая схема: 8/9
- Минимальная дистанция фокусировки, м: 0.8
- Матрица: 24 Мп CMOS
- Чувствительность: от ISO 200 до ISO 6400, с шагом регулировки 1/3
- Скорость съемки: 3 кадра в секунду
Об авторе
Являюсь профессиональным автором технических обзоров с многолетним опытом в создании статей на тему различной техники, включая гаджеты, компьютерное оборудование и бытовую электронику. Осваиваю навыки в подаче сложной информации в доступной и понятной форме, что позволяет сделать мои обзоры полезными как для профессионалов, так и для широкой аудитории. Открыт к сотрудничеству с производителями и дистрибьюторами техники для проведения независимых тестов и обзоров. Мои основные каналы коммуникации и публикации включают:
✅ YouTube — на этом канале я размещаю видеообзоры, тесты и сравнения техники, нацеленные на демонстрацию функционала, особенностей и потенциальных сценариев использования оборудования, что помогает зрителям принимать более обоснованные решения.
Пожаловаться на комментарий
Камере уже пять лет, и на данный момент это, по сути, переоцененная, не очень полезная модель, которая впечатляет разве что своей ценой. Аналогично и стоимость объективов — они стоят почти столько же, сколько гораздо более качественная продукция, а по характеристикам и сборке могут соответствовать лишь самым низкосортным китайским образцам.
Качество изображения зависит исключительно от фотографа, а не от выбранного объектива или камеры. При этом следует помнить, что немалое количество характеристик фотокамеры и объективов также влияют на конечный результат. В одних жанрах влияние техники минимально, вплоть до почти полного отсутствия, в то время как в других — например, в астрофотографии — стоит учитывать множество факторов, таких как монтировки, камеры и качество оптики. Независимо от этого, Зенит-М можно назвать относительно плохой камерой, учитывая её цену. И пять лет назад она уступала другим устройствам, а теперь ничем не лучше.
На самом деле, астрофотография — это чисто жанровая сфера, хотя и не слишком распространенная. Если говорить о репортажной фотографии, то я бы предпочел не использовать эту камеру, так как отсутствие автофокуса значительно осложняет процесс. Если кому-то нравится фотографировать на эти камеры — не возражаю, но в 2024 году это выглядит достаточно странно, как и в 2018 году. По поводу анималистики — можно сказать, что это также не совсем для дальномерных моделей, но это ещё раз подтверждает мысль о том, что техника действительно влияет на результат.
Астрофотографию можно считать крайне узким направлением. Да, до появления автофокуса репортажные фотографии удавались очень даже неплохо, а анималистика также отлично снималась на ручной фокус. В итоге, качество камеры и объективов на результат всё же влияет, хотя в основном это считается вопросом удобства. Я уже упоминал, что готов провести эксперимент: я дам вам свою новую и дорогую камеру Sony последнего поколения с объективами от Цейсс, а сам возьму Sony десятилетней давности с любыми объектива на ваш выбор — будь то самые дешевые пластиковые фикс-объективы или что-то аналогичное. Мы сможем снять одно и то же и сравнить результаты. В итоге получится, что всё зависит лишь от фотографа.
Что касается целом состояния камер и плёнок, у меня уже есть новая и дорогая камера Sony с соответствующими объективами. Эксперимент был бы интересным, если вы окажетесь в Корее весной или осенью — пишите!
И, к слову, какая разница, еврей я или испанец? Что именно вы хотели понять перед тем, как ответить мне о готовности провести эксперимент? Может, мы можем просто устроить его? Локацию я уже обозначил, и могут быть предложены другие варианты. Или у вас возникли какие-то проблемы?
Для меня совершенно необязательно, еврей я или испанец. Извините, но, по-моему, вы не понимаете саму суть эксперимента или даже отводите разговор в сторону, рассказывая о моей камере. Это не имеет никакого отношения к сути. У вас не должно быть никаких проблем с участием в эксперименте.
История
С момента выпуска первого фотоаппарата под маркой КМЗ прошло множество лет. Ранее техника массово экспортировалась за границу, где зеркальные устройства приобрели огромную популярность. Пленочные фотоаппараты претерпели множество изменений с момента своего появления. Что касается продукции марки Зенит, она стала предметом восторга как отечественных, так и зарубежных потребителей по множеству причин.
В конце 1970-х годов модель Зенит-ЕМ была признана одним из лучших фотоаппаратов как в СССР, так и за его пределами.
КМЗ получил первое задание на производство мирной техники в послевоенное время. Производители начали выпускать театральные бинокли, проекционные устройства и, конечно, фотоаппараты. В 1947 году был основан завод, где производились не только приборы для научных исследований, но и фототехника. Прототипы фотоаппаратов серии Зенит базировались на моделях Зоркий, которые первоначально выпускались небольшими партиями.
Однако настоящая история этой классической фототехники начинается в 1952 году, когда разработчики успешно выпустили первый зеркальный малоформатный фотоаппарат. Спустя три года модель Зенит-С обзавелась синхроконтактом и улучшенным затвором. При поднятии затвора зеркала у обоих фотоаппаратов опускались.
КМЗ производил устройства с корпусом из алюминиевого сплава, что обеспечивало прочность и стойкость к механическим повреждениям. Прибор отличался высокой точностью передачи изображения на пленку. В 1962 году фотоаппарат получил название Зенит-ЗМ. Эта серия была выпущена тиражом в один миллион экземпляров и была отправлена на экспорт. Германия заказала автоматическую линию станков, благодаря которым можно было обрабатывать корпуса по специальной технологии, которая использовалась до девяностых годов.
- Зенит-4 стал более усовершенствованной моделью, отличавшейся широким диапазоном выдержек, который не так просто найти у современных устройств. Зенит этой серии был оснащён видоискателем и экспонометром. Пятая версия фототехники этой марки стала настоящим прорывом как в советской, так и в зарубежной фотопромышленности благодаря электроприводу, который работал на сменных аккумуляторах. Если аккумулятор выходил из строя, его было достаточно просто заменить.
- Зенит-6 представлял собой несколько упрощенную версию, имевшую ограниченные возможности. Однако самой популярной камерой, быстро разошедшейся по всему миру миллионами экземпляров, стал Зенит-Е. Этот аппарат вобрал в себя лучшие характеристики всех своих предшественников. Производителям удалось сделать спуск затвора мягким и оснастить его встроенным экспонометром. Все эти технологические новшества обеспечили модели мировой успех.
- Зенит-Е стал настоящим эталоном качественной фотографии, которой стремился каждый начинающий и профессиональный фотограф. Высокий спрос заставил КМЗ значительно расширить свое производство. На протяжении пятидесяти лет фотоаппараты, произведенные под маркой Зенит, оставались высоко ценимыми. Сейчас на рынке можно найти несколько различных сборок этого устройства. Немалую роль сыграли различные премии и положительные отзывы как от любителей, так и от квалифицированных экспертов. Зенит-Е стал самым популярным зеркальным фотоаппаратом не только на территории СССР, но и во всем мире.
Основные характеристики
Классическая конструкция устройства состоит из алюминиевого корпуса, нижняя крышка которого подлежит снятию. Некоторые модели имеют отверстие для установки аккумулятора. Применение алюминиевого сплава гарантирует прочность и устойчивость аппарата к механическим повреждениям. Эти камеры используют 35-милиметровую пленку. Размер кадра составляет 24х36 мм, а для работы можно использовать двухцилиндровые кассеты. Пленка перематывается через специальную головку, а счетчик кадров устанавливается вручную.
Механический затвор способен обеспечить выдержки от 1/25 до 1/500 секунды. Объектив можно устанавливать на штатив благодаря наличию резьбового соединения. Фокусировочный экран делается из матового стекла, а пентапризма не подлежит снятию. По мере технологического прогресса и роста спроса на фототехнику КМЗ конструкция аппарата претерпела несколько изменений, включая как технические доработки, так и визуальное оформление. Несмотря на многообразие моделей, все Зениты поддерживают один и тот же тип пленки. Кроме того, большинство устройств также оснащено фокальным затвором.
Основным фактором, способствующим успеху фотоаппаратов Зенит, стали штатные объективы Гелиос-44. Они обладают высокой надежностью и качеством. Объективы универсальны, что позволяет снимать пейзажи, макрофотографии, портреты и многое другое. Ряд моделей также комплектуется дополнительным аксессуаром — чехлом с ремнем, который надежно защищает оборудование от внешних факторов и механических повреждений.
Надежность является одной из наиболее важных характеристик, повлиявших на успех фотоаппаратов Зенит.
Даже устройства, выпущенные пятьдесят лет назад, можно использовать и сегодня, если за ними правильно ухаживали. Поэтому имеет смысл ознакомиться с разновидностями моделей этого бренда, их системами и характеристиками, чтобы выбрать для себя подходящий пленочный фотоаппарат.
Минусы Зенитов
Какие же ожидания у нас от фотокамеры? Не имеет значения, идет ли речь о пленочной или цифровой модели. Каждая камера обладает своими достоинствами и недостатками, однако от любой из них мы ждем: удобство использования (эргономика), высокое качество сборки, надежность, легкий вес и простота в обслуживании. Если мы будем рассматривать каждый из этих пунктов, то быстро станет очевидно, что любой Зенит не обладает ни одним из этих качеств.
Плохая эргономика
Несмотря на наличие физических крутилок и кнопок, все модели Зенит имеют довольно неудобное исполнение этих элементов управления. Например, крутилка выдержек часто имеет острые грани и требует при подъеме специального усилия для ее поворота, что принесет дискомфорт, особенно на холоде. Кнопка спуска затвора, хотя и работает достаточно хорошо, очень маленькая и иногда затрудняет точное позиционирование. Рулетка для обратной перемотки, хотя и терпима, может натирать пальцы при использовании на последних кадрах. Добавлю, что подобные конструкции не уникальны лишь для советских камер. Задняя крышка камеры держится на простой задвижке, что приводит к ее легкому открыванию, способному засветить пленку. Иногда, чтобы открыть камеру, необходимо приподнять рулетку перемотки, и это делается гораздо легче и надежнее. Чехлы, поставляемые в комплекте, часто жесткие и могут стать причиной случайного открытия задней крышки, так как замок часто задевается.
Обычно, в комплекте с данными камерами идут объективы, такие как Гелиос-44-2 и Индустар 50-2. Оба этих объектива могут вводить в заблуждение начинающих фотографов. Например, у Гелиоса есть механизм предустановки диафрагмы, который работает не очень интуитивно. В свою очередь, Индустар-50 имеет очень маленькие размеры, что затрудняет установку значений диафрагмы и фокусировку. Тем не менее, рисунок этих объективов учитывает интересные эффекты, о которых стоит упомянуть позже.
Также не следует забывать о том, что фокусировка на таких объективов производится вручную — автофокуса здесь не предусмотрено, хотя некоторые умельцы могут адаптировать эти объективы под автофокус, но это является скорее экзотикой. Конечно, с этими особенностями можно и нужно разбираться, но если камера валяется в шкафу неопытного фотографа, это может серьезно препятствовать процессу съемки. Многие не пытаются разобраться во всех настройках и просто загружают пленку и снимают «на удачу».
Зениты рвут фотоплёнку
Это классическая проблема. После завершения съемки всех 36 кадров бывает, что фотограф по невнимательности продолжает перемотку на следующий кадр. Упираясь в сопротивление, он может приложить больше усилия, чем нужно. Раздается тихий звук, и перемотка начинает работать слишком легко. И, как правило, это означает, что Зенит порвал пленку. Из-за довольно острых зубцов, сильно зажимающих пленку, ее можно порвать достаточно легко. Это наиболее популярная проблема: бывало, что мне приносили камеры с порванными пленками несколько раз в месяц. Чтобы достать отснятую пленку, приходится носить камеру в темную комнату, открывать заднюю крышку и разматывать пленку вручную. Нередки случаи, когда фотограф открывает заднюю крышку, думая, что пленка смотана, и тем самым засвечивает последние кадры и некоторые предыдущие. Иногда это происходит даже больше, чем с несколькими кадрами, если крышка была открыта долго. Конечно, потерять такие кадры очень обидно, и это постоянная проблема, зачастую вызванная самой камерой и её недостатками в эргономике.
Оптика
Оптика на фотоаппаратах Зенит имеет свои специфические недостатки, касающиеся качества сборки и управления. Но как же фотографические элементы реагируют на свет? Можно с уверенностью сказать, что объективы этих камер вполне приемлемы. Для своего времени это были достаточно хорошие экземпляры. Например, хороший экземпляр Гелиоса 44-2 можно использовать в любительской фотографии.
Качество объективов во многом зависело от того, насколько ответственно к своему делу относился сборщик и проверяющий секторов. Объективы могут отличаться по качеству даже в одном серийном номере. Наиболее распространенные Гелиосы (44-2, 44-3, 44М) имеют низкую разрешающую способность и контрастность, их резкость заметна лишь при закрытых диафрагмах. Качество смазки в объективах также варьировалось — либо недокладывали, либо перебарщивали с переоборудованием. Тем не менее, даже если у вас отличный экземпляр, эти объективы, как правило, не выдаются лучшими характеристиками, особенно в современном контексте. Да, встречаются неплохие варинаты Гелиоса, например, 44М-7, и можно найти аппараты с более высококачественными Зенитарами. Но так ли необходимы эти объективы тому, у кого камера долго пылилась в шкафу? Для первого опыта подойдет Гелиос 44-2, если только у вас есть понимание, как настраивать диафрагму, и умение добиваться резкости на ручном фокусе.
Многие англоязычные блогеры восхищаются советской оптикой, поскольку за небольшие деньги можно получить довольно хорошее светосильное стекло, которое обладает характером, уникальность которого отличает его от современных объективов. Самая заметная особенность — «закрутка» фона при открытых диафрагмах:
Этот эффект может показаться интересным, но со временем он начинает надоедать. Порой данный эффект оказывается неуместным, однако он все равно возникает.
Эти стёкла, несомненно, отличаются от современных моделей. Но чтобы превратить их особенности в достоинства, необходимо иметь минимальное понимание, как правильно создавать снимки. Это, разумеется, не для новичков. Тем не менее, если корпус Зенита будет легкомысленно использовать для съемок, его объективы можно адаптировать к современным камерам через переходники, что даст вам возможность получить неплохие результаты, несмотря на низкую резкость, засветки и плохую эргономику. Итак, вывод: открутите объектив из Зенита и установите его на цифровую камеру через переходник.
Завод чуть было не исчез в 1942 году
Во время Великой Отечественной войны Красногорский завод столкнулся с серьезными трудностями. К 1941 году Красногорск уже стал крепким городом-предприятием. Как и другие города, он оказался под ударами вражеской авиации. Заградительный огонь не допускал самолёты в столицу, и бомбы сыпались на Подмосковье.
Красногорск был замаскирован и защищен зенитными орудиями. Завод продолжал работать в условиях военного времени. Люди трудились по 12 часов без выходных, осваивали новые профессии и всегда имели с собой противогазы.
Однако 5 августа 1941 года ситуация изменилась. Избегая авиационной атаки, один из вражеских самолетов сбросил бомбу на завод, унеся жизни 21 человека, которые были похоронены в братской могиле. На Красногорск навалилось осознание глобальной опасности. В октябре было принято решение приостановить производство, станки разобрали и отправили на железнодорожные составы. Одно из самых мощных предприятий Союза перевезли в Новосибирск.
Завод в Красногорске до 1942 года работал как ремонтная мастерская. Основные цеха и коммуникации промерзали. Когда красная армия отгнала немцев от Москвы, рабочие вновь запустили завод всего за один месяц. Уже весной 1942 года на фронт отправили первые прицелы. За годы войны завод произвел более 400 тысяч механизмов и приборов. Однако, чтобы приступить к производству фотоаппаратов, инженеры вынуждены были отправиться в разорённую Германию.
Первый советский фотоаппарат — копия немецкого
Третий рейх обладал колоссальным технологическим потенциалом. Страны-победители стремились заполучить как можно больше технологических достижений. Немецкая оптика продолжала оставаться лучшей в мире.
Главный инженер и будущий покровитель Красногорского завода Сергей Зверев собрал группу разработчиков и поехал в Германию, чтобы вернуть документы и оборудование по репарациям. Впоследствии в СССР отправили группу немецких инженеров.
Около ста немецких специалистов трудились в Красногорске и близлежащих лабораториях в течение пяти лет, после чего вернулись обратно в свою страну. Благодаря этому завод запустил создание собственной фотоаппаратуры и научных приборов.
О влиянии немецких специалистов на работу Красногорского завода говорят с осторожностью.
— Без наших разработчиков это было бы невозможно,— объясняет Елена Меликова, директор музея Красногорского завода. — Мы смогли интерпретировать немецкие документы и технологии, доработать их и выйти на высший уровень.
Первый советский фотоаппарат Москва-1 был выпущен в 1946 году. Он был позаимствован с Zeiss Ikon Ikonta C 521/2. Для первых партий использовались даже захваченные трофеи. На этих камерах рабочие обучались сборке и изучали технологии, которые были востребованы.
Уже в следующем году был выпущен Москва-2, на этот раз с сделанными в СССР затворами и объективами.
Фотоаппарат Зенит-Е
Предшественником Зенита-Е считается модель Зенит-3М. Эта камера послужила промежуточным этапом между первыми Зенитами и своей коммерчески успешной моделью Зенит-Е, и была выпущена довольно крупной партией. Всего в период с 1962 года по 1970 год было произведено около 700 тысяч пленочных камер 3M. Камера Зенит-3М классифицировалась как одна из самых простых зеркальных моделей в своем семействе, обладая минимальным набором выдержек, простым механизмом фокусировки и никакими электрическими элементами, только механика.
В 1960-е годы у отечественных пленочных фотоаппаратов, включая Зенит-Е, в отличие от германских, японских и американских аппаратов, присутствовало минимум автоматизации. Это обеспечивало аппарату меньший процент поломок. Они были надежными и прочными, так как производились на заводах, имеющих опыт работы в условиях военного времени. Также важной характеристикой новых фотоаппаратов была их способность работать в различных температурных режимах. Огромная территория Советского Союза требовала, чтобы фотоаппарат справлялся с самыми разнообразными климатическими условиями. Поэтому определенные детали устройства, отвечающие за его работу при низких или высоких температурах, изготавливались из материалов, используемых в производстве ракет.
Особенности конструкции
Хотя Зенит-Е технически был лучше своего предшественника модели “ЕМ”, он сохранил свою простоту в управлении, с которой мог справиться даже новичок. Тем не менее, в новой модели были значительные улучшения. Оборудование получило опускающееся зеркало постоянного визирования, которое стало настоящим технологическим прорывом, так как до этого все советские зеркальные фотоаппараты, включая более дорогие модели, имели проблемы с залипаниями. Инновационное зеркало обеспечивало работоспособность видоискателя как в поднятом, так и в опущенном состоянии затвора. Также эта модель обзавелась встроенным экспонометром, что на тот момент также представляло собой технологическое достижение, так как не удавалось интегрировать экспонометр в недорогую камеру ранее. Остальная же конструкция оставалась идентичной модели Зенит-3М: цельнолитой корпус из алюминиевого сплава и механический фокальный затвор с прорезиненными тканевыми шторками.
Устройство зеркального фотоаппарата и работа с ним детально описаны в труде Г. Абрамова «Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения».
Зенит-Е стал одной из первых советских зеркальных камер с международным стандартом крепления объективов. Это новшество вводилось постепенно. Первые модели обладали резьбой стандарта M29, которая также использовалась для большей части фотоаппаратов Зоркий. Со временем стандарт M39 заменили на M42, что дало возможность обеспечить совместимость с объективами зарубежных производителей, таких как Praktica, Pentax и Yashica. Это значительно увеличивало экспортный потенциал фотоаппарата и способствовало разработке новых советских светосильных объективов.
Советские фотолюбители некоторое время пользовались привычными моделями M39, и параллельно шла разработка камер с двумя типами объективов. Однако пропорция устареваемых моделей постепенно сокращалась. Визуально фотоаппараты напоминали Зенит-3М: у первых моделей отсутствовали скобы для фотопринадлежностей, но в более поздних камерах был установлен специальный кронштейн, унифицированный с другими моделями: Зенит-4, Зенит-7 и Зенит-Д.
Размеры (с объективом Индустар-50): конкретные размеры еще ждут своего описания.
Вес (без объектива): также требует уточнения.
Вес (с объективом Индустар-50): информацию по весу тоже следует уточнить.