Благодаря амортизаторам, которые можно установить на самодельный снегоход, езда будет значительно более комфортной. Для достижения оптимальной конструкции стоит рассмотреть использование рычажных амортизаторов, предназначенных для мотоциклов. Эти элементы могут быть как новыми, так и подержанными, и предстоящий выбор должен быть рассмотрен заранее, чтобы учесть все аспекты, включая совместимость и доступность деталей.
Самодельные снегоходы
Большинство любителей мотоциклов, помимо страстной увлеченности катанием на своем двухколесном друге или аналогичном транспортном средстве, также проявляют интерес к самостоятельному изготовлению различных устройств или модернизации собственного байка. Среди таких рукотворных созданий можно встретить как простые, так и довольно необычные конструкции, включая самодельные снегоходы.
Создать почти любое транспортное средство своими руками – это не только замечательное хобби, но и возможность получить уникальную технику. И снегоход не является исключением из этого правила!
Самостоятельное изготовление снегохода — это не только увлекательный процесс, но и потенциально экономически выгодное решение. Если человек проживает в загородном доме, то у него, вероятнее всего, есть сарай или другой подходящий гараж, где он может провести часть своего времени. Возможно, там также найдутся необходимые инструменты или устройства, такие как мотоблок.
Используя доступные ресурсы и с удовольствием проводя время, можно собрать свой собственный снегоход. Конечно, это не будет конструкция уровня Yamaha, однако итоговый продукт вполне может оказаться довольно солидным. Иногда внешний вид самодельных снегоходов может вызывать улыбку у прохожих, но это лишь добавляет индивидуальности. Более того, часто оказывается, что такие самодельные агрегаты могут быть намного более надежными и продуманными, чем их заводские аналоги.
В этой статье мы рассмотрим несколько примеров самодельных устройств, созданных руками умельцев-самоучек.
Полезные советы о том, как изготовить снегоход, мы уже описывали в специальной статье, поэтому сейчас сосредоточимся на конкретных примерах.
Снегоход из мотоблока
Практически каждый житель сельской местности имеет в своей собственности мотоблок, и многие даже не догадываются, что при должном усердии этот агрегат может быть трансформирован в отличное средство передвижения по снегу. Можно без особых усилий изготовить привод для установки гусеницы и самодельные катки. Гусеницу, в свою очередь, также можно создать своими руками, либо воспользоваться стандартной моделью. При этом заменяют колеса мотоблока на лыжи, что необходимо для повышения маневренности.
Как устроен снегоход?
Интересно, как именно устроен снегоход? Если объяснить это простыми словами, то можно представить его как мотосани, которые функционируют благодаря установленному двигателю. Конструкция любого самодельного снегохода зависит от использованных комплектующих, но в то же время существует ряд общих принципов и этапов сборки, которые следует учитывать при разработке пошаговой инструкции по его созданию.
Управление снегоходом осуществляется с помощью руля. Рулевые ручки связаны с лыжами, расположенными спереди. Скорость и остановка снегохода регулируются посредством привода газа и тормоза на руле.
Самым распространенным способом передвижения считается использование гусеничной ленты. Хотя существуют и другие решения, включая тракторные колеса или даже автомобильные камеры. Задняя подвижная часть снегохода через цепь и ремень соединена с двигателем, обеспечивая необходимую передачу мощности.
Какой двигатель необходим?
Мощность снегохода напрямую зависит от выбранного двигателя, поэтому этот аспект требует особенного внимания. При выборе силового агрегата следует учитывать соотношение между ценой и качеством, а также дополнительные характеристики, такие как система охлаждения и вид используемого топлива. Для самодельных снегоходов подходят уже готовые двигатели от мотоблоков или мотоколясок. Важные критерии при выборе двигателя включают его технические характеристики и пробег. Также стоит обдумать, какую массу снегоходу придется перевозить. Двигатели от мотоциклов, даже при высоком пробеге, часто обладают хорошей надежностью.
Если необходима более высокая мощность, можно использовать автомобильные агрегаты, но при этом важно помнить о соответствии их техническим параметрам для конкретного проекта. Если мощность не является первоочередной задачей, а важнее практичность, то можно рассмотреть проверенные решения. Хорошим вариантом, по мнению многие мастеров, является двигатель от автомобиля Ока. Как замечают народные умельцы в форумах, этот выбор имеет ряд положительных особенностей: тихая работа двигателя, экономичность, простота в обслуживании и дешевизна запчастей.
Особенности конструкции
Самодельный снегоход, созданный на базе мотоблока, состоит из ключевых составляющих: ведущей и ведомой частей. Ведомая часть включает в себя полозья, рулевую колонку и амортизаторы. Ведущая часть, как правило, состоит из привода, рамы и силового агрегата. Чтобы получить общее представление о будущей конструкции самодельного снегохода, рекомендуется на этапе подготовки подобрать подходящий чертеж, учитывающий условия его дальнейшей эксплуатации, после чего выполнить эскиз и изготовить макет из картона.
Что касается вариантов эксплуатации, их следует обдумать заранее, чтобы во время работы над чертежом было возможно вносить улучшения и коррективы. Таким образом, вы будете иметь четкое представление о том, что можно добавить в будущем, а какие элементы не будут нужны. Остается только выбрать между колесным и гусеничным ходом, оба из которых были рассмотрены ранее.
Выбор мотора
Перед окончательной сборкой конструкции необходимо тщательно подойти к выбору силового агрегата. В качестве оптимальных вариантов можно рассмотреть три следующих типа:
- Мотор с ручным управлением и тягово-сцепным устройством — это идеальный выбор. Это могут быть модели МБ-2, МБ-1 или Нева. Их отличительными характеристиками являются стойкость к экстремально низким температурам и высоким механическим нагрузкам, а также высокое качество и надежность.
- Двухтактные мотоблочные моторы с малым весом и простой конструкцией. Их главным преимуществом считается простота в ремонте.
- Четырехтактные силовые агрегаты японского производства с одним цилиндром также могут стать удачным выбором. Важно, чтобы они были оснащены системой воздушного охлаждения. Главными преимуществами таких агрегатов являются стойкость к коррозии, устойчивость к перегреву и высокие показатели технических характеристик.
Самодельный снегоход своими руками
В отдаленных районах, где необходимо преодолевать значительные расстояния, рыбакам и охотникам крайне важно иметь собственное транспортное средство. Из-за высокой стоимости готовых снегоходов многие стремятся сами создать самоделку. Процесс строительства может быть сложным, но с терпением и старания мастера с этой задачей смогут справиться.
Перед тем как приступить к сборке снегохода, необходимо сначала определиться с материалом. Самую простую раму можно изготовить из деревянных брусков. Эта конструкция будет достаточно легкой и в то же время прочной, что делает ее наиболее экономичным и простым в реализации вариантом. Для создания требуются следующие материалы и инструменты:
- Деревянные бруски.
- Листовое железо.
- Ножницы по металлу.
- Дрель и соответствующие сверла.
- Ручная пила.
- Болты и гайки.
Преимущества такой конструкции очевидны. В случае поломки деревянный снегоход можно будет легко отремонтировать в условиях дикой природы, поскольку там всегда можно найти подходящие для ремонта материалы. Кроме того, ключевой особенностью этого снегохода является то, что он редко тонет и не проваливается под лед в случае неосторожного спуска.
Деревянная конструкция
Известно, что деревянные бруски и доски имеют ограниченную прочность в местах их соединениях. Поэтому перед началом строительства целесообразно подготовить дополнительные уголки из металла. Для этого потребуется листовое железо, из которого вырезаются квадратные пластины согласно ширине брусков. На этих пластинах с помощью рулетки размечаются места под болты, а затем с помощью дрели делают четыре отверстия. После этого пластины сгибаются пополам под углом 90 градусов. Эти элементы будут хорошими приспособлениями для прочного крепления брусков в углах рамы.
Сборка обычно начинается после создания чертежа со всеми необходимыми размерами. На основе этого чертежа ножовкой отрезаются четыре бруска, а отверстия для болтов сверлятся в углах с помощью дрели. Затем бруски располагаются на ровной поверхности в форме правильного прямоугольника. С помощью металлических уголков к местам соединения прикладываются уголки, вставляются болты, которые накрепко затягиваются гайками.
Для крепления двигателя и гусеницы к раме добавляют еще две перекладины из брусков с отверстиями для болтов на концах. Но перед этим обязательно делают уголки для крепления. Их вырезают из листового металла в форме треугольников и сверлят отверстия в углах.
Рекомендуется сразу изготовить восемь уголков и установить их сверху и снизу, чтобы повысить прочность конструкции и надежность сборки.
Когда уголки будут готовы, вставляют перекладины внутрь рамы и накрывают их треугольниками. На этих кусках металла также сверлят отверстия в соответствии с размерами, после чего в отверстия вставляются длинные болты, которые плотно стягиваются гайками. Таким образом, получается прочная деревянная рама, готовая служить на самодельном снегоходе достаточно долго.
Металлическая рама для снегохода
Создание самодельных снегоходов из металла требует больше усилий и навыков, чем из дерева, так как необходимо использовать специальные инструменты и оборудование, которые не всегда имеют доступ к каждому. Но постройка металлической конструкции будет гораздо более прочной и долговечной по сравнению с деревянной. Для этого потребуются:
Подвесное оборудование
Для того чтобы снегоход был быстрым и мощным, необходимо на раму установить качественный двигатель. Если на конструкцию поставить маломощный мотор, то она будет плохо передвигаться даже по легким снежным покровам. Также необходимо правильно рассчитать размер и площадь гусеницы; при недостаточно большой площади снегоход может утонуть в глубоком снегу и не сможет двигаться, даже по ровной местности. Отдельного внимания заслуживают лыжи, которые должны обеспечивать хорошую устойчивость и безопасность во время движения на высоких скоростях.
Резиновая гусеница своими руками
Создание качественной резинотехнической гусеницы для самодельного снегохода — задача, которую стоит уделить достаточное внимание. Изготовить такой элемент самостоятельно довольно сложно, поэтому рекомендуется по возможности приобретать его в магазине в уже готовом виде с катками. Если финансовые обстоятельства не позволяют купить готовую гусеницу, то можно изготовить некоторые более доступные компоненты. Для этого потребуются:
- Транспортёрная лента.
- Пластиковая труба.
- Болты, шайбы и гайки.
Чтобы сделать дешевую самодельную гусеницу для снегохода, обычно используют тонкую транспортёрную ленту. Для этого необходимо отрезать из пластиковой трубы заготовки по ширине катков, затем разрезать их по длине на две равные части и просверлить отверстия под маленькие болты. Половинки пластиковых труб крепятся на транспортёрной ленте с помощью болтов, шайб и гаек. После этого гусеница будет готова, и можно продолжать дальнейшую сборку снегохода.
Самодельные лыжи
В зимний период передвигаться по глубокому снегу крайне удобно с помощью лыж. Они также служат контролирующим элементом для управления снегоходом. Лыжи можно сделать из прочных деревянных досок, предпочтительно березы или дуба. Перед началом работы важно тщательно высушить эти деревянные элементы, затем обработать их, профилировав и нагрев заготовки для последующего загиба концов. Изготавливать металлические лыжи также не сложно: достаточно отрезать по форме и размерам из листовой стали две пластины и приварить по бокам тонкий уголок.
Для обеспечения достаточно свободного поворота лыжи к конструкциям привариваются металлические стойки из труб. В рабочем состоянии они фиксируются в передних втулках рамы, что позволяет свободно вращаться.
Сверху к стойкам привариваются шайбы или большие гайки, куда вставляются тяги для управления снегоходом.
Сам руль можно легко изготовить самостоятельно, или же снять с использованного мотоцикла. Таким образом, после установки двигателя и сидения для водителя, снегоход будет готов к движению.
Снегоход из мотоблока
Как еще одно возможное решение, мотоблок может использоваться в процессе создания вашего самодельного снегохода. Конструкцию мотоблока, как правило, не нужно серьезно переделывать, поскольку она уже является многофункциональной.
Существует три основного типа снегоходов, созданных на базе мотоблока:
- колесные;
- гусеничные;
- комбинированные с системой колес и гусениц.
Перед тем как приступить к работе с мотоблоком, желательно определиться с типом будущей конструкции. Это решение определит, насколько сложным будет процесс сборки и какие навыки потребуются для ее реализации.
Конструирование снегохода из мотоблока
Примечание! Для создания колесного снегохода нет необходимости в перепроектировке системы рулевого управления, следует уделить основное внимание конструкции рамы и лыж.
- Раму снегохода изготавливают из металлических труб или уголков, придавая ей форму прямоугольника.
- К готовой раме прикрепляют ящик или кресло для размещения водителя.
- Лыжи изготавливаются отдельно из уголков и листового металла и затем привариваются к раме.
- Готовую конструкцию надежно фиксируют к мотоблоку и используют по назначению.
Снегоход из мотоцикла: руководство для мастеров
Создание снегохода из мотоцикла — это более сложный процесс, чем сборка предыдущих моделей. При этом вам потребуются не только инструменты, материалы и техника, но и навыки работы со сварочным оборудованием и другими инструментами.
Важно! Мотоциклы моделей Урал, Иж и Днепр считаются наиболее подходящими для самостоятельного изготовления снегохода.
Технология конструирования снегохода
- Сначала изготавливают раму, используя металлические трубы и уголки разного диаметра. Основание рамы выполняется в форме прямоугольника с размерами 150 х 43,2 см.
- Затем из металлических уголков конструируют рулевую балку, размеры которой составляют 50 х 50 х 5 мм. Часть балок укрепляются плотными металлическими накладками, а затем конструкция устанавливается на сверлильном станке в горизонтальном положении.
- Раму и готовую балку обрабатывают в местах соединений, подготавливают специальные пазы для надежной фиксации элементов.
- Передняя перекладина рамы становится прочной за счет установки уголка.
- Сиденье крепят к раме конструкции.
- В лонжеронах делаются отверстия для крепежа.
- Между рулевой частью и средней секцией приваривают швеллер.
- Подбирается подходящая гусеничная звездочка, а также резиновая лента для дальнейшей установки (подходящие размеры — 2200 х 300 мм, толщина — не более 10 мм).
- Гусеницу аккуратно обшивают капроном, чтобы избежать ее расслоения в процессе эксплуатации.
- Устанавливают трансмиссию, состоящую из переднего и заднего моста. Передний мост является ведущим и состоит из трубчатого вала, гусеничной звездочки и катков, которые фиксируются на сквозные болты. Конструкция заднего моста включает в себя гусеничный барабан и трубчатый вал.
- Лыжи привариваются к конструкции снегохода, для их изготовления используются стальные листы и металлические уголки.
Система управления самодельного снегохода на базе мотоцикла довольно сложна в своем проектировании и включает в себя:
- лыжи;
- продольную тягу;
- поперечную тягу.
Важно! Опытные мастера не советуют вносить изменения в систему рулевого управления мотоцикла, все управляющие элементы должны сохранять свои первоначальные функции.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что самодельный снегоход, изготовленный из компонентов мотоблока, бензопилы или мотоцикла, является доступным вариантом для каждого желающего научиться и создать подобное средство. Для успешной работы потребуются определенные навыки, а также необходимые инструменты, оборудование и материалы, которые позволят вам реализовать ваши идеи.