Вторичный щебень для изготовления временных дорог: назначение, преимущества и виды

Вторичный щебень, как строительный материал, имеет свои особенности. Он уступает природному камню по прочности и морозостойкости, что делает его непригодным для фундаментов высоких зданий и магистралей. Тем не менее, его применение в загородном строительстве, таких как дачи и коттеджные поселки, или для хозяйственных нужд, может быть весьма уместным, так как он прекрасно заменяет природный камень в большинстве случаев.

Какой бывает вторичный щебень и как его использовать

Вопрос о втором щебне часто вызывает много недоумений. Является ли он б/у материалом или переработанным? Возможно ли его использование в дорожном строительстве? Не окажется ли в доставленных материалах смесь грунта и мусора? Также интересуют альтернативы, такие как применение осколков асфальта и битого кирпича вместо традиционного щебня?
На самом деле, ситуация проще, чем может показаться. Вторичный щебень — это переработанный материал, состоящий из дробленого бетона, кирпича и асфальтового крошка. Важно отметить, что он характеризуется минимальным содержанием посторонних примесей. Далее мы расскажем о всех аспектах, которые необходимо учитывать при использовании вторичного щебня.

Что такое вторичный щебень

Щебень

Вторичный щебень получается в процессе сноса зданий, разрушения бетонных заборов, демонтажа столбов, фундаментов и труб. Его прочностные характеристики немного ниже, чем у природного камня, однако он вполне допустим для использования в строительстве. Согласно ГОСТ 32495-2013, вторичный щебень из дробленого бетона может использоваться для создания новых железобетонных конструкций, в качестве основания для дорожных покрытий и даже взлетно-посадочных полос на аэродромах. Однако это правило распространяется только на чистый продукт, с содержанием не более 7% различных примесей, включая кирпич, который также считается негативной примесью, ухудшающей характеристики материала.
Битый кирпич образуется при сносе зданий и демонтаже облицовочных материалов. Этот материал считается менее ценным, так как его прочность ниже, чем у бетона. Ранее допускается использование битого кирпича и керамики как наполнителя для бетонных оснований, однако ГОСТ 3192-50 был отменён. Тем не менее, дробленый кирпич продолжает применяться в частных нуждах.
Асфальтовый щебень появляется в результате демонтажа старого дорожного покрытия. Крупные фракции асфальта дробятся, оставаясь с некоторыми включениями битума и фракциями щебня из основания дороги. Такой материал наилучшим образом подходит для строительства дорог в садоводческих товариществах, в коттеджных поселках и в других местах с редким движением. Если покрытие было снято фрезой, то получается асфальтовая крошка, являющаяся отдельным продуктом, который также имеется в нашем каталоге.
Специалисты компании «Арена60» тщательно контролируют состав и происхождение всех материалов. Вы можете приобрести вторичный щебень нужной вам фракции и быть уверенными в том, что получите измельчённый однородный материал без мусора. Хотя по своим характеристикам он отличается от природного камня, в частном строительстве он может успешно использоваться.

Вторичный щебень

Крупные фракции, образовавшиеся в результате сноса зданий и сооружений, вывозятся на перерабатывающий завод, где происходит их измельчение, очистка и сортировка по фракциям. Для этого используется специальное оборудование, такое как грохоты и фракционные комплексы. После обработки материал разделяется на три основные фракции (размеры).
Первый вид — вторичный щебень размером 40-70 мм. Это самое крупное зерно; камни большего размера будут иметь острые края, которые могут откалываться под нагрузкой. Измельчение до 70 мм и меньшие размеры создаёт более однородный и прочный состав. Вот несколько примеров использования вторичного щебня размером 40-70 мм:

  • Укрепление берегов водоемов. Камни предотвращают размывание грунта.
  • Подъем участка. Крупные камни помогают отводить грунтовые воды, что полезно для участков, расположенных в низинах или на болотистых почвах.
  • Дорожное строительство. Камни размера 40-70 мм могут использоваться в качестве нижнего слоя дорожных конструкций, а также для укрепления слабых грунтов. Однако такой материал может быть использован для дорог, где одекватный транспортный поток.
  • Отсыпка дорог на болотистых почвах. Камни обеспечивают проход грунтовой воды под дорогой, что помогает избежать ее подтопления.
  • Подсыпка под фундаменты хозяйственных построек. Каменная подушка защищает основание от морозного пучения и служит дренажным слоем.
Это интересно:  Правила шпаклевки ДПС: виды штукатурки, подготовка поверхности под покраску и обои, и общие советы

Такой вторичный щебень 40-70 мм можно использовать в большинстве случаев, где обычно применяется природный камень, за исключением объекта строительства, требующих жесткого соблюдения стандартов. Чистый бой бетона может быть использован официально для вещания, заливки полов и других железобетонных изделий.

Вторичный щебень размером 20-40 мм. Этот средний размер имеет более широкий спектр применения, и, я бы сказал, это универсальный материал, подходящий как для производственных нужд, так и для бытовых задач.
Вот основные примеры применения щебня 20-40 мм:

  • Укладка дорожного полотна. Чистый бетонный щебень подходит для приготовления песчано-щебеночных смесей для дорожных покрытий, тогда как битый кирпич и бетон с примесями могут использоваться для частных нужд, когда строгая привязка к ГОСТ не требуется. Если щебень производился из старого асфальтового покрытия, то в нем будут присутствовать битумные включения, которые обеспечивают лучшую уплотняемость и долговечность покрытия.
  • Заливка бетонных и железобетонных конструкций. Щебень используется в качестве наполнителя при заливке бордюров, площадок и пешеходных дорожек.
  • Отсыпка дорог. Камень используется для засыпки ям на грунтовых дорогах, восстанавливая прежнее покрытие. Щебень помогает отводу влаги, решая проблему луж и грязи на проселочных дорогах.
  • Основание для прокладки коммуникаций в траншеях. Щебень обеспечивает отвод влаги, защищая трубопроводы и кабели от деформаций, вызванных движением грунта.
  • Прокладка пешеходных дорожек. Щебень выдерживает небольшие нагрузки и прекрасно подходит при создании асфальтированных дорожек.
  • Заливка полов в промышленных зданиях. Этот материал тоже может использоваться.
  • Посыпка на плоской кровле. Щебень служит для создания нагрузки на гидроизоляцию: он защищает поверхность от солнечных лучей, не препятствует прохождению воды и способствует фильтрации воды, которая не позволяет сметать листья или ветки к водостокам.

Разновидности и основные особенности

Вторичный щебень относился к категории бюджетных строительных материалов. Он классифицируется на различные виды, основываясь на особенностях его получения. На рынке всегда существует высокая востребованность на такую продукцию, что связано с потребностью в строительстве временных дорог, необходимых для доступа техники в различные места.

К основным разновидностям вторичного щебня можно отнести:

  1. Асфальтовая крошка. Этот материал получается из старого асфальта, который не подлежит дальнейшей эксплотации. Снятый слой дорожного покрытия подвергается измельчению до размеров 3-5 мм, в итоге получается вторичный материал. Его используют для прокладки пешеходных дорожек или дорог с небольшой загруженностью. При создании покрытий из асфальтовой крошки формируется рыхлая поверхность, что может быть устранено, если в состав добавить битум. Это вещество делает поверхность более гладкой и защищает от проникновения влаги.
  2. Бетонные плиты. В отличие от щебня, засыпка дороги бетоном будет значительно дороже, но существуют случаи, когда требуется использование монолитных конструкций для предотвращения разрушения покрытия в процессе использования.
  3. Кирпичный бой. В процессе демонтажа старых зданий образуется немало отходов из строительных материалов, которые могут быть переработаны. На изготовление нового кирпича из них не получится, но произвести кирпичный щебень вполне реально. Хотя этот материал уступает по прочности гранитному, его низкая цена делает его популярным. В этом контексте важно отметить, что кирпичный бой обладает хорошими параметрами схватывания с влажной почвой и высокой проницаемостью для воды, что предотвращает скольжение колёс транспорта благодаря шероховатой поверхности. Существуют два различных типа — из красного и белого кирпича. Силикатный материал отличается высокой устойчивостью к разрушению.
  4. Бетонный бой. Непригодные к эксплуатации конструкции тоже подлежат переработке. После дробления получают бетонный бой, который можно использовать для образовании временных дорожных покрытий. Полученные однородные фракции камней могут использоваться даже для создания оснований, которые затем слоем асфальта. Важно отметить, что щебень не производят из керамзита, пенобетона и шлакоблока.
  5. Вторичная щебенка. Под этим названием понимается материал, состоящий из кирпичной крошки, бетонного боя, асфальтовых отходов и частиц гранита. Эта консистенция является оптимальным выбором как по надежности, так и по экономической целесообразности для создания временных дорог.
Это интересно:  Столовые приборы для ресторана, кафе и дома.

Интересно! Выбор подходящего вида продукции определяется в зависимости от условий эксплуатации дорожных покрытий. Если по дороге будет ездить тяжелый транспорт, то рекомендуется использовать высокопрочный щебень из гранита и бетона.

Основные сферы применения

Вторичный щебень находит широкое примененение при укладке дорог. Однако его использование не ограничивается лишь этой задачей:

  • заполнитель для бетонных составов;
  • создание эффективных дренажных систем;
  • укрепление подвижных почв;
  • изготовление бетонных изделий;
  • стяжка полов в промышленных и складских помещениях.

Процесс создания временных дорожных покрытий начинается с демонтажа верхнего слоя грунта. Затем засыпается поверхность крупным щебнем, который затем утрамбовывается. В последующем осуществляются работы по укладке мелких фракций материала. Завершающий этап включает в себя трамбовку, после чего дорога готова к эксплуатации. Технология строительства варьируется в зависимости от того, какой тип транспорта ожидается на покрытии.

Основные характеристики

Параметры, по которым осуществляется оценка пригодности и качества вторичного щебня для применения в различных задачах:

  1. Плотность. Для измельченных строительных отходов она составляет 2000-2300 кг/м³.
  2. Прочность. У дробленого бетона этот параметр ниже, чем у натурального щебня. Для улучшения качественных показателей используются двух- и трехступенчатые процессы измельчения, значительно увеличивающие прочность, хотя и приводящие к образованию большего количества мелких частиц.
  3. Морозостойкость. Эта характеристика указывает на количество циклов замораживания/размораживания, которые материал может выдержать без значительных разрушений. К примеру, щебень марки морозостойкости F50 может служить вплоть до 50 лет. У вторичного щебня стойкость может варьироваться от F15 и ниже.
  4. Лещадность. Это означает наличие частиц игловидной или пластинчатой формы. Эти элементы составляют камни, длина которых превышает толщину в три раза и более. Чем меньше доля таких частиц, тем выше качество. Для битого кирпича или бетона этот уровень должен составлять примерно 15%.
  5. Зерновой состав. Максимальное размерность отдельного зерна (камня) в сыпучем материале, обозначенная в миллиметрах, называется фракцией. Строительные отходы разрезают на стандартные размеры в соответствии с ГОСТ (например, от 5 до 20 мм, от 40 до 70 мм) и могут также включать нестандартные размеры.
  6. Радиоактивность. Классифицируется на 1 и 2 классы. Согласно ГОСТ, щебень первого класса должен содержать около 370 Бк/кг радионуклидов и может быть применён в большинстве областей строительства. Щебень второго класса включает 740 Бк/кг и в основном предназначен для прокладки дорог.

Каким бывает?

Виды щебня из строительного мусора.

  • Бетонный. Составляет разнообразную смесь частиц цементного камня различного размера. Он лишь незначительно уступает естественному по свойствам, в первую очередь прочности, при этом полностью отвечает требованиям ГОСТа. Используется в тех случаях, когда нет строгой необходимости в более высококачественных материалах.
  • Кирпичный. Этот тип является хорошим решением для дренажных систем, тепло- и звукоизоляции стен. Дробленый кирпич также нередко используется как подсыпка под фундаменты и для строительства дорог в заболоченных местностях. Он применяется в изготовлении строительных растворов, где не требуется высокая прочность. Шамотный кирпичный лом дороже, чем силикатный, и его используют как наполнитель для огнеупорных смесей.
  • Асфальтовая крошка. Состоит из фрагментов битума, мелкой щебенки (до 5 миллиметров), песка и дополнительных добавок. Получается этот материал в процессе холодного фрезерования, в ходе работы с устаревшим или поврежденным дорожным покрытием. По сравнению с обычным щебнем, асфальтовая крошка обладает высокой влагостойкостью и не выбивается из-под колес автомобиля при движении. Используется для благоустройства приусадебных и дачных дорожек, как отсыпка для стоянок автомобилей, для строительства второстепенных магистралей и спортивных объектов. Однако асфальтовая крошка имеет недостаток — она содержит битум, который не является экологически чистым продуктом.

Преимущества и недостатки

+ Цена. Чистый бетонный щебень стоит почти в два раза дешевле известнякового. Он применим в гораздо более широком круге задач, например, в дренажных системах и для укрепления проблемных болотистых земель. Вторичный щебень – экономически выгодное решение для строительства временных и более простых дорог, при условии, что требуется удовлетворительный, но не очень высокое качество.

Это интересно:  Какие бывают виды хомутов? Характеристика и применение всех типов.

+ Доступность. Поставка природного щебня зависит от расстояния от места добычи до конечного использования и состояния дорог. Например, гранитный щебень часто приходится возить из других регионов, что чревато задержками. В то же время вторичный щебень всегда доступен, учитывая высокую активность сносов в Москве и окрестностях.

+ Универсальность. Вторичный щебень активно используется в строительстве, дорожном ремонте, производстве бетона и бетонных изделий. Если он чистый и однородный по размеру и цвету, его можно использовать для благоустройства эстетических частях владения: отсыпки дорожек, создании зон отдыха, зон для барбекю и т.п.

Тем не менее, у вторичного щебня есть недостатки, как и у любого другого строительного материала, которые ограничивают его применение. Параметры прочности и морозостойкости ниже, чем у других видов щебня, из-за чего он не может применяться для высококачественного бетона, фундаментов многоэтажных зданий или для строительства хорошо нагруженных федеральных трасс.

Для минимизации рисков перед покупкой на постоянные дороги в СНТ стоит проконтролировать класс вторичного щебня. Лучше всего это сделать, посетив пункт продажи непосредственно, чтобы убедиться в качестве материала. Если вы не можете приехать, обязательно запрашивайте фото, которые помогут сопоставить с тем, что вам привезут. В случае несоответствия качества вы всегда имеете право на возврат.

Также следует помнить, что недобросовестные поставщики могут вместо вторичного щебня доставить просто строительный мусор, который не прошел переработку и запрещен к использованию. Засыпка дороги подобным строительным мусором может влечь за собой серьезные штрафы от экологических инспекций. Перед покупкой всегда следует запрашивать у продавца сертификаты и лицензии на переработку отходов 1-4 классов опасности.

Компания «Эко-Щебень» предоставляет все необходимые документы на свою продукцию по первому запросу.

Можно ли использовать вторичный щебень для бетона?

Одной из самых распространенных областей использования вторичного щебня является производство бетона. Его характеристики по сравнению с классическим отсевом не значительны, что позволяет его применять во многих областях строительства. На уровне ГОСТ допускается использование вторичного щебня, кроме тех случаев, когда проектирование подразумевает высокой нагрузкой как с точки зрения веса, так и температуры.

Использование бетона из вторичного щебня возможно в следующих сферах:

  • строительство малоэтажных жилых зданий;
  • изготовление бетонных ограждений;
  • прокладка дорог в частном секторе.

Невысокие здания не требуют от материалов чрезмерной прочности, поэтому переработанный материал может быть использован в всех этапах строительства. Исключение составляют регионы, в которых высока вероятность экстремальных температур.

При сооружении бетонных ограждений материал используется не только для отсыпок, но и включается непосредственно в сам бетон.

Вторичный щебень: что это такое простыми словами

Дороги, предназначенные для небольшого потока легковых автомобилей, также могут быть построены с использованием вторичного щебня. Чаще всего он применяется для улучшения свойств грунтовых дорог.

В общем, вторичный щебень можно использовать везде, где малые нагрузки позволяют сэкономить на некоторых материалах, соблюдая при этом все необходимые эксплуатационные требования к объектам.

Чем отличается вторичный щебень от обычного?

Чтобы ответить на вопрос, что такое вторичный щебень, и в чем его отличие от обычного, следует отметить, что основа обычного щебня состоит из скальных пород, обладающих высокими прочностными характеристиками. Вторичный же щебень производится путём измельчения таких материалов, как:

  • бетонные конструкции;
  • кирпич;
  • дороги с асфальтовым покрытием.

Во время процесса переработки металл удаляется, и в дальнейшей эксплуатации остается только бетонная часть. Кирпич, в том числе переработанный, имеет более низкую плотность, чем бетон, поэтому учёт его в общей массе может значительно понизить прочностные характеристики конечного материала. При условии небольшого содержания негативного фактора, это снижение считается незначительным.

При ремонте старого дорожного покрытия его событие проходит через переработку, включается масса рецикла, что обеспечивает высокую эксплуатационную характеристику.

Соответствующие менеджеры помогут вам выбрать максимально соответствующий вариант, и расскажут о рамках каждого вида вторичного щебня. Для этого можно оставить заявку на сайте или обратиться любым удобным способом.

Оцените статью
obystroy.ru
Добавить комментарий