Все о хаусботах

Иногда в качестве жилья переоборудуют списанную яхту или надстраивают на барже жилую часть. В одном из таких плавучих домов проживает Пьер Ришар. Знаменитый актер сменил привычное помещение на плавучий дом, пришвартованный в центре Парижа.

Какие бывают дома на воде и как они появились

Плавучие дома различаются как по размерам, так и по мобильности. Некоторые из них представляют собой настоящие суда: в таких домах можно жить так же, как и в небольшой квартире, при этом путешествуя по рекам и озерам. В то время как другие варианты более стационарные, но зато имеют большие размеры — целые коттеджи на воде.

Хаусбот — это, в переводе с английского, дом-лодка. Это судно, которое спроектировано как жилое помещение, но благодаря наличию двигателя может самостоятельно перемещаться по водоемам, таким как реки, каналы и озера.

Дебаркадер — от французского desembarcadère, что означает пристань. Это также дом на воде, но он, как правило, больше хаусбота и не оснащен двигателем. По своей конструкции дебаркадеры делятся на два основных вида:

  1. Стационарные: эти конструкции представляют собой причальные сооружения с монолитным основанием и обычно неразрывно связаны с берегом.
  2. Мобильные: это плавучие дома, которые могут перемещаться с помощью буксира.

Обложка статьи

Точная дата постройки первого плавучего дома остается неизвестной, однако известно, что в результате экономического кризиса в США в 1893 году тысячи семей покинули свои дома в верхней части долины Миссисипи, перебравшись в самодельные шлюпки. Эти люди искали новые возможности для работы в более промышленных регионах. В период с 1930-х до 1960-х годов популярность хаусботов значительно снизилась, однако затем на рынке появились компании, которые начали строить плавучие дома со стальным или алюминиевым корпусом и деревянными надстройками.

Со временем целые поселки хаусботов и дебаркадеров начали появляться в различных европейских странах, таких как Англия, Франция, Нидерланды и Германия. В некоторых случаях люди переезжали на воду, чтобы избежать высоких налогов на землю, в других — из-за недостатка территории в крупных городах или высокой стоимости недвижимости.

В России плавучие дома начали набирать популярность в начале 2000-х годов. Однако через два десятилетия их всё ещё производят всего несколько компаний в стране. Некоторые смельчаки строят хаусботы самостоятельно и живут в них, но часто такие проекты становятся основой для развития новых бизнес-идей.

Рассылка Т—Ж о дизайне и недвижимости

Лайфхаки о покупке, ремонте и съеме жилья — в вашей почте раз в две недели. Бесплатно

Убеждаем соседей, что это законно и экологично

Аватар автора

Я переехала на дебаркадер 8 лет назад.

Мотивация. Мы с мужем и тремя детьми проживали в трехкомнатной квартире на Васильевском острове в Санкт-Петербурге и планировали расширить семью, завести еще ребенка. Мы поняли, что нам нужно искать более просторное жилье или переезжать в загородный дом. Однако ни один из этих вариантов нас не устраивал. Частный дом не подходил, так как у детей была активная социальная жизнь, а у нас с мужем рабочие графики в городе. Проводить много времени в дороге было нежелательно. Подходящей квартиры мы также не нашли.

Однажды мы наткнулись на объявление на сайте Авито о продаже недостроенного дебаркадера. Владелец планировал сделать из него кафе и мини-гостиницу, но затем отказался от своих планов. Зная, что в других странах такие конструкции используют как дома, мы решили попробовать и сами.

Недавно, опираясь на прошлый опыт, я начала разрабатывать проект первого в России квартала плавучих домов. Это новое жилое пространство планируется на территории Галерной Гавани на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Верю и надеюсь, что доля жителей на воде в нашей стране будет расти.

Оформление. Мы не стали продавать нашу квартиру, где прописаны с детьми, а для покупки дебаркадера заняли небольшую сумму и продали машину. Юридически мы приобрели несамоходное стоечное судно — на тот момент классификационное освидетельствование проводил эксперт Российского речного регистра и выдал нам соответствующий документ.

Обложка статьи

После подписания договора купли-продажи мы обновили договор водопользования с комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга. Этот документ разрешает находиться на определенном месте и использовать судно по своему усмотрению. Информацию о разрешенных местах стоянки можно также узнать в комитете по природопользованию.

Летом 2022 года мы передвинули свой дебаркадер с Петроградской стороны на Крестовский остров и снова оформляем договор водопользования. В нашем случае такой договор необходимо продлевать каждый год. Есть также долгосрочные договоры на пять и более лет, но они оформляются достаточно редко. У нас также имеется договор с энергетической компанией Россети Ленэнерго, для них, как и для служб доставки, мы указываем адрес ближайшего жилого дома на суше.

Внешний вид. Наш дебаркадер был построен в советское время и имел жилую площадь 300 м². К моменту покупки он находился в плачевном состоянии: ржавый, внутри был строительный мусор, а в трюме была небольшая течь. Однако мы унаследовали хорошие стены, окна, мощное железобетонное основание, систему отопления и даже настоящий камин.

Это интересно:  Как залить отмостки вокруг дома своими руками

Ремонт занял около года, так как все финансовые средства мы потратили на покупку. Но четвертого ребенка мы привезли из роддома уже в наш дом на воде.

Так выглядел дебаркадер, когда мы решили его купить

Так выглядел дебаркадер, когда мы решили его купить

А так он выглядит сейчас

Интерьер. Планировка осталась от предыдущего владельца. В четырех небольших каютах он задумывал разместить мини-гостиницу. Мы переделали эти комнаты в детские с отдельным санузлом в каждой. В просторном помещении, где ранее планировалось кафе, мы создали кухню-гостиную, и теперь собираемся там вместе семьей по вечерам.

Общее описание

Хаусбот (houseboat) — это самоходное плавучее жилье. Он оборудован всеми необходимыми системами, которые обеспечивают комфортное проживание и полноценную жизнь на воде. Такой необычный дом может использоваться самым различным образом. Например, в течение рабочей недели он может находиться в городской акватории и служить обычной квартирой, а на выходные и праздники — перемещаться за город, становясь уютной дачей для отдыха с семьей, друзьями и приятелями. Либо же можно всю неделю проживать в городе, а хаусбот оставить за городом на берегу водоема.

Однако хаусботу совсем не обязательно постоянно перемещаться по водной поверхности. Он может на протяжении долгого времени находиться в маринах. В то же время плавучий дом может развивать скорость примерно 10-15 км/ч в зависимости от конкретных целей и пожеланий его владельца в данный момент.

Вопреки первоначальному впечатлению, это плавучее средство может использоваться не только в теплых климатических условиях или исключительно в теплое время года. Корпус современных таких судов выполнен из крепких материалов, которые способны выдерживать даже застывание в ледяной воде. Также внутри может быть установлена система отопления, что позволит не покидать плавучий дом даже в зимние холода.

Как правило, жилая часть располагается на высоте, что не только обеспечивает максимальный уровень комфорта, но и открывает потрясающий вид из окон. Хаусботы проектируют для использования на море, реках и озерах.

Тем не менее, не все конструкции имеют второй этаж, и у некоторых жилые помещения могут находиться непосредственно на понтонах.

Характеристики хаусботов могут значительно варьироваться в зависимости от уровня технического оснащения и выбранного дизайна. Можно найти достаточно скромные и доступные варианты, и использовать их как дачи или, наоборот, выбрать также и роскошные модели с высоким уровнем комфорта.

Не надо путать яхты и хаусботы. Главное различие заключается в размере жилой площади. На яхтах она обычно составляет 2-3 раза меньшую площадь, поэтому там располагаются маленькие каюты с низкими потолками. В плавучих домах каюты превращаются в полноценных комнаты с хорошими стеллажами и местами для отдыха.

Разновидности

На сегодняшний день на рынке представлен широкий ассортимент различных моделей хаусботов. Они могут быть практически любых размеров и планировок, так как часто изготавливаются по индивидуальным заказам.

По типу корпуса плавучие дома принято делить на:

  • Многокорпусные (катамаран, тримаран) — такие конструкции встречаются довольно редко;
  • Однокорпусные — наиболее распространенные модели.

Конструкция плавучих домов зависит от их конкретного назначения. Это может быть полноценный дом для проживания в течение всего года, дача для летних выходных с семьей, средство для водных приключений, или же простой рыбацкий или охотничий домик, а также баня, магазин или даже офис для какой-либо компании. В зависимости от назначения и разрабатываются будущие проекты хаусботов.

Конструкция зависит от того, будут ли они установлены на сваях, станут стационарными или будут двигаться по воде с помощью двигателя. При этом двигатели могут иметь разные виды и мощности.

В каждом конкретном случае тип и мощность выбираются индивидуально.

Размеры плавучих домов также могут сильно различаться. Они могут быть как очень компактными, так и очень просторными. Длина конструкции может варьироваться от 10 до 20 метров и более, в то время как ширина может колебаться от 2,5 до 7 метров. Однако наиболее популярными и востребованными являются модели с размерами примерно 10 на 5 метров. Поскольку в большинстве случаев проекты хаусботов проектируются индивидуально, с учетом пожеланий и возможностей заказчика, у каждого будущего владельца есть возможность выбрать тот размер, который лучше всего соответствует его требованиям.

Кроме того, любое плавучее средство может быть дополнительно оснащено декоративными и техническими элементами. Например, на борту может находиться дополнительная техника, и даже бассейн или очень просторный санузел.

Плавучие дома в России

В России хаусботы начали появляться в начале 2000-х годов. Одни плавучие дома были завезены из Европы, другие — предпримчивые россияне собрали из подручных материалов. Лишь в 2012 году при поддержке американской компании Thoroughbred Houseboats в Саратове была открыта лицензированная судостроительная верфь. Спустя год российская компания Lodka Haus начала производить плавучие дома под своим брендом.

Саратовские хаусботы предназначены для летнего отдыха: на зиму плавучий дом нужно поднимать из воды и ставить на кильблоки. Тем не менее, даже на берегу в нем не всегда удобно жить. Судна-дома обогреваются электричеством, а зимой владельцам приходится тратиться на оплату электрической энергии. Зато летом в таких домах можно жить с комфортом. С верфи хаусботы выходят полностью готовыми к приему владельцев, на судне имеется вся мебель и бытовая техника. Стоимость плавучих домов Lodka Haus варьируется от 5 до 15 миллионов рублей. Их можно рассматривать как альтернативу даче или использовать в бизнесе: почасовая аренда плавучего дома составляет от 4000 рублей в час или от 50 000 рублей в сутки.

Это интересно:  Что такое SIP-панели и какие виды сэндвич-плит существуют

В 2017 году у саратовских судостроителей появилось несколько московских конкурентов, которые собирают плавучие дома, спроектированные в Дании. В таких хаусботах от компании Houseboat.ru можно жить круглый год, они могут застывать в ледяной воде, а конструкция из 12-слойных сэндвич-панелей обеспечивает комфортную температуру в помещениях без значительных затрат на электрическую энергию. Однако такие дома стоят гораздо больше саратовских — их цены колеблются от 15 миллионов до 80 миллионов рублей. Если учесть суммарную стоимость квартиры, загородного дома и яхты, то хаусбот становится более выгодным предложением, особенно если расходы на его содержание не превышают коммунальных платежей.

Дом на воде как называется 2

Стандартные размеры хаусботов варьируются от 11 до 20 метров, чтобы их можно было зарегистрировать в ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) как маломерное судно. Судостроители-самостройщики могут создавать хаусботы меньших размеров, но на небольшой площади можно разместить только плавучую беседку или баню.

Осадка плавучего дома может варьироваться от 30 см до 1,5 м, однако есть важное замечание: чем меньше осадка, тем более чувствительным будет дом к качке. Если основание хаусбота погружено в воду на 30-50 см, он сможет причалить к любому берегу, но будет сильно раскачиваться по воде от проходящих катеров. Если сделать осадку в 1-1,3 м, дом будет устойчив к качке, но сможете причалить только в определенном месте. Или потребуется лодка, чтобы перевезти пассажиров на берег.

Хаусботы покупают под коммерцию

Спрос на хаусботы в последние годы значительно возрос, что можно связать как с увеличением интереса к загородной жизни, так и с развитием внутреннего туризма, отмечают эксперты. Большая часть покупателей хаусботов (примерно 90–95%) приобретает их для сдачи в аренду, тогда как 5–10% заказывают для себя как замену даче, как подчеркивает Александр Марков. Сегодня наблюдается высокий интерес со стороны загородных отелей и баз отдыха, которые таким образом расширяют свои номеров и получают особенный объект размещения — на воде. Что касается частных лиц, то многие из них приобретают хаусботы с намерением добраться до прекрасного места и оставаться там долго, — говорит генеральный директор компании ‘Вуокса’. Более того, частные покупатели сейчас активно интересуются плавучими банями, пирсами и летними беседками. Например, человек, имея выход к водоему, покупает баню или беседку на воде, тем самым расширяя и благоустраивая свою территорию, — добавляет эксперт.

Стоянка хаусботов

По словам экспертов, география заказов хаусботов в основном охватывает Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, Ленобласть, Тверскую область и Карелию. Это те регионы, где есть доступные водоемы и платежеспособный спрос, — говорит эксперт. На сегодняшний день хаусботы наиболее популярны в Москве и Московской области. Однако все чаще поступают заказы из городов с крупными водными артериями — таких как Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Самара и Иркутск. Основные заказчики — это владельцы малого бизнеса и менеджеры среднего звена, — добавляет Александр Климчук. Примерно каждый третий заказ следует с коммерческого намерения — для создания отелей, офисов или ресторанов. Некоторые покупают хаусботы для сдачи в аренду, вместо вложений в недвижимость. Однако если изначально такие конструкции заказывались как дачные варианты или как плавучие бани, в конечном итоге их чаще используют в качестве постоянного жилья, — уточняет эксперт. Заказов на морские хаусботы поступает для Крыма, Сочи, Санкт-Петербурга и в города, расположенные у больших водоемов вдоль Волги. Большинство покупателей хотят совместить жилую площадь и яхту, — добавляет Сергей Гмыра.

Фото: Houseboat.ru

Законодательный вопрос

По мнению экспертов, увеличение количества домов на воде в России тормозит нерегулированный жилищным законодательством статус. Плавучий дом можно лишь зарегистрировать в Государственной инспекции по маломерным судам как плавсредство. Также для плавучих домов нужна специализированная инфраструктура (причалы, заправочные станции), которая на данный момент практически отсутствует. Генеральный директор компании ‘Вуокса’ считает, что именно нерегулированный статус становится главным причиной, из-за которой потенциальные покупатели отказываются от приобретения хаусботов. Несколько лет назад была создана комиссия с профильными министерствами, которая должна была изучить и решить данный вопрос. Планы состояли в том, чтобы упростить процесс регистрации и использования хаусботов. Однако до сих пор не принят ни один документ, и пока хаусботы регистрируются как маломерные суда, — отмечает специалист. В то же время потенциал развития плавучих домов в России достаточно высок, что связано как с обилием рек и озер в стране, так и с растущим спросом на внутренний туризм, добавляет президент компании Houseboat.ru. Для полноценного развития данного рынка нужно усовершенствовать инфраструктуру и получить поддержку государства, например, в виде специально ипотечного кредитования для такого рода подвижной недвижимости, — заключает он.

Это интересно:  Фасадные решения в современном частном строительстве

Фото: Shutterstock

Будьте в курсе важных новостей — подписывайтесь на наш телеграм-канал РБК-Недвижимость.

Лодка Хаус, Саратов

Эта компания является пионером серийного хаусботостроения в России. В 2012 году здесь началась лицензионная сборка моделей марки Thoroughbred Houseboats (США). Специалисты верфи прошли стажировку на заводе в Кентукки, и свои первые хаусботы построили под наблюдением зарубежных партнеров. Начиная с 2013 года компания разрабатывает и строит суда уже по собственным проектам, адаптированным к отечественным реалиям. Сегодня в активе компании более десятка моделей хаусботов, включая версии для зимнего использования, оригинальные корпусные разработки и внедрение системы ‘умный дом’ на борту.

Алексей Волостнов, генеральный директор компании ‘Лодка Хаус’

Главное преимущество наших хаусботов заключается в их превосходных ходовых качествах при использовании собственных силовых установок. Это подтверждают несколько речных походов протяженностью до 2700 км, а также места эксплуатации наших судов, куда они добираются самостоятельно.

Эксплуатация наших хаусботов круглый год возможна при наличии некоторых конструктивных изменений. Например, флагманская модель (LH 111) уже пять лет служит своему владельцу на протяжении всего года. Однако следует отметить, что сценарий круглогодичной эксплуатации в России не всегда оправдан из-за недостатка инфраструктуры и суровых зимних условий в большинстве регионов. Кроме того, зимой надо решать вопросы с подводом воды и, прежде всего, с цивилизованным отводом сточных вод.

Флагманская модель компании Лодка Хаус — 20-метровый хаусбот LH 111 - фото

Флагманская модель компании ‘Лодка Хаус’ — 20-метровый хаусбот LH 111

В салоне главной палубы хаусбота LH 111: стиль интерьера может быть любым - фото

В салоне главной палубы хаусбота LH 111: стиль интерьера может быть любым

В обслуживании хаусбот похожи на обычный загородный дом, где время от времени что-то требует ремонта. Чтобы избежать серьёзных проблем с консервацией двигателей, предпочтительно устанавливать подвесные моторы. Поэтому большинство наших моделей оснащены подвесными моторами. Например, модель LH 114 — это прогулочный хаусбот для большой компании. Главная палуба может быть использована как банкетный зал, игровая площадка, танцпол или терраса для общения на свежем воздухе. Он идеально подходит как для семейного, так и корпоративного использования и может служить плавучей базой для людей, объединившихся по интересам, например, охоты или рыбалки. Он уже построен и полностью готов к эксплуатации. Мы с удовольствием покажем его в нашем яхт-клубе ‘Лодка Хаус’ в Саратове.

Machogan, Самара

Виктор Мачоган, основатель самарской компании Machogan, занимается производством хаусботов уже более 10 лет и по праву считается одним из самых опытных специалистов в России в этой области. Хаусботы Machogan легко отличить благодаря большому количеству стеклянных деталей: при их конструкции широко используются энергосберегающие стеклопакеты. Конструкция судна основана на полиэтиленовых модулях плавучести, которые производит сама компания: в зависимости от веса надстройки основа хаусбота может быть выполнена как катамаран или тримаран. Бортовые системы отличаются высокой степенью автономности: для электроснабжения используется комплект из генератора, инвертора и ёмких аккумуляторов; автоматическая система водоснабжения обеспечивает фильтрацию и подачу воды, а система очистки стоков работает аналогично системам в любом коттедже. Основной принцип компании Machogan — делать хаусботы не слишком дорогостоящими как в производстве, так и в эксплуатации.

Виктор Мачоган, основатель компании Machogan

Мне кажется, что данный бизнес не является промышленным: все свои хаусботы я создаю под заказ. Конструкция в принципе одинакова, изменяется лишь то, что в плавдома для зимней эксплуатации требуется более мощная теплоизоляция, все инженерные системы размещаются внутри помещений, а трубопроводы вместе с кабелями для обогрева — снаружи, чтобы в случае замерзания было место для обогрева. Плавучие модули сделаны из полиэтилена не потому, что это дешево. Для суден длиной 40-50 метров, конечно, имеет смысл использовать стальные конструкции, а вот все, что до 20 метров (под ГИМС), мне кажется, технологичнее делать на полиэтиленовых поплавках. Легкий и морозоустойчивый полиэтилен без проблем выдерживает вмерзание в лед и позволяет значительно сократить время на строительство. Сталь, как и любой другой материал, одновременно обладает как преимуществами, так и недостатками. Она прочная, но подвержена коррозии, следовательно, за ней необходимо следить, проводить регулярный осмотр. К тому же, создание большого стального корпуса является затратным и сложным процессом — не все умеют это делать.

Перед тем, как принять решение о необходимости эксплуатации хаусбота зимой, следует хорошенько обдумать свои желания. С учетом моей технологии постройки, удорожание зимнего варианта не сильно велико — от 20% до 25%. Однако важно задуматься, стоит ли тратить дополнительные средства на зимнюю эксплуатацию: это довольно хлопотное мероприятие. Разве что вы планируете построить большой корабль, который действительно можно использовать в качестве дома, ведь большие хаусботы даже в хранении обходятся довольно недешево.

Machogan SX — хаусбот длиной 18,27 и шириной 7,9 м. Площадь закрытых помещений — 98 кв. м плюс обширные открытые палубы - фото

Machogan SX — хаусбот длиной 18,27 метра и шириной 7,9 метра. Площадь закрытых помещений составляет 98 кв. м, помимо того есть обширные открытые палубы.

Оцените статью
obystroy.ru
Добавить комментарий