Этот автомобиль создаётся на базе серийных шасси без установки кабины и выделяется от полуинтегрированных автодомов своим однообъёмным кузовом вагонной компоновки. Уникальный внешний вид кузова интегрированных автодомов разрабатывается полностью в компании-производителе, что придаёт ему отличительные черты.
Типы домов на колесах. Разбираемся в терминологии
Кемпервен, альковный автодом, жилой модуль, кастенваген и многие другие — ассортимент названий может привести в замешательство. Давайте разберёмся в том, чем все эти различия обусловлены и как избежать недоразумений в терминах.
Ранее в одной из наших статей на тему караванинга в США — «Караванинг в стране трейлер-парков. Отправляемся на автодоме по штатам» — мы уже говорили о классификации автодомов. Однако сейчас пришло время подробнее выяснить, как в России различают и обозначают различные типы домов на колёсах.
Для начала определимся с определением: автодом, кемпер и дом на колесах — это общее название различных транспортных средств, предназначенных для путешествий. К этому понятию относятся как прицепы без двигателя и водительской кабины, так и полноценные автодома с приводом на все колеса. На данный момент в России отсутствует официальная классификация автодомов, поэтому многие пользователи в основном используют термины, заимствованные из европейских стран. Часто при этом употребление этих слов происходит в неправильном контексте, что ведет к неясностям в понимании.
Чтобы разобраться в этом многообразии, давайте рассмотрим каждый тип подробнее.
Кстати, для тех, кто хочет узнать больше о нашей стране и производителях российских автодомов, существует специальный проект «Сделано в России», в котором мы рассматриваем домашние путешествия на отечественном производстве.
Кемпервен
Термин кемпервен происходит от английского campervan. Это название относится к компактным домам на колесах, которые создаются на основе минивенов. Наиболее известные кемпервены, которые вы, вероятно, видели на российских дорогах, сконструированы на базе таких автомобилей, как Volkswagen T6, Mercedes Viano и Hyundai Starex. Из-за своих малых размеров, кемпервены обыкновенно берут с собой небольшую кухню и оснащаются подъёмной крышей, под которой размещается два спальных места, что делает их идеальными для коротких путешествий.
Иногда можно встретить ошибочное произношение «кемперван», что является калькой с английского, но в русском языке правильным вариантом будет «кемпервен».
На фото: кемпервен Hyundai Starex.
На фото: кемпервен Mercedes Viano.
На фото: кемпервен Volkswagen T6.
Автоприцеп (автодача)
В Европе прицепы, используемые для создания домашних условий во время путешествий, часто называют караванами. Жилое помещение в этом случае крепится к автомобилю посредством прицепа, который также может называться кемпер-трейлером. Автоприцепы могут различаться по типу крепления к автомобилю — это может быть как жилой прицеп (трейлер), так и палатка.
Автоприцеп представляет собой дом-прицеп, который можно легко отсоединить от автомобиля и оставить, например, в кемпинге. Однако важно отметить, что парковка с прицепом в городах не разрешена — для этого существуют специально отведённые места (кемпинги).
Следует подчеркнуть, что не все модели автоприцепов подходят для длительных поездок. Это определяется их конструктивными особенностями и утилитарностью. Большинство стандартных трейлеров, имеющих все необходимые удобства для комфортного передвижения, обеспечены спальным местом, ванной комнатой и небольшой кухней. Для уменьшенных по размеру трейлеров количество таких удобств может быть ограничено, хотя они, как правило, обеспечивают хотя бы спальное место, но могут не иметь туалета или полноценной кухни.
Эксплуатация автоприцепа доступна в любое время года: наличие кондиционера делает отдых удобным в летние месяцы, а отопление гарантирует комфорт зимой. Необходимо помнить, что автодача и автодом представляют собой разные категории и не должны путаться.
Типы автоприцепов:
- Капля: такие прицепы отличаются малым размером и вместительностью. Обычно они не имеют дополнительных удобств, предназначены лишь для сна и предоставляют минимальные услуги. Их основной плюс заключается в возможности легко оставить их на специальной парковке, пока вы уезжаете на автомобиле.
- Кемпер: это мини-фургон, который устанавливается на крышу внедорожника и обычно предназначен для проживания двух человек.
- Прицеп-палатка: аналогично крепится на автомобиль сверху, но также не всегда оборудован всеми элементарными удобствами. Путешественники должны учитывать возможность дополнительных расходов на переносной туалет и плиту.
Главным преимуществом всех типов автоприцепов по сравнению с автодомами является их финансовая доступность. Однако у них есть и недостатки — небольшая вместимость делает их неподходящими для больших семей.
Автодом
Самоходные дома в Европе принято называть автодомами или кемперами. Эти транспортные средства представляют собой гибрид жилого пространства и автомобиля, где жилые помещения интегрированы в кабину транспортного средства.
При производстве автодомов производители, как правило, используют шасси лёгких грузовиков, на которые устанавливается жилой модуль. В этом случае кабина автомобиля связывается с жилой частью посредством прохода. Благодаря современным технологиям автодома внешне нередко напоминают не столько машину с жилым фургоном, сколько автобус.
Внутри автодома обычно оборудованы сиденья, которые в стоячем состоянии можно преобразовать в полноценные спальные места. Есть всё необходимое для комфортного пребывания в пути: плита, отопление, холодильник, туалет, душ и кондиционер. Даже в компактных моделях кемперов можно найти телевизор, спутниковую антенну, кофемашину и навесы для велосипедов и другое снаряжение.
Тем не менее, содержащийся автодом, известный также как авто-караван или дом на колёсах, требует больших затрат на обслуживание. Зато он предлагает высокую степень комфорта и вместительности. Внешние размеры могут менять от крупных автобусов до среднеразмерных фургонов.
Некоторые модели автодомов могут даже располагать несколькими комнатами и двумя этажами, что говорит о многообразии предложений на рынке.
Интересный факт: новозеландская компания W2 начала производить необычный дом на колесах под названием Romotow T8. Уникальная внутренняя секция данного футуристического автодома поворачивается на 90 градусов, что в раскрытом состоянии создает внутри пространство для отдыха на свежем воздухе, сохраняя в то же время приватность спальной зоны.
Назначение
В России автодома набирают популярность, особенно для выездов за границу. Путешествия по России могут иметь риски, в особенности на фоне плохих дорог, что побуждает некоторых людей находить решение в виде автодомов. Особенно популярны они среди тех, кто использует их как жилое пространство — российское законодательство это не запрещает, и оформить такое жилье вполне возможно.
Что касается дальнего зарубежья, то, например, в США, автодома служат как постоянные места жительства, так и для туристических целей. Благодаря обширной площади страны, отличным состоянием дорог и развитой инфраструктуре, созданные условия способствуют полноценным путешествиям по всей стране.
Кроме того, дома на колесах становятся настоящим выходом для малобюджетных семей, которые могут позволить себе лишь таком формате проживания, что позволяет значительно сокращать расходы на коммунальные услуги и дает возможность совершать поездки. Зимой люди, как правило, перебираются в южные штаты, где значительно более мягкий климат.
Автодома: основные виды и особенности
На сегодняшний день популярностью пользуются четыре ключевых типа домов на колесах:
- Интегрированный дом на колесах: это конструкция, состоящая из единого целого, где кабина автомобиля и жилое помещение образуют непрерывную структуру. Главное преимущество — уникальный дизайн и высокая надежность. Все компоненты в таких домах изготавливаются из серийных комплектующих.
- Полуинтегрированный дом на колесах: в этом классе техники кабина и жилая часть частично разделены. При этом такие автодома построены только на серийных шасси, выпущенных известными производителями, такими как Peugeot, Ford, Renault и Fiat. Ключевое преимущество этого вида — отличные маневренные характеристики.
- Жилой минивэн: этот транспорт внешне очень похож на обычный микроавтобус, но внутри он оборудован всей необходимой мебелью и техникой для комфортной жизни. Даже в компактных моделях предусмотрен санузел. Проживание в таком минивэне предполагает ограниченное число — максимум два человека. Этот формат автомобилей получил большую популярность в Европе, где жилые минивэны активно используются для выездов на природу и дальних поездок.
- Альковный дом на колесах: строится на основе серийного шасси и имеет альков — специальный навес над водительской кабиной. Обычно именно в этом месте располагается спальное место для водителя и ещё одного пассажира. Эти автомобили идеально подходят для групповых поездок, так как могут вместить от 6 до 8 человек.
Автодома на колесах: как обслуживать
Не менее важным аспектом, касающимся всех облачных домов на колесах, является регулярное обслуживание. Несмотря на то, что автокемперы оборудованы всем необходимым для комфортного проживания, путешественникам следует понимать, что им придётся регулярно заниматься их обслуживанием. Объём воды в баке обычно хватает на срок в лучшем случае на неделю, а чаще всего на несколько дней. Периодически требуется опорожнять биотуалет, что можно сделать на станциях, в кемпингах или даже на заправках. Не реже одного раза в несколько дней владельцы обязываются сливать отработанную воду, а также реже пополнять запасы газовых баллонов и заряжать аккумуляторы.
Назвать точные расценки на содержание автодома сложно, так как некоторые места предоставляют возможность бесплатно заправить водные баки, в то время как в других случаях за это могут брать довольно значительные суммы. Расходы напрямую зависят от выбора места для стоянки, будь то дикие места или оборудованный кемпинг, последняя опция может обойтись в 1000-1500 рублей за сутки. Также необходимо учитывать плату за проезд по дорогам с взиманием платы.
В целом, обслуживание автодома стоит примерно столько же, сколько содержание обычного автомобиля подобного класса. Однако следует учитывать, что потребуется периодический мелкий ремонт внутреннего убранства.
Можно ли построить автодом самому?
Да, такая возможность существует! Часто это делают энтузиасты или те, кто ищет способ сэкономить на жилье. Например, в окрестностях Кремниевой долины — ИТ-столицы США — аренда жилья может быть очень высока, что породило множество случаев, когда молодые программисты, чтобы сэкономить, приобретали старый фургон за 5–6 тысяч долларов, переделывали его в автодом и оставляли на парковке около фитнес-центра, чтобы иметь доступ к душе.
В России также часто встречаются примеры, когда автодома создаются на основе микроавтобусов или фургонов. Однако стоит учитывать, что легализовать такие переделки может быть непросто: для трансформации фургона в дом на колесах необходимо получить соответствующее разрешение в ГИБДД. Рекомендуется начинать процесс переделки именно с получения этого разрешения. Стоимость переоформления, если заниматься этим самостоятельно, может достигать около 50 тысяч рублей, но из-за множества нюансов проще обратиться в специализированную компанию, где итоговая стоимость работ будет минимум вдвое выше.
При наличии полученного разрешения не следует забывать, что автодом — это технически сложное сооружение, требующее учёта множества нюансов, таких как теплоизоляция, а также системы водоснабжения и так далее. Прежде всего, необходимо уделить внимание электросистеме: корректная установка может оказаться задачей не для каждого специалиста, не говоря уже о том, что не каждый автомобилист может с этим справиться. Поэтому рекомендуется выбирать электриков, имеющих опыт работы с автодомами.
Unicat MD56c
Если кемперы компании Earthroamer собираются на основе крупных, хоть и не слишком габаритных пикапов, то немецкая фирма Unicat работает с настоящими грузовиками. В данном случае речь идёт о трёхосном MAN TGS с формулой колес 6х6, при этом все три моста имеют блокировки, а трансмиссия включает в себя понижающий ряд. Дизель мощностью 540 лошадиных сил также производит впечатление. Но и это ещё не все: топливные баки на 980 литров позволяют преодолевать свыше трёх тысяч километров без дозаправки! Хотя отделка жилого пространства Unicat выглядит проще по сравнению с Earthroamer, он стоит почти вдвое дешевле — чуть более миллиона евро, что делает его более доступным вариантом.
Тем не менее, всё необходимое для длительных поездок в условиях дикой природы у Unicat тоже есть: встроенный автономный генератор Honda, солнечные панели на крыше, ёмкости, вмещающие до 600 литров питьевой воды, кухня с микроволновой печью и посудомоечной машиной, а также стационарная двуспальная кровать и другая двуспальная кровать, которая формируется при трансформации обеденной зоны. Разработчики уверяют, что такой кемпер может оставаться автономным как минимум пару недель.
К большому сожалению, громоздкий грузовик не всегда доходит до труднодоступных мест, но это не является его целью. Для коротких выездов предусмотрены велосипеды, мотоциклы и даже лёгкие багги — для них на задней части жилого модуля имеется специальная площадка для крепления. Эта платформа способна выдерживать массу около тонны, тогда как общая грузоподъёмность может достигать двух тонн.
Global Expedition Vehicles Pangea
Американская компания Global Expedition Vehicles нашла изящное решение распространенной проблемы узких дверных проемов, используя телескопическую конструкцию. В модели Pangea жилой модуль поднимается при помощи гидравлического механизма, и в походном состоянии крыша практически на одном уровне с кабиной. При этом на стоянке можно поднять крышу, обеспечивая доступ в жилое пространство, где предусмотрено спальное место и возможность передвижения в полный рост. Это очень удобно, особенно для путешественников.
На борту Pangea расположены уже знакомые нам удобства, такие как кухня, отдельный санузел, холодильник, генератор и солнечные панели, а также четыре спальных места, деревянные шкафчики и границные столешницы. Цена данной конструкции стартует от 890 тысяч долларов, но это только за модуль, без учета самого шасси для транспортировки.
Что касается последнего, здесь возможны разные варианты — конструкция Pangea может быть установлена на шасси Mercedes-Benz, International, Kenworth или Freightliner в зависимости от предпочтений и замыслов владельца. Однако суметь соединить эту модель с международной техникой, такой как Камаз, — это вопрос, требующий индивидуального подхода и наличия денежных средств.