На этот раз мы обсуждаем создание квадроцикла Сергея Плетнёва, выполненного на основании тяжёлого мотоцикла Урал-2 с пробегом в 12 000 километров. Основные узлы, такие как двигатель, коробка передач и сцепление, были использованы из оригинального мотоцикла, а также была модифицирована рама для лучшего соответствия потребностям создания квадроцикла.
Как создать квадроцикл из «Оки» своими руками?
Автомобиль «Ока» на протяжении своего существования заслужила репутацию неплохого и экономичного транспортного средства. Этот компактный автомобиль часто становится первым выбором для новичков на дороге благодаря своей доступной цене и простоте в управлении. Однако, с течением времени такой малый автомобиль начинает оказывать все меньшее соответствие современным требованиям водителей, особенно если говорить о комфорте и состоянии кузова, который изнашивается даже при бережной эксплуатации. Рано или поздно у владельца возникает необходимость в более интересном варианте транспорта. В то же время, нередко такой старый автомобиль не удается продать или выбросить, так как его еще можно использовать. Если двигатель «Оки» все еще функционирует, это открывает возможность создания квадроцикла с помощью ваших собственных рук.
Подготовительные работы
Перед началом каких-либо строительных работ важно четко понимать все этапы процесса, который вы собираетесь реализовать. Соблюдение организованного подхода к подготовке поможет добиться желаемого результата с первой попытки. В противном случае вам может понадобиться переделка, что приведет к излишним затратам времени, сил, а иногда и финансовых средств. Для того чтобы избежать таких ситуаций, рассмотрим подробнее, как подготовиться к созданию квадроцикла на базе «Оки».
Чертежи и размеры
Создание каркаса квадроцикла – это задача, которую предстоит выполнить самостоятельно, и для этого необходимо знать точные размеры, чтобы транспортное средство было в достаточной степени просторным и одновременно прочным. Рекомендуемая общая длина каркаса составляет около 2300 мм, расстояние между осями — 1430 мм, а полная ширина кузова с колесами должна составлять 1240 мм.
Примерный чертеж квадроцикла представлен в данной статье, он также включает описание всех рабочих процессов, начиная от производства и заканчивая финальными штрихами.
При этом народные умельцы могут вносить изменения в конструкцию, чтобы улучшить параметры будущего мотовездехода, адаптируя его под свои нужды и использующие материалы, находящиеся в распоряжении. Однако стоит отметить, что в подобном случае желательно уделить особое внимание созданию собственного чертежа, где будут указаны размеры всех деталей. Чем больше данных вы соберете о размерах, тем выше шанс на успешное завершение проекта с первого раза.
Перед тем как приступить к сборке, убедитесь, что ваш чертеж максимально точен и что у вас есть все инструменты и материалы, необходимые для реализации задуманного. Не стоит спешить с началом работ — если вы в чем-то не уверены, лучше остановиться и проверить всю информацию, чтобы исключить вероятность ошибки.
Необходимые инструменты и материалы
Наш квадроцикл будет выполнен в четырехколесном варианте для активного отдыха, и в его создании применимы технологии и решения, использованные в лучших фабричных моделях. По отзывам многих пользователей, данные рекомендации показали себя с практической точки зрения — зачастую хорошо собранная самодельная техника может превосходить предложения известных брендов по соотношению цены и качества.
Количество материалов для сборки не так уж велико, тем не менее, важно убедиться, что все необходимое у вас под рукой. Проверка наличия всех нужных компонентов на раннем этапе избавит вас от проблем с недостающими деталями, которые могут замедлить или даже остановить процесс сборки квадроцикла.
- Металлические трубы. Эти трубы послужат основой каркаса. Подойдут обычные водопроводные трубы, однако они должны быть обязательно металлическими. Вам потребуется использовать трубы двух диаметров — 27 и 32 мм. Конкретная длина материалов зависит от ваших навыков работы с металлом, и, скорее всего, начинающему мастеру потребуется больше, чем минимально необходимое количество.
- Детали от «Оки». Главным узлом нового транспортного средства станет двигатель от автомобиля «Ока» модели 11113. Также потребуется использовать коробку передач именно этого автомобиля, и щиток приборов тоже следует брать от «Оки», чтобы обеспечить соответствие всех основных узлов.
- Детали от автомобилей ВАЗ. Для упрощения задачи не стоит ограничиваться только «Окой» — заимствование узлов от других автомобилей существенно уменьшит трудозатраты. Например, от модели ВАЗ 2109 потребуется передний и задний редукторы, гранаты и ступицы. Благодаря широкой распространенности этой модели на территории России, сегодня не возникнет никаких проблем с их поиском.
Необходимый набор инструментов
Для сборки собственного квадроцикла могут понадобиться следующие инструменты:
• Качественный набор накидных и торцевых ключей для работы с крепежными элементами.
• Мелкие инструменты, такие как плоскогубцы и отвертки, которые могут понадобиться для сборки и регулировки мелких деталей.
Также важно иметь подходящее помещение для сборки, желательно с хорошим освещением и возможностью отопления. В теплое время года удобно работать на улице под навесом или в гараже.
Двигатель и трансмиссия
Для создания эффективной самодельной вездеходной машины можно рассмотреть двигатели от советских мотоциклов, таких как Урал или Днепр. Для более легких и маневренных вариантов можно использовать двигатели от мотоциклов Ява или ИЖ, особенно те, которые оснащены одноцилиндровыми двухтактными двигателями.
Чтоб упростить конструкцию квадроцикла, рекомендуется использовать ту же трансмиссию и привод, с которыми были комплектованы двигатели изначально. Если планируется создание машины с полным приводом, может понадобиться установка дополнительного редуктора. Однако стоит учитывать, что добавление такого узла в самодельные конструкции встречается довольно редко из-за сложности его интеграции без увеличения общего веса конструкции.
Выбор и изготовление элементов конструкции
Элементы конструкции могут быть как новыми, так и восстановленными после эксплуатации. В обоих случаях необходимо, чтобы двигатель крепился надежно с помощью крепежных элементов. Установка силового агрегата может происходить как в передней, так и в задней части рамы квадроцикла. Для профилактики люфтов рекомендуется крепко соединить трансмиссию и привод.
Раму для квадроцикла лучше изготавливать из водо- или газопроводных труб диаметром 3 мм. Для лонжеронов используйте трубы с сечением не менее 25 мм, а для подкосов и поперечин — 20 мм. Процесс сборки рамной конструкции начинается с точечной сварки, которая плавно переходит в цельную сварку всего каркаса. Ушки, на которые устанавливаются амортизаторы и рычаги, необходимо приварить на начальном этапе. Монтировать кронштейны стоит одновременно с креплением всех агрегатов и узлов, для которых они предназначены.
Во время реконструкции рамы вначале необходимо удалить все ненужные элементы, оставив только каркас. Заднюю часть следует полностью убрать, а переднюю — нарастить, чтобы обеспечить необходимую структуру. После этого к уже существующему каркасу следует приварить элементы, которые предназначены для установки остальных агрегатов квадроцикла. Если вы используете раму от мотоцикла, ее модификация будет достаточно простой: достаточно лишь немного сдвинуть на 0,45 см подседельные стойки, чтобы добиться необходимых параметров.
На квадроцикл можно устанавливать как передние, так и задние подвески. Передние подвески, особенно от мотоциклетных моделей, представляют собой наиболее доступный вариант. Если такой возможности нет, можно использовать и задние подвески от автомобилей других брендов. Для возможности работы дифференциала потребуется укоротить задний мост по размерам, которые необходимы для вашей конструкции. Однако стоит помнить, что такие изменения также могут существенно утяжелить всю конструкцию.
Ходовая часть и рулевое управление
Сборка рулевой системы может быть выполнена по мотоциклетным или автомобильным чертежам, а также возможна комбинация различных решений.
Замена зубчатой пары на цепную передачу упростит процедуры технического обслуживания и снизит общие затраты на комплектующие. Поскольку работа с самого квадроцикла предполагает наличие механической коробки передач, это обеспечит большую маневренность. При этом низкие и высокие передачи придется переключать вручную. Входные валы от трансмиссии направляются на передний и задний мосты, с использованием колес от малолитражных автомобилей с подобранной под них резиной для оптимального сцепления.
Полноприводные вездеходы, как правило, обладают отличной проходимостью, что возможно только при условии наличия качественного мотора и резины с шипами. Для таких моделей требуется наличие надежной рулевой системы, учитывающей автомобильные проектировки. Также потребуются дифференциалы и механическая трансмиссия. Стандартной раме в данном случае не обойтись, поэтому ее следует создавать заново, учитывая объём двигателя. Рулевую систему и подвеску также стоит заимствовать с автомобили.
Обратите внимание, что работа с подобным квадроциклом включает в себя довольно много усилий, а покупка готовых узлов потребует значительных финансовых вложений. Тем не менее, в обеих ситуациях расходы оправдают себя за счет повышенной грузоподъемности и проходимости самодельного транспортного средства.
На этапе создания корпуса квадроцикла стоит задуматься о материалах, используемых для его изготовления. Рекомендуется использовать стекловолокно или стеклопластик.
В начале создается болванка из прочного пенопласта, листы которого соединяются при помощи монтажной пены. Затем на подготовленную основу наносят несколько слоев стекловолокна, каждый из которых пропитывается эпоксидной смолой для повышения прочности. Вставка металлических креплений также позволит существенно увеличить жесткость будущего корпуса. После полной сушки изделия, его шлифуют и красят в соответствии с предпочтениями.
В качестве силового агрегата для квадроцикла могут использоваться различные двигатели — как от мотоциклов, так и автомобилей, а также от мотороллеров. Иногда можно задействовать мотор от мотоблока мощностью до 15 л. с. Потребление топлива можно снизить, выбрав двигатель от мотороллера, но это может негативно сказаться на грузоподъемности конструкции.
Рекомендации по сборке
Рекомендуем собирать квадроцикл вдвоем — это делает процесс более удобным и быстрым. Обязательно учтите запас мощности, повреждая задние колеса резиной с хорошим протектором, и подумайте об установке брызговиков и крыльев. Если ваш мотор четырехтактный, обязательно поменяйте масло после первого запуска. Все электрические соединения рекомендуется обработать литолом или специализированным влагозащитным спреем.
Не забывайте, что самодельный квадроцикл можно использовать только на частных территориях. Без надлежащих сертификатов и пройти тестовый процесс, выходить на дороги общего пользования опасно и незаконно. Нужно понимать, что современные заводские модели имеют высокую степень безопасности и эффективности, и пытаться угнаться за их техническими характеристиками в домашних условиях крайне сложно. Тем не менее, разработка и создание кастомов может стать увлекательным хобби.
Квадроцикл своими руками: увлечение или полноценная техника?
Создание квадроцикла своими руками — это не только увлекательный процесс, но и возможность приобрести полезный опыт, развить находчивость и терпение. Тем не менее, нужно учитывать, что самодельные мотовездеходы не могут полностью заменить серийные модели — даже самый удачный квадроцикл с индивидуальными доработками будет уступать заводскому в ряде параметров. Кроме того, самостоятельная сборка может занять много времени — даже опытные механики могут потратить на это целый год или больше.
Если же вы ищете качественную технику, стоит обратить внимание на продукцию компании CFMOTO. Если у вас нет сейчас средств для покупки, многие модели можно взять в кредит и возвращать средства постепенно, не нагружая свой бюджет. Кроме того, новенькие мотовездеходы прикрываются заводской гарантией, что является дополнительным плюсом. В вопросах удобства и надежности серийные модели CFMOTO лишены конкуренции — на них можно отправляться как в дальние путешествия, так и осуществлять скоростные покатушки.
Этапы сборки квадроцикла
Для создания самодельного квадроцикла вам предстоит пройти девять последовательных этапов:
- Приобретите и подготовьте все необходимые материалы и инструменты;
- Сварите и придайте форму раме;
- Установите подвески, тормоза, трансмиссию, амортизаторы и колеса;
- Установите двигатель, коробку передач и соберите привод;
- Установите топливную систему для работы двигателя;
- Закончите монтаж электрооборудования — поворотников, фар, приборной панели и аккумулятора;
- Изготовьте корпус квадроцикла;
- Грунтуйте, шлифуйте и окрашивайте корпус, при желании добавьте индивидуальный тюнинг;
- Установите корпус и сиденья.
После успешного завершения всех этапов создания вашего самодельного квадроцикла, не забудьте обкатать его, постепенно увеличивая требования к дорожным (и бездорожным) условиям.
Заключение
Самостоятельно собранный квадроцикл может соперничать с заводскими моделями по многим техническим параметрам. Однако наибольшая ценность заключается в том, что под управлением опытного мастера, знакомого со своим изделием досконально, он может работать долго и эффективно. Ведь если произойдет поломка за десятки километров от ближайшего сервиса, владелец сможет сам провести ремонт, что является неоспоримым преимуществом. Важно хотя бы иметь минимальный набор необходимых инструментов, которые стоит хранить в кофре, специально предназначенном для вашего квадроцикла.
Применяя наши рекомендации, внимательно продумайте процесс сборки, уделите внимание деталям, тщательно подберите все требуемые инструменты и материалы, и проводите работы без спешки. От тщательности работы зависит безопасность всех участников дорожного движения, и результаты не заставят себя ждать!