Снимать на киноплёнку, конечно же, можно, однако это возможно лишь при условии, что у вас есть доступ к ней и вы осознаёте все возможные нюансы использования данного вида фотографии. Если вы планируете заниматься чем-то серьёзным, например, коммерческой фотографией, обязательно проведите тестирование вашей техники и плёнки.
Плёночная Фотокамера.
Вы когда-либо использовали плёночные фотоаппараты? Если вам исполнилось более 20 лет, то вероятно, что такой опыт у вас имеется. Ваша детская практика, возможно, заключалась в том, чтобы фотографировать своих родителей, домашних животных или просто делать щелчки, наслаждаясь процессом.
Однако те времена ушли в прошлое. Обладая современным цифровым фотоаппаратом (будь то зеркальный или беззеркальный), вы начали активно заниматься фотографией. И вдруг, спустя некоторое время, вы обнаруживаете в старом комоде либо в ящике старый фотоаппарат, и у вас возникают такие вопросы: «Как его использовать? Работает ли он вообще? Где можно купить плёнку? И сколько я могу за него выручить?»
Если после такого ряда вопросов вы не начали исследовать мир плёночной фотографии, то, по меньшей мере, вам стоит сделать хотя бы одну съемку и запечатлеть 24 кадра, как минимум.
Плёнка.
Вот что нам сообщает Википедия: Фотоплёнка — это фотоматериал на гибкой прозрачной основе, представляющий собой лист из пластика (лавсан, нитрат или ацетат целлюлозы), на который нанесена фотоэмульсия, содержащая зерна галогенидов серебра. Они определяют светочувствительность, контраст и оптическое разрешение фотоплёнки. После того, как на плёнку попадает свет, формируется скрытое изображение. С помощью химических реакций это изображение становится видимым.
Говоря другими словами: это светочувствительная лента с заданным динамическим диапазоном (ISO).
Я имел опыт работы с плёнкой и могу выделить ряд её преимуществ и недостатков.
Плюсы:
- Цвет. Плёночные фотографии могут похвалиться невероятно яркими, живыми цветами, которые сложно воспроизвести с помощью цифровых камер.
- Атмосфера. Кадры, сделанные на плёнку, всегда сохраняют особую атмосферу, а фотографии выглядят живыми и зачастую не нуждаются в редактировании!
- Качество. При условии правильной фокусировки, качество при сканировании изображений на плёнке может в два-три раза превышать качество цифровой камеры, сохраняя мельчайшие детали!
- Более продуманные сюжеты. Фотосъёмка на плёнку учит вас быть более осмотрительным, ведь количество кадров в катушке варьируется от 12 до 36. Это значит, что вы будете снимать строгое количество кадров и больше задумываться о том, подходит ли данная композиция для съемки. Если же вам нужно больше, чем 36 кадров, вы легко можете взять с собой запасные катушки!
- Процесс. Осознание того, что вы делаете снимки на полностью ручной ретро-камере и контролируете весь процесс съёмки без участия автоматики, определённо приносит удовольствие!
Минусы:
- Цена. Хотя плёнка может стоить не слишком дорого (от 130 до 200 рублей за 36 кадров 35-мм плёнки), печать изображений или запись их на диск может значительно увеличить общую стоимость. Если вы планируете снимать на плёнку долго, стоит задуматься о покупке сканера.
- Хрупкость. При работе с более современными плёночными камерами такие проблемы встречаются реже, но камеры 20 века вполне могут повредить 35-мм плёнку. Вы можете оказывать её в руках, полагаясь на то, что всё в порядке, и после обнаружения проблемы прийти в негодность.
- Время. Вам придётся ждать, прежде чем увидеть свои отснятые кадры, что может вызвать нетерпение.
- Отсутствие автоматики. Хотя ручная работа с фотоаппаратом приносит радость, особенно в динамичных сценах, вам может не хватать автофокуса или автоматической диафрагмы. Вы можете просто не успеть их настроить.
- Неизвестность. Это общая проблема для всех плёночных фотографов. Вы можете испытывать страх и переживания, когда дело доходит до съёмки ценных моментов, учитывая, что не знаете, порвётся ли плёнка, произойдёт ли засвет, сработает ли затвор, правильно ли выставлены выдержка и диафрагма, и находится ли объект в фокусе.
Определяемся с форматом
Два основных формата фотоплёнки: средний — тип 120 (слева) и узкая плёнка — тип 135, формат 35 мм (справа).
Перед тем как начать выбирать аналоговую фотокамеру, вы должны определить, с каким форматом плёнки будете работать, так как это напрямую влияет на выбор камеры. Конечно, можно пойти и обратным путём, выбрав камеру вначале. Но лучше предварительно знать, на что вы подписываетесь, т.к. формат кадра определит как качество вашего снимка, так и стиль фотографии. Этот момент значительно отличается от цифровой фотографии, где о стоимости кадра никто не задумывается.
Клиент, снимающийся на Polaroid, должен смириться с тем, что, когда он моргает, это отразится на его кармане. Ранее фотографы иронично смеялись над этим фактом, ведь цена каждого полароидного снимка была чрезвычайно высока по сравнению с обычной плёнкой. Однако с течением времени обстановка изменилась. Теперь каждое нажатие на спуск затвора отнимает средства из бюджета плёночного фотографа. Помните: чем больше формат кадра, тем больше затраты.
Фотоплёнка бывает трёх видов: чёрно-белый негатив, цветной негатив и цветной слайд (чёрно-белый слайд раньше был редкостью, а сейчас вообще исчез с прилавков). В дальнейшем мы более детально рассмотрим особенности негативов и диапозитивов-слайдов, а пока разберём основные плёночные форматы.
Исключая листовые материалы большого формата (9×12 и более), мы можем выделить два основных формата плёнки:
- тип 135, формат 35 мм;
- тип 120, средний формат.
Формат 35 мм, тип 135 (узкая плёнка)
Узкая фотоплёнка продаётся в роликах в светонепроницаемых кассетах, находящихся в герметичных пластиковых контейнерах, защищающих плёнку от влаги и пыли.
Это самый распространённый формат плёнки, используемый как профессионалами, так и любителями. Он сочетает в себе необходимое качество, компактность, удобство, минимальную стоимость конечного кадра и высокое количество кадров на одном ролике. Стандартный размер кадра — 24×36 мм, а количество кадров на ролике — 36 (в зависимости от типа камеры и метода загрузки на стандартном ролике можно получить максимум 37–38 кадров, но об этом подробнее позже).
Несмотря на существование камер с размером кадра 24×65, 24×18, 24×24 или даже 24×32 мм, о нестандартных вариантах поговорим позже.
Плёнка формата 35 мм начала выпускаться компанией Eastman Kodak в 1916 году, однако тип 135 (35-мм плёнка в стандартной кассете) появился лишь в 1934 году благодаря популярности камер Leica, которые составили конкуренцию камерам Contax и самим моделям Kodak, что позволило сделать прорыв в серийном производстве кинофотографов. Именно благодаря компактным размерам камер Leica 30-х годов 20 века формат 35-мм плёнки с размером кадра 24×36 мм стал стандартом в фотографии и не только в её плёночной версии.
Узкая плёнка продаётся в роликах в защищённых от света кассетах. По завершении съёмки плёнка перематывается обратно в кассету, что позволяет легко сменить кассету даже в условиях яркого света.
35-мм фотоплёнка доступны не только в кассетах, но и в рулонах по 17 и 30,5 метров.
35-мм плёнку можно приобрести в рулонах по 17 и 30,5 метров и самостоятельно наматывать её в многоразовые кассеты. Какова же выгода от этого?
Во-первых, каждый кадр станет значительно дешевле (практически вдвое). Во-вторых, в кассету можно намотать чуть больше плёнки, что увеличит количество кадров на одном ролике до 40. Однако необходимо помнить, что в плёночной фотографии каждый кадр имеет не только денежную ценность.
Коррекция оптическими фильтрами
Чтобы использовать плёнку, предназначенную для естественного освещения, при съёмке в условиях ламп накаливания, или наоборот, плёнку, предназначенную для искусственных источников света, на улице, необходимо применять специальные корректирующие конверсионные фильтры. Следует учитывать, что они также могут уменьшить количество света, проходящего через них, поэтому следует компенсировать это, давая плёнке больше света. Величина компенсации зависит от конкретного фильтра, смотрите в инструкции. Учитывая, что потери могут быть значительными, я рекомендую использовать фильтры только со свежими плёнками Kodak. Плёнки Fuji потеряли слишком много чувствительности, и их лучше снимать без фильтров, в постобработке вносить необходимые коррективы.
К тому же, если вы планируете снимать на просроченную плёнку, например, на Fujifilm (которая, к сожалению, сейчас всемирно просрочена), то фильтры помогут только в некоторой степени, разбаланс цвет всё равно будет присутствовать. Разумеется, снимая на плёнку, мы не ожидаем идеальных цветов, скорее наоборот, мы ищем особенные цвета, что для некоторых приближается к духу ломографии.
Вы также можете снимать без использования фильтров и вносить необходимые изменения позже, или даже оставить всё как есть, что для некоторых может показаться хорошим вариантом.
Доступные плёнки
В настоящее время для фотографов наиболее доступные следующие типы плёнок:
Fujifilm
Компания Fujifilm больше не производит киноплёнки. Так что всё, что вам удастся найти — это просроченные экземпляры с различными уровнями сохранности. Ошибка в цвете на таких плёнках в большинстве случаев гарантирована, поэтому это стоит учитывать. Часто плёнка Fuji может проявлять нестабильные качества: одна катушка может получиться хорошей, другая — гораздо хуже. Необходимо понимать, что чувствительность этих плёнок снизилась относительно заявленной.
Перед любыми важными съёмками обязательно провести тесты с вашей конкретной плёнкой, как и с любой просроченной пленкой. Без тестов результат может быть непредсказуемым.
В описании я указываю рекомендованную чувствительность, на которой следует снимать. Важные съёмки лучше доверять свежим плёнкам.
- F64D — это низкочувствительная плёнка, сбалансированная для съёмки при дневном свете, обладающая умеренным зерном и хорошей насыщенностью цветов. Рекомендации: снимать только в ясный солнечный день или в условиях низкой облачности на ISO 32 или 50, а также использовать вспышки. Штатив также не будет лишним.
- 250D (обзор плёнки) — это умеренно чувствительная плёнка, предназначенная для съёмки в дневное время. Насыщенность цветов в данной плёнке может варьироваться от низкого до нормального уровня. Рекомендации: съёмка в ясные солнечные дни, при переменной облачности или при пасмурной погоде (хотя в таком случае может снизиться насыщенность красок). Оптимальная чувствительность ISO 100 или 125. Это самая распространённая плёнка. Вероятно, потребуется также использовать штатив. В помещениях не забывайте включать вспышку.
У Fujifilm были и другие плёнки, но их крайне сложно найти. На практике, в настоящее время можно без труда приобрести только 250D и F64D, всё остальное нужно ждать на барахолках или заказывать заграницу, что часто невыгодно. Также можно ознакомиться с полным списком плёнок, которые предлагала Fuji, на её официальном сайте.
Kodak
В отличие от Fujifilm, компания Kodak продолжает выпуск киноплёнки под процесс ECN-2. Таким образом, плёнку можно приобрести свежей, и от неё можно ожидать корректные цвета и заявленную чувствительность. Однако стоит помнить, что просроченная плёнка компании Kodak также встречается, поэтому необходимо дополнительно узнать о свежести приобретаемой пленки.
Во многом плёнки Fuji и Kodak имеют схожие характеристики в плане номинальной чувствительности и цветовой температуры. Однако, учитывая, что Fuji теперь предлагает лишь просрочник, а Kodak — свежую продукцию, на практике между ними действительно существует разница.
- VISION3 50D — это дневная плёнка с низкой чувствительностью, обладающая хорошим контрастом и насыщенностью;
- VISION3 250D — это дневная плёнка средней чувствительности;
- VISION3 500T — это плёнка для искусственного освещения, подходящая для съёмки в помещениях при наличии хорошего освещения.
Другие плёнки от Kodak менее распространены, поэтому они не были упомянуты.
Большинство киносъёмочных плёнок на рынке сейчас — это разновидности этих трёх плёнок.
Просроченные плёнки от Kodak имеют те же названия, но вместо 3 после VISION идёт 2. Часто бывает трудно понять, что именно перед вами, т.к. различные плёнки наматываются под разными именами, и часто вообще не указывают, что внутри. Часто под видом новых плёнок продаются старые или даже очень старые экземпляры. Чтобы понять, что именно вы приобрели, рекомендуется читать отзывы. Также можно определить, чего ожидать от плёнки после её проявления: просрочка практически всегда имеет вуаль (потемнение плёнки по сравнению с новой), довольно крупное зерно и иногда дефекты. Если вы обнаружили, что приобрели просрочку, то стоит при следующей закупке делать корректировки, чтобы достичь лучших результатов. Часто могут помочь действия с повышением экспозиции на +1 или +2 ступени.
Особенности использования
Чтобы сделать качественные кадры в условиях недостаточного освещения без применения вспышки, желательно использовать плёнку с более высокой чувствительностью. В условиях яркого света стоит выбрать плёнку с меньшими значениями ISO.
Примеры:
- Для съёмки в солнечный день и при ярком освещении подойдет плёнка на 100 ISO;
- Для начала сумерек и хорошо освещённых дневных сцен рекомендуется плёнка с ISO 200;
- Для плохого освещения и съёмки динамичных объектов, а также для съёмок в просторных помещениях лучше использовать плёнку от 400 единиц;
Наиболее популярной и покупаемой плёнкой является универсальная с чувствительностью 200 ISO. Она прекрасно подходит для фотокамер мыльниц.
Как зарядить?
Заряжать плёнку в фотоаппарат следует аккуратно, в тёмном месте, чтобы избежать возможного ущерба, который может привести к потере отснятых материалов. После установки плёнки и закрытия крышки необходимо промотать первый кадр и сделать несколько холостых снимков, так как первые три кадра обычно бывают засвечены. Теперь вы готовы к съёмке.
Когда фотоплёнка полностью закончится, аккуратно перемотайте её обратно в катушку, извлеките в тёмном месте и положите в специальный контейнер для хранения, после чего проявить отснятое можно будет либо самостоятельно, либо в профессиональной лаборатории.
Вы можете ознакомиться с обзором плёнки Fuji Color C200, который представлен в следующем видео.
▍ Средний формат: для тех, кто готов платить
И конечно же, самый дорогостоящий формат — это средний. Физический размер кадра в этом случае получается больше, а сама плёнка стоит дороже стандартной 35 мм. Тем не менее, даже на наиболее отснятых плёнках видны множество деталей; отпечатки можно делать вручную большими размерами, что невозможно в 35 мм. Это связано с тем, что зерно на среднеформатных снимках менее заметно.
Съёмка на средний формат обойдется недёшево, так как стоимость плёнки выше, а сами камеры тоже не относятся к бюджетным. Конечно, крайне бюджетные экземпляры советского производства, такие как «Любители», не буду учитывать — хотя они и могут выдавать вполне хорошую картинку, зачастую их оптика ЛОМО теряет фокусировку. В моем же случае наблюдается такая проблема, и снимать на такую камеру можно только пользуясь шкалой расстояний. Поэтому я решил взять что-то более серьёзное — например, Киев-60.
Камеры, производимые на Киевском заводе «Арсенал» (особенно их оптика), были одними из лучших в СССР (если не одними из самых лучших). Конечно, выбирая советскую технику на вторичном рынке, необходимо внимательно проверять оборудование или обращаться к проверенным продавцам из плёночного сообщества. Мне повезло найти рабочий экземпляр, который, по словам продавца, был обслужен. Эти модели известны скачками межкадрового расстояния, что связано с тем, что механизм перемотки плёнки со временем теряет свою надёжность, а также он не был рассчитан на более толстые современные плёнки, такие как Ilford FP4. В моем случае состояние нормальное, хотя и не идеально: кадры не накладываются друг на друга, а расстояние между ними почти одинаковое. Единственная проблема именно моего экземпляра — заедает кнопка спуска затвора. Так как спуск затвора срабатывает как от тросика, так и от длинной канцелярской кнопки, я решил эту проблему с помощью нетрадиционного, но элегантного подхода: я приобрел кнопку мягкого спуска, вставил врезанный кусочек тонкого провода в резьбу для тросика, а затем закрутил кнопку на место. Теперь всё работает!
▍ С чего начать?
Хорошим началом может стать какой-нибудь поздний Зенит, например, модель 122. Главное — убедиться, что камера функционирует исправно. Возьмите фонарик и посветите на шторки: если они светят, то такой аппарат нельзя брать. Проверьте выдержки — они должны работать, и постоянно меняйте освещение: на разных выдержках шторки должны открываться по-разному. Обязательно осмотрите камеру на наличие внешних повреждений и сколов. В целом, сценарий осмотра подходит для любой модели.
Однозначно не стоит брать старые модели ФЭД или первый Зоркий — такие камеры имеют возраст, так как были скопированы с Leica III, выпускавшейся ещё с 30-х годов. Технологии, использовавшиеся в этих фотоаппаратах, насчитывают почти 90 лет. Безусловно, если камера была обслужена, это может стать достойным экземпляром для коллекции. Но поверьте мне — новичку будет сложно работать с аппаратом, у которого дальномер для фокусировки не совместим с видоискателем, и плёнка нуждается в значительной обрезке перед началом съёмки.
Если бюджет позволяет, обратите своё внимание на Nikon F3 или другую японскую классику. Если хочется сэкономить, и вы не боитесь более современного дизайна, можно поискать Canon EOS 50e или похожие модели — там уже есть автофокус. Хотя это может быть медленный и неуверенный автофокус, всё равно это лучше, чем ничего.
Если ваша цель — снимать именно на компатктную камеру, обратите внимание на модели со встроенным автофокусом: по обе стороны от видоискателя будут видны два датчика. Лично я рекомендую обращать внимание на камеры от Samsung — они известны большими и яркими видоискателями. Например, модель Samsung Fino 35 вполне подходит. Не стремитесь к топовым мыльницам, как Olympus mju II — попробуйте начать с бюджетного варианта.
В общем, я не рекомендую спешить с приобретением дорогих моделей в начале. Но если вы наткнётесь на зеркалку от Pentax или другого известного японского бренда по очень низкой цене — берите, не раздумывая (но, конечно, лучше всё же проверить состояние камеры перед покупкой!). Кстати, Роман Наседкин, который также увлекся плёночной фотографией, снял хороший видеообзор о проверке фотоаппаратов, основанный как на зеркалках, так и на мыльницах.
Отдельного внимания заслуживает процесс проявки и сканирования плёнки. Стандартную катушку 35 мм, независимо от количества кадров, можно проявить и отсканировать примерно за 500 рублей. Я отдаю плёнки на обработку в московскую лабораторию “Коммуна”. Это место, где царит особая атмосфера, соседствуя с модными барами, винтажными магазинами и… баптистской церковью. Название лаборатории говорит само за себя — клиентов там немного, и многие персонал помнят по именам.
Лаборатория “Перспектива”, расположенная неподалёку, предлагает схожую атмосферу и регулярно проводит мастер-классы и лекции по фотографии, а также может похвастаться собственным кафе.
Однако, лучший режим сканирования — это самостоятельный процесс. Профессиональные сканеры для плёнки стоят довольно дорого, но при большом объёме плёнки они быстро окупятся. Вы можете рассмотреть более бюджетные варианты, такие как старые модели Epson Perfection с CCD-сенсорами. Новые сканеры этой серии, такие как Epson Perfection V600, стоят около 50 тысяч рублей. Профессиональные Nikon Coolscan на вторичном рынке стоят примерно столько же. Высшей точкой являются только профессиональные решения, такие как Epson Perfection V850 Pro, цена на который может превышать 150 тысяч рублей.
Несмотря на то, что стоимость плёнки возросла (недавно я видел Kodak Portra 400 по цене 4000 рублей за катушку), на рынке всё еще присутствуют бюджетные варианты как плёнок, так и самих камер. Сообщество живо более чем когда-либо: камеры чинят, следят за их внешним видом, активно выпускаются новые плёнки. Недавно компания Lomography представила свою плёнку LomoChrome Color ’92, снимки с которой выглядят так, как будто они из журналов 80-х и 90-х годов. Кроме того, немецкая компания ORWO выпустила цветную плёнку Wolfen NC500 впервые за долгие годы. Также Ricoh, теперь владеющий брендом Pentax, недавно сообщил о начале создания новой плёночной камеры. Итак, история повторяется — первая “зеркалка” была создана именно Pentax. Очень рекомендую посмотреть серию видеороликов о процессе создания новой камеры, где сотрудники рассказывают о своем проекте с огромной страстью, стремясь предоставить людям возможность обзавестись совершенно новым фотоаппаратом, предназначенным для съёмки на плёнку!