Если вы хотите узнать, как правильно использовать полуавтоматический крючок для вязки арматурных каркасов, вы можете ознакомиться с видео ниже. Хотя работа с этим инструментом требует некоторого времени на привыкание, опытные профессионалы способны затягивать узел на соединении всего за одно движение, что значительно ускоряет весь процесс.
Как вязать арматуру крючком?
Качество фундамента непосредственно влияет на долговечность здания, которое он будет поддерживать — это может быть как несколько лет, так и десятков лет эксплуатации. Современные технологии строительства уже давно не ограничиваются использованием лишь камня, кирпича и цемента, так как наилучшим решением является применение железобетона. В процессе заливки бетонного раствора в опалубку помещается арматурный каркас. Этот каркас представляет собой прочную решетчатую структуру, созданную из арматурных прутьев, которые связываются между собой с помощью вязальной проволоки.
Особенности
Узлы арматурных каркасов лучше всего создавать методом вязки, нежели сварки. Причина этого в том, что сварные соединения подвержены разрыву в моменты температурных колебаний бетона, тогда как вязальная проволока отличается высокими показателями гибкости и вязкости, что позволяет ей без проблем переносить множество сезонных циклов заморозки и нагрева. К тому же, выполнение сварки требует высокой квалификации специалиста. Однако в правилах СНиП данная сварка для подобных изделий запрещена, особенно при возведении многоэтажных строений.
Несмотря на высочайшее качество сварных швов, образование даже нескольких трещин может оказать негативное воздействие на прочность бетона.
В результате может произойти небольшое смещение фундамента, что, в свою очередь, повлечет за собой наклон и изменение положения этажей. В отличие от этого, современная новостройка должна обеспечивать ровность стен, которые обязаны соответствовать идеальной вертикали, а также гарантировать уровень межэтажных перекрытий и чернового пола относительно горизонта земли.
Ручное вязание арматуры при помощи крючка может быть довольно утомительным процессом. Для повышения производительности многие профессионалы применяют механизацию, используя вязальный пистолет, дрель или шуруповерт, а также могут изменять сам вязальный крючок. Альтернативные методы могут включать использование пластиковых хомутов или готовых металлических скоб. Однако такие подходы не всегда годятся для сложных соединений, выходящих за рамки простых крестовидных форм. Например, при перегреве пластиковые хомуты могут удлиняться и растягиваться, а на морозе они легко рвутся.
Работа с арматурой предполагает использование прутьев с рифленой поверхностью — подобная структура позволяет прутьям цепляться друг за другом буквально при минимальных усилиях на затяжку.
Критически важно, чтобы соединение арматуры выдерживало вес прута, умноженный на определённый коэффициент.
Надёжное крепление соединений необходимо лишь во время заливки бетона. После того, как готовый фундамент окончательно затвердеет и обретет необходимую прочность, арматурные прутья будут надежно удерживаться в бетоне благодаря механическому сопротивлению последнего, а также из-за креплений, содержащих неровности и выступы в точках их стыковки.
Чем вяжут арматуру?
К вязальной проволоке предъявляются основные требования — прочность и пластичность. Прочность проволоки определяется составом стали, используемой в процессе её производства. Ключевым параметром здесь является временное сопротивление разрыву. Для термически обработанных проволок, которые и используются для вязки, этот показатель должен находиться в диапазоне от 30 до 50 кгс/мм².
Пластичность получается благодаря термообработке, которая включает в себя нагрев материала до температуры 400-500 ºС (здесь существуют различные технологии), выдержку в течение определенного времени и последующее охлаждение на воздухе. При этом происходят такие процессы, как гомогенизация, рекристаллизация и релаксация внутренних напряжений в металле. В результате этих манипуляций можно выделить несколько эффектов:
- снижение твёрдости проволоки;
- устранение внутренних напряжений;
- улучшение структуры и однородности;
- значительное увеличение пластичности.
Проволоку, подготовленную таким образом, можно многократно изгибать, скручивать и натягивать без риска повреждения материала. Она становится мягкой и эффективно охватывает стягиваемые детали без образования пустот в местах соединения.
Вязальная проволока доступна как в варианте без покрытия, так и с цинковым защитным слоем. Если проволока проходит отжиг в шахтной печи в воздушной атмосфере, она приобретает тёмный цвет благодаря образующимся оксидам. При этом, отжиг в колпаковой печи, в атмосфере азота, аргона или других инертных газов, способствует образованию светлой поверхности.
Проволока, покрытая цинком, рекомендуется к использовании в бетонных конструкциях, где существует вероятность высокой влажности, как, например, в фундаментах.
Какая вязальная проволока нужна для арматуры?
Вязальная проволока изготавливается согласно стандартам ГОСТ 3282-74. Существуют разные диаметры проволоки, которые не обладаются покрытием — от 0.16 до 10.0 мм. Толщина проволоки с покрытием имеет меньший диапазон — от 0.2 до 6.0 мм. Для вязки наиболее распространённых арматурных прутьев применяются следующие размеры проволоки:
- Для арматуры толщиной до 12 мм — используется проволока диаметром 1.2 мм;
- При толщине арматуры 12-16 мм — 1.3-1.4 мм;
- Арматура толщиной 16-18 мм свяжется проволокой 1.6 мм;
- Для арматуры превышающей 18 мм — проволока 2.0 мм.
Эти параметры являются рекомендательными и могут варьироваться. Подбор диаметра проволоки осуществляется так, чтобы она не прерывалась в процессе работы выбранного метода вязки, обеспечивая при этом комфортное использование.
Преимущества, недостатки
- Скорость работ. Если у строителя имеются базовые навыки, сноровка и минимальный опыт, процесс вязки не занимает много времени.
- Относительная простота. Зная базовые принципы технологии и имея под рукой необходимые инструменты и расходные материалы, можно самостоятельно выполнить работу.
- Возможность устранения брака. Ошибки можно легко исправить: проволока просто откусывается кусачками или распускается. В случае сварного шва потребуется использование болгарки для его разрезания.
- Возможность связывания каркаса непосредственно на месте будущего бетонного основания — даже внутри подготовленной опалубки.
- Экономические затраты. Закупка проволоки и крючка обойдется дешевле, чем наряду с работами по сварке и затратами на пластиковые хомуты.
Основным недостатком является шаткость собранного каркаса из-за возможных смещений прутков, так как их фиксация не является весьма жесткой. Эта особенность может привести к трудностям, если конструкция переносится с места сборки в котлован. Однако эту проблему можно решить. Если речь идёт о металлической арматуре, достаточно закрепить несколько соединений сварным швом. Для стеклопластиковой арматуры по периметру необходимо установить несколько раскосов для большей прочности.
Способы
Вязание арматуры с использованием крючка — это не единственный способ. Существует множество других методов:
- Автоматический пистолет. Это устройство значительно облегчает, ускоряет и автоматизирует процесс вязки. По внешнему виду он напоминает дрель — в него заправляется проволока. Рабочая часть прибора подносится к месту пересечения прутков, и затем пистолет автоматически выполняет все действия самостоятельно. Однако стоимость такого устройства может достигать 40 тысяч рублей, а в труднодоступных местах применять его крайне неудобно — там, как правило, необходимы ручные инструменты.
- Клещи или пассатижи. В данном методе подготовка петель не требуется; достаточно протянуть проволоку, соединить её концы, зажать это место клещами и выполнить несколько оборотов, а затем отрезать лишнюю длину. Данная технология является экономичной, но требует определенных усилий и навыков. Если крепления не достаточно надежные, проволока может распускаться, так как соединение выполняется без узлов.
- Шуруповёрт. По своему функционалу он не может работать самостоятельно — требуется самодельный изогнутый крюк, который легко сделать из шиферного гвоздя, придав ему нужную форму. Этот крюк зажимается в шуруповерте, а изогнутый конец помещается в петлю, затем на него накидывается свободный конец проволоки. Дальше, вращая шуруповерт, осуществляется процесс формирования узла. При этом очень важно выбрать правильную скорость вращения: слишком высокая может привести к разрыву проволоки, а слишком низкая может сделать соединение недостаточно прочным.
- Гвоздь. Его необходимо загнуть таким образом, чтобы он функционировал как самодельный крючок. Данный инструмент по своей сути сопоставим с профессиональным крючком, однако без удобной рукоятки, что затрудняет надёжный захват при работе.
Технология выполнения прочих методов вязки
Строители должны быть в курсе всех способов создания каркаса, помимо использования крючка для вязки арматуры.
Пистолетом
Использование автоматического пистолета для вязки проволоки не требует от пользователя особых навыков. Достаточно поднести устройство к месту, где необходимо выполнить крепление, и нажать на спусковой механизм. В течение доли секунды механизм выполнит нужные действия, и вы сможете продолжить свою работу.
Клещами
При использовании клещей не обязательно готовить петли для затягивания связывающей проволоки — этот метод позволяет эффективно экономить расходные материалы. Проволоку можно скрутить и удерживать в держателе левой руки, протянуть один конец, а другой конец захватить клещами, затем сделать несколько оборотов и откусить лишнюю длину проволоки.
Многие мастера предпочитают связывать арматуру именно клещами, так как при достаточной сноровке и правильном исполнении этот метод позволяет быстрее подготовить каркас по сравнению с использованием крючка.
Армирование углов фундамента
Армирование углов фундамента может быть разделено на два основных типа: это углы зданий и примыкания стен. Существует несколько технологий, которые используются для армирования углов:
-
Лапкой. На концах рабочих стержней создаются лапки, которые формируются под прямым углом, напоминая по форме кочергу. Минимальная длина такой лапки должна составлять 35 диаметров прута. После создания изогнутой части и её соединения с перпендикулярным элементом получается конструкция, где внешние прутья соединяются с другими внешними, а внутренние — тоже с внешними.
Углы и примыкания фундамента подвергаются наибольшим нагрузкам, и поэтому стандартный вариант вязки прямых углов недопустим, так как это не обеспечивает достаточной прочности конструкции.
Вы можете ознакомиться с видео о армировании углов:
Заключение
Армирование фундаментной ленты — это один из скрытых этапов строительства, важность которого не следует недооценивать. На строительных объектах по завершении вязки каркаса составляются акты приемки, подтверждающие высокое качество выполненных работ. Это подчеркивает важность процесса вязки и армирования.
Хотя для индивидуального строительства нет обязательных требований по подписанию подобных документов, каждому застройщику следует понимать основы вязания арматуры и осознавать, что грамотное армирование является залогом прочности и долговечности всего строительного объекта.