Эта модель является весьма популярной среди начинающих видеографов, которые активно используют её для видеозаписи. В отличие от суперкардиоидного микрофона, данный тип имеет более узкую зону чувствительности в передней части, тогда как задняя часть отличается широкой зоной захвата звука. Это также приводит к более четкому улавливанию шумов, исходящих сзади. Учитывая эти характеристики, такие микрофоны часто применяются в студиях для озвучивания акустических инструментов и записи вокала.
Лучшие конденсаторные микрофоны
Если вы стремитесь к максимальной частотной характеристике, минимальному уровню нежелательных шумов и в целом к качественному звучанию, вам стоит обратить внимание на лучшие конденсаторные микрофоны. Именно они являются предпочтительным выбором для профессионалов звукозаписи при работе с певцами, солирующими инструментами и для записи разговорного голоса.
Но как выбрать лучшие конденсаторные микрофоны, подходящие именно вам?
Ваш выбор в значительной мере будет зависеть от того, в какой области вы планируете использовать микрофон, а также от вашего бюджета и предпочтений. На рынке представлено множество отличных моделей конденсаторных микрофонов, и иногда выбрать подходящий может быть затруднительно, отчасти из-за обширного перечня их технических характеристик. Мы готовы помочь вам с этим выбором!
Итак, давайте начнем с рассмотрения некоторых ключевых технических характеристик.
Что такое конденсаторный микрофон?
Основным элементом лучших конденсаторных микрофонов, называемым капсюлем, является конденсатор, что переводится как «конденсатор». Конденсатор состоит из двух параллельных пластин, которые располагаются на небольшом расстоянии друг от друга. Неподвижная задняя пластина имеет значительную массу и обычно изготавливается из латуни или другого металла. Мембрана, или подвижная передняя пластина, чаще всего изготавливается из майлара, покрытого тонким слоем золота, или из легкой алюминиевой фольги.
В производстве микрофонов «напыление» обозначает технологию, при которой металл испаряется и образует очень тонкое покрытие на поверхности мембраны. Золото предпочитают использовать, поскольку это идеальный проводник электричества.
Находясь под воздействием электрического заряда между диафрагмой и задней пластиной, создается конденсатор. Изменения звукового давления вызывают перемещение мембраны, что в свою очередь меняет емкость, которая передается на предварительный усилитель, преобразующий емкость в переменное напряжение.
Чувствительные и тихие
Конденсаторные микрофоны обладают превосходной высокочастотной характеристикой, как правило, сохраняя равномерность в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц. Эти микрофоны очень чувствительны к изменениям давления, что делает их идеальными для записи вокала и музыкальных инструментов, однако из-за высокой чувствительности их не рекомендуется использовать для записи с экстремально близкого расстояния. Кроме того, они очень тихие, так как не имеют электромагнитных катушек, которые могут создавать нежелательные шумы.
Важно отметить, что в отличие от динамических микрофонов, все модели конденсаторных микрофонов требуют наличия внешнего питания. Некоторые из них поставляются с внешним блоком питания, в то время как другие могут получать «фантомное питание» через кабель от микшерного пульта или аудиоинтерфейса.
Тем не менее, у них есть и свои недостатки
Конденсаторные микрофоны достаточно хрупкие, несмотря на то, что они могут выдерживать высокие уровни звука. В сценической обстановке динамические микрофоны, как правило, являются более предпочтительным выбором, чтобы избежать случайных поломок.
Кроме того, высококачественные конденсаторные микрофоны могут значительно превышать по цене другие типы микрофонов. Ранее некоторые модели стоили тысячи долларов, однако сегодня ведущие производители оптимизировали конструкцию отдельных моделей, чтобы сделать их доступными для использования в проектных студиях.
Давайте детально рассмотрим некоторые особенности конденсаторных микрофонов.
Источники звука с малой и большой диафрагмой
Микрофоны с малой конденсаторной диафрагмой, как правило, имеют диаметр не превышающий 1 дюйм (25 mm). Они обладают темной, вытянутой формой, напоминающей карандаш, и как правило, являются «верхнеадресными», что означает, что основной звукозабор располагается сверху. Мембрана меньшего размера также имеет меньшую массу, что ведет к более чистым переходным процессам и лучшей высокочастотной характеристике. Однако их чувствительность ниже, из-за чего они имеют более низкое отношение сигнал/шум (S/N).
Эти микрофоны могут использоваться как в ручном исполнении, так и устанавливаться на стойку. Обычно их применяют для записи таких инструментов, как акустическая гитара, фортепиано, духовые, ударные и тарелки. В паре они становятся идеальными для озвучивания барабанов, оркестров или хоров, когда звук записывается сверху или из общего помещения.
Исходя из их конструкции, большие и тяжелые диафрагмы
Большие конденсаторные диафрагмы обычно имеют размеры 1 дюйм и более. Микрофоны такого типа, как правило, более громоздкие и тяжелые в сравнении с их меньшими аналогами, и почти всегда имеют «боковую адресацию». Большая масса мембраны позволяет достичь более низкой резонансной частоты, что обеспечит усиление низких частот, хотя может негативно сказаться на высокой частоте и переходных характеристиках.
В результате переноса звуковых волн, большая мембрана смещается сильнее, что, в свою очередь, создает более мощный аудиосигнал. Это делает их более чувствительными и дает более высокий параметр сигнал/шум.
Что это значит?
Микрофон, как универсальное устройство, предназначен для передачи звуковой информации на значительные расстояния. В зависимости от выбранных технических характеристик, микрофоны могут делиться на эстрадные, репортерские, студийные и инструментальные модели. В свою очередь, по принципу действия микрофоны подразделяются на конденсаторные и динамические. Однако в данной статье мы сосредоточим внимание на классификации микрофонов по их пространственным характеристикам направленности. На сегодняшний день современные микрофоны делятся на кардиоидные и гиперкардикоидные.
Кардиоидный микрофон считается самым популярным. Это устройство с определенной характеристикой направленности, которое активно используется в музыкальной индустрии. Кардиоидный микрофон способен улавливать звук с определенной стороны, что открывает уникальные возможности для записи в студиях, во время сценических выступлений и для озвучивания различных музыкальных инструментов.
Микрофон с кардиоидной направленностью является однонаправленным устройством, что делает его способным улавливать звук лишь от одного источника. Влияние внешних факторов сзади не затрагивает качество записываемого звука. Форма головки похожа на сердце, что позволяет эффективно улавливать и воспроизводить звук. Такой микрофон работает по принципу приема звукового потока, направленного в центр мембраны или сбоку, что требует абсолютной концентрации на точке захвата. Это позволяет избежать потерь в качестве звука, однако если певец отклоняется от центрированной позиции, звуковая запись может потерять свою четкость.
Кроме того, суперкардиоидный микрофон имеет более узкую область захвата звука в сравнении с кардиоидным. В остальном их характеристики очень схожи.
Тем не менее, уровень подавления шума у суперкардиоидного микрофона существенно хуже, так как он улавливает внешние звуки, поступающие сзади.
Достоинства и недостатки
Достоинства:
- не улавливает звуки, исходящие сзади устройства, что делает звук чище и более концентрированным, что особенно важно для музыкальных записей;
- обладает выдающимися характеристиками шумоизоляции;
- также обладает увеличенной чувствительностью к звуку, поступающему с центральной зоны захвата.
Недостатки:
- может записывать звуки только качественно при нахождении источника звука непосредственно перед микрофоном;
- имеет сравнительно сложную конструкцию.
Нулевые точки микрофона
Существует широко распространенное заблуждение, которое гласит, что диаграммы направленности представляют собой двухмерные формы, подобные кругу, однако на самом деле они трехмерны. Следовательно, графическое изображение направленности в данном случае представляет собой сферическую область.
Для лучшего понимания, если взглянуть на диаграммы сбоку, то можно заметить следующие особенности:
Одной из ключевых особенностей диаграмм направленности является то, что они не только указывают на то, какой звук будет записан, но и показывают, что именно не будет записываться. Понимание того, какие звуки не попадают в зону захвата микрофона, имеет важное значение, ведь это делает возможным более точное позиционирование микрофона в пространстве и отключение посторонних звуков на записи.
Так, например, двусторонняя диаграмма полностью подавляет звук, который поступает под углом 90 градусов. Иные диаграммы также имеют области низкой чувствительности, которые именуются нулевыми точками микрофона.
Кроме того, диаграммы по-разному реагируют на эффект близости, то есть на увеличение интенсивности низких частот, которое происходит, когда источник звука приближается к микрофону. В зависимости от диаграммы направленности и чувствительности, этот эффект может проявляться на различных расстояниях: у некоторых моделей он возникает при очень близком расположении источника звука, в то время как у других — на более значительном расстоянии.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Знания о диаграмме направленности микрофона, его нулевых точках и эффекте близости предоставляют звукорежиссерам мощные инструменты для управления записываемым сигналом. Эти характеристики позволяют настроить звук на предварительном этапе и получить желаемый результат до начала записи.
Основные диаграммы направленности микрофона
Существует пять основных типов диаграмм направленности:
- Всенаправленная;
- Кардиоидная (кардиоида);
- Суперкардиоидная (суперкардиоида);
- Гиперкардиоидная (гиперкардиоида);
- Двусторонняя (восьмёрка).
Каждая из диаграмм направленности отличается по тому, как они захватывают звук, поступающий к микрофону. Некоторые из них записывают звуки с одной стороны, другие — принимают сигнал с двух сторон или со всех направлений одновременно.
Всенаправленная диаграмма
Всенаправленная диаграмма (англ. Omni, Omnidirectional) имеет возможность захватывать звук с каждой стороны: спереди, сзади, слева, справа, сверху и снизу. Микрофоны с всенаправленной диаграммой лишены эффекта близости – во всех направлениях звук записывается с одинаковой чувствительностью, и, независимо от расстояния до источника сигнала, всенаправленный паттерн не подчеркивает низкие частоты в записываемом сигнале.
Кроме того, всенаправленные микрофоны менее чувствительны к своему расположению в пространстве. Звучание с этой диаграммой отличается большой естественностью, поскольку микрофон захватывает сигнал, как это слышно в реальной жизни.
Тем не менее, к числу основных недостатков всенаправленных микрофонов относится сложность с изоляцией нежелательных сигналов и преобладание звуков окружающей среды в результате записи. Это происходит из-за особенностей паттерна, который ловит все звуковые волны в помещении.
ГДЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ ВСЕНАПРАВЛЕННАЯ ДИАГРАМА
- Запись интервью с несколькими участниками;
- Запись движущихся объектов;
- Запись звуков малых групп или оркестров;
- Запись окружающей среды.
ПРИМЕРЫ МИКРОФОНОВ
Кардиоидная диаграмма (кардиоида)
Микрофоны с кардиоидной диаграммой, по англ. Cardioid, способны захватывать значительное количество сигнала, поступающего спереди, и лишь незначительное количество звука по бокам (сверху и снизу, слева и справа), при этом звуки, поступающие сзади, практически не фиксируются. Нулевая точка кардиоидного микрофона располагается под углом 180 градусов сзади устройства.
Кардиоида демонстрирует умеренно выраженный эффект близости, который позволяет дополнительно подчеркнуть определенные нюансы голоса при записи вокала.
Эта диаграмма направленности также предлагает отличную управляемость, так как можно значительно изменить впечатление от звучания аудиозаписи, изменяя положение как микрофона, так и источника звука относительно вертикальной оси.
ГДЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ КАРДИОИДНАЯ ДИАГРАМА
- Запись интервью;
- Запись вокала;
- Запись музыкальных инструментов.
ПРИМЕРЫ МИКРОФОНОВ
Суперкардиоидная диаграмма (суперкардиоида)
Всенаправленная диаграмма (Omni, Omnidirectional)
Всенаправленные микрофоны имеют равномерную чувствительность к звуку со всех направлений, что позволяет им не требовать установки в определенном направлении относительно источника звука.
Преимущества таких микрофонов заключаются в их способности создавать естественное и открытое звучание, что особенно актуально при записи инструментов с низким диапазоном, а также в обеспечении ровной частотной характеристики.
Они идеально подходят для работы в студийных условиях с хорошей акустикой, для записи живых выступлений тихих коллективов и для фиксации звуковых отражений в помещениях.
Однако всенаправленные микрофоны плохо справляются с изоляцией нежелательных фоновых шумов и легко попадают в резонанс, что лишает их использования на шумных площадках.
Диаграмма направленности «всенаправленная» часто используется в виде петличных микрофонах у ведущих и корреспондентов. Это позволяет экспериментировать с движением, не опасаясь, что звук будет записан с недостаточной громкостью.
Двунаправленная диаграмма / восьмерка (Bidirectional / Figure of 8)
Двунаправленная диаграмма характеризуется наличием двух одинаковых областей захвата звука, которые расположены прямо друг напротив друга — впереди и сзади микрофона. При этом звуки, поступающие сбоку, не фиксируются.
Угол захвата звука с каждой стороны составляет около 90 градусов. Это делает двунаправленный микрофон подходящим для записи интервью или вокальных дуэтов.
Он также используется в стереозаписи с применением техники Blumlein и mid/side.
У всех ленточных микрофонов, благодаря особенности их конструкции, диаграмма будет двунаправленной.
Внешний вид
Что касается внешнего оформления звукоусиливающих устройств, они имеют различные формы:
Тренога — это настольный штатив, предназначенный для установки звукозаписывающего прибора. Стойка для микрофона обычно используется для крепления устройства на полу или земле. Держатель для стойки необходим для удержания кабельного микрофона на концерте, где используется несколько человек, что делает проще как установку, так и снятие устройства со стойки. Ветрозащита, сделанная из поролона или меха, помогает защитить качество звука от нежелательных шумов. Антишоковый подвес предназначен для изоляции микрофона от различных звуковых помех. Ресивер обеспечивает возможность регулировки звука, увеличивая или уменьшая громкость, а также корректируя уровни низких частот. Микрофонный адаптер необходим, если интерфейсы микрофона и ресивера несовместимы. Такие адаптеры могут быть, к примеру, mini-jack для 2x mini-jack или внешняя звуковая карта USB, имеющая входы для микрофона и наушников. Внешний предусилитель понадобится в случаях, если в вашем оборудовании отсутствует встроенный предусилитель. Например, ламповый предусилитель придает звуку бархатистость, тогда как транзисторный фиксирует все детали звука без изменений.
Интересный факт: чем ниже коэффициент гармонических искажений (до 0.1%), тем выше качество устройства ресивера.
Выводы
Для выбора подходящего микрофона следует учитывать следующие пункты:
- 1. Определитесь с его основным назначением. Возможно, вам подойдет универсальная модель для концертов, конференций или записи звуков природы.
- 2. Разберитесь с различными типами преобразователей звука. Конденсаторные микрофоны часто используются в студиях звукозаписи, в то время как электретные идеально подходят для онлайн-общения. Динамические микрофоны незаменимы на концертной сцене для усиления голоса и звука инструментов. А для получения мягкого и теплого звука подойдут ленточные устройства.
- 3. Выясните, какая направленность вам необходима. Для мероприятий с разными участниками вам может понадобиться всенаправленный микрофон, тогда как для концертов лучше подойдет унипроверсальный кардиоидный микрофон. Если вы планируете проводить интервью или записывать дуэты, стоит обратить внимание на двунаправленные модели.
- 4. Решите, какой тип подключения вам нужен. Если вы много двигаетесь, беспроводные модели будут более удобными. При этом проводные микрофоны не подвержены проблемам с зарядкой батареи.
- 5. Проверьте нужные частотные характеристики и общую чувствительность. Если вы планируете записывать басы, вам нужен микрофон с частотным диапазоном от 16 Гц, для духовых инструментов — свыше 16 000 Гц. Микрофоны, обладающие диапазоном от 8 до 40 мВ/Па, прекрасно улавливают тихие и удаленные звуки при определенной громкости.
- 6. Не забудьте про дополнительные аксессуары. Например, для видеорепортажа на улице обязательно понадобится ветрозащита, антишоковый подвес и держатель для микрофона. На конференциях и интервью стоит позаботиться о наличии треноги для установки микрофона на столе, а на сцене потребуется стойка. Если разъемы кабеля и усилителя не совпадают, вам понадобится адаптер. Ресивер и внешний предусилитель помогут в настройке вашего голоса.
Теперь вы обладаете всей необходимой информацией о том, какие характеристики важны при выборе идеального микрофона. Желаем успешных выступлений!