Такой крепеж легко затягивается вручную гаечным ключом с открытым концом и на автоматических станках. Шестигранная замочная скважина отличается от фигурного шлица тем, что ее очень трудно сломать или деформировать при затягивании.
Болт и винт — сходства и отличия крепежей
На конец 2020 года в России было произведено 246 484 тонны резьбового крепежа на сумму более 17 млрд руб. Продукция таких типов, как болты и винты, составляла подавляющую часть промышленного рынка.
Среди студентов инженерных специальностей ходит старая шутка о различии между этими изделиями: Болт — это винт, засунутый в сквозное отверстие, а шуруп — вкрученный в гнездо. Кажется, что все максимально просто для классификации и запоминания.
Давайте разберемся подробнее, насколько оправдано такое разграничение и правильно ли называть тот или иной крепеж по принципу его монтажа.
- Болт и винт — сходства и отличия крепежей
- Болты
- Болты высокопрочные
- Болты оцинкованные
- Болты с уменьшенной головкой
- Болты шестигранные
- Винты
- Винты высокопрочные
- Винты с внутренним шестигранником
- Винты с цилиндрической головкой
- Винты с шестигранной головкой
- Подводя итоги
Болты
Классическая конструкция резьбового соединения состоит из резьбового соединителя с шестигранной головкой, который вставляется в сквозные отверстия в аналогах и затягивается гайкой. Стержень всегда вставляется в гладкие отверстия с заметным зазором (от 0,5 до 2 мм), отсюда и термин «болтающийся».
Головная часть винта упирается в плоскость первой детали. Внутри отверстия хвостовик может контактировать со стенкой (контакт по линии, параллельной оси крепежа). На конец болта с наружной резьбой надевается гайка. Эта гайка также используется для затяжки другой детали.
При силовом затягивании детали подвергаются сжатию, а крепеж — растяжению. Резьба, контактирующая с гайкой, слегка деформируется (изгибается).
Усилие передается на зажатые детали через головку болта и поверхность гайки. Поэтому важно располагать крепеж в узлах так, чтобы усилие зажима распределялось равномерно по максимальному количеству участков.
Для этого болты располагаются симметрично относительно центра сборки:
- по окружности (для цилиндрических изделий);
- квадратом (для размещения 4 элементов);
- прямоугольником (для сборки коробчатых корпусов).
При сборке болты вставляются в отверстия, фиксируются от проворачивания и вставляются гайки. Затяжка производится путем последовательного нанесения сложного геометрического рисунка крестовых пар. Принцип заключается в постепенном нагружении соединений, которые лежат на одной линии, проходящей через центр геометрического рисунка их расположения. Такая тактика позволяет избежать деформации узла, как если бы крепежные элементы сразу затягивались по кругу.
Ввинчивание не ограничивается классической «подвесной схемой». В некоторых случаях допускается ввинчивание изделия в резьбовое гнездо в корпусе арматуры. В этом случае болт ведет себя как винт. Однако название не меняется, так как тип крепежа определяется уже при изготовлении — в зависимости от стандарта и единого назначения.
Если вы хотите правильно назвать металлический инструмент, ориентируйтесь на ГОСТ или DIN, в соответствии с которыми он изготовлен. Если это нестандартизированное изделие, то наименование полностью зависит от творчества конструктора.
Шурупы различают по конструктивному строению:
- жесткие;
- упругие;
- с центрирующими поясками.
Стержень жесткого винта имеет сплошной плоский профиль. Диаметр гладкой промежуточной части совпадает с внешним диаметром резьбы. Это наиболее распространенный тип.
Резиновые изделия изготавливаются с определенным подрезом. С головки винта вводится небольшой затылок, за которым следует обратный ход с диаметром, меньшим, чем диаметр сторон резьбы (70…80% от номинального размера резьбы). Люфт заканчивается непосредственно перед началом проскальзывания конца резьбы. Гибкие винты используются гораздо реже, чем жесткие. Они используются для некоторых крепежных элементов и узлов, которые подвергаются ударным нагрузкам.
Во времена Советского Союза считалось, что винтовое соединение является особенно прочным только в том случае, если крепеж очень туго затянут и имеет минимальный люфт в отверстии. С тех пор этот миф развеян. Лишь в некоторых случаях для обеспечения осевой центровки используются изделия с центрированными гладкими фланцами.
Сложилось клише, что винт должен быть шестигранным, чтобы в него помещался стандартный гаечный ключ. Однако этот параметр не может использоваться в качестве ключевого отличительного признака винта, поскольку на самом деле существует гораздо больше вариантов головок:
Чем отличается болт от винта?
Для создания прочного соединения важно выбрать правильный крепеж. В чем разница между винтом и болтом, если конструкция и резьба похожи?
Оба вида крепежа предназначены для жесткого, разъемного соединения деталей и похожи по параметрам:
- стержень стандартизированной длины и диаметра;
- наружная резьба (полная или неполная);
- головка.
Основные отличия болтов от винтов
Согласно ГОСТ 27017-86, болт образует соединение через гайку или резьбовое отверстие в одном из соединяемых изделий, а винт — это самостоятельный крепеж, который крепится непосредственно к детали с соответствующей резьбой. Однако это не единственное различие.
- Первое и основное отличие, по которому безошибочно можно определить, что за изделие перед вами, это головка. Закручивание болтового соединения происходит гаечным ключом. Винт вкручивается отвёрткой или шуруповёртом, поэтому ему и нужен элемент для передачи крутящего момента от инструмента. Таким образом, у болта головка обычно шестигранная, а у винта – имеет какой-либо шлиц.
- Болты применяются при сквозном монтаже и фиксируются гайкой, а винты устанавливаются непосредственно в деталь с соответствующей резьбой и ей же фиксируются.
- В болтовом соединении нагрузка может распределяться как вдоль оси соединения (растяжение-сжатие), так и перпендикулярно к оси соединения (срез). В винтовом – вдоль или параллельно оси скрепляемых деталей. Таким образом, винтовые соединения не предназначены для массивных конструкций с высокими нагрузками.
- У болта головка всегда остаётся на поверхности. Винты могут монтироваться заподлицо за счёт шлица в торце стержня или потайной головки.
Чем отличается болт от винта
Чтобы понять разницу между болтом и винтом, необходимо начать с определений и особенностей применения этих видов крепежа.
Строительный винт — это вид крепежа, используемый для соединения двух деталей, одна из которых имеет резьбу. Внешне винт выглядит как стержень, на одном конце которого имеется резьба с определенными параметрами (шаг, глубина, профиль), а на другом — рифленая шляпка для передачи крутящего момента (винт). Существует два типа винтов:
- Шуруп — сужается к нижнему концу стержня как конус, имеет более редкую резьбу по сравнению с типовым винтом.
- Саморез — тип винта, который создает резьбу при закручивании.
Размеры винта можно определить по его маркировке: 5*40 означает, что диаметр стержня под шляпкой составляет 5 мм, а длина винта внутри детали — 40 мм. Если винт имеет потайную головку, длина указывается вместе с толщиной головки. Для винтов с полукруглой головкой толщина головки не включается в длину детали.
Строительный винт — это крепежный элемент, используемый для взаимного скрепления деталей и предметов. Строительный винт состоит из головки и цилиндрического стержня с внешней резьбой. Головка болта обычно имеет шестигранную форму и фаску (закругление) в верхней части головки. Болт соединяется с гайкой соответствующего диаметра и шайбой. В отверстии, в которое вкручивается болт, должна быть внутренняя резьба. Винт не имеет стандартного продолговатого отверстия в головке для вкручивания.
Основным материалом для изготовления винтов является сталь. В зависимости от требований к прочности соединения и условий эксплуатации крепежа, винты изготавливаются из нержавеющей стали, инструментальной стали или легированной стали. Изделия из легированной стали наиболее устойчивы к внешним воздействиям (повышенной влажности, химическим и физическим воздействиям). Латунь и медь реже используются в производстве крепежа.
Сходства
Единственное различие между винтами и болтами заключается в том, что винт имеет рифленую головку, а болт — нет. В остальном между этими видами арматуры существуют следующие сходства:
- Назначение болтов и винтов — скрепление деталей вместе с помощью резьбового соединения.
- Деталь состоит из шпильки с резьбой и головки.
- Болты и винты делают из металла, в основном из стали с различными добавками.
Различия
- Болт применяют для сквозного соединения. Второй конец болта может насквозь проходить детали и завинчивается гайкой. Винт полностью находится внутри деталей, которые он фиксирует.
- Болт, в головке которого отсутствует шлиц под отвертку или биту, закручивают с помощью накидного ключа или обычного ключа. Для вкручивания винтов используют отвертки либо шуруповерты с соответствующими битами.
- Болт, который проржавел и не выкручивается ключом, можно сорвать с помощью специального ключа. Закисший от ржавчины винт (особенно с потайной конической головкой) сорвать невозможно.
- При использовании самореза, который является разновидностью винта, нет необходимости насверливать отверстие с резьбой. При установке болта отверстие обязательно нужно предварительно рассверлить.
- На конец болта всегда накручивают гайку. Винт используют без гайки.
- Болты, в силу области применения, имеют широкий размерный ряд в сторону увеличения деталей. Винты особо крупных размеров не выпускают, в основном этот вид крепежа имеет мелкий размер.
Области применения
Болты используются для крепления к съемным конструкциям. Болтовые крепления при необходимости можно разобрать. Болтовое крепление статично и жестко. Основное применение болтов — создание несущих конструкций: рам автомобилей, станин двигателей, каркасов зданий.
Анкерный болт предназначен для крепления тяжелых изделий и материалов к бетонному, полнотелому кирпичному или каменному основанию. Анкерные болты изготавливаются из … подробнее…
Болт как основа безопасности и срока службы изделия
Болтовые соединения используются в несущих конструкциях зданий, мостов и других сооружений. Для обеспечения надежной работы и длительного срока службы размер и прочность крепежных элементов, используемых для соединения, должны рассчитываться исходя из нагрузки, действующей на соединяемые детали. Также необходимо учитывать тип нагрузки, будь то сдвиг или сжатие. Все эти характеристики описаны в ГОСТе, поэтому мы можем использовать этот стандарт, чтобы попытаться определить, что такое винт.
Согласно ГОСТу, винт — это крепежный элемент в виде стержня с головкой на одном конце и наружной резьбой на другом.
Он образует жесткое, устойчивое к сдвигу соединение через гайку или резьбовое отверстие в одной из соединяемых деталей. Это описание не отличается от описания винта и поэтому требует дополнительных пояснений. Однако здесь стоит сделать небольшое отступление. Ключевое слово — «устойчивый к сдвигу», давайте запомним это.
Болт в деталях
Внешне он очень похож на винт, у него также есть резьба, шляпка. Но если присмотреться внимательнее, то можно увидеть, как сильно они отличаются.
Изделия, которые соединяются винтом, должны быть надежно зафиксированы от срезания, т.е. он вставляется в калиброванное отверстие и не должен выкручиваться.
Это определение уже дано в государственном стандарте, где оно также пригодится. Для предотвращения смещения изделия вал имеет калиброванное утолщение ниже плоскости и выше резьбы. Очевидно, что это винт, если крепеж имеет утолщение ниже головки. Но разве это единственное различие между двумя видами крепежа?
Ключевые различия
Винты и болты отличаются по своей конструкции, использованию и установке.
- Болт проходит сквозь детали, фиксируется гайкой с обратной стороны. Для крепления винта применяется внутренняя резьба заготовок.
- Болт закручивается гаечным ключом, винт притягивается посредством отвертки. Отдельные изделия имеют головки с насечками или лепестками, монтируются без вспомогательного инструмента.
- Винты входят внутрь соединяемых элементов. Это обеспечивает гладкую рабочую поверхность, сокращает риск повреждения метиза. Головки болтов, в большинстве случаев, возвышаются над деталью.
- Винты могут иметь малые размеры. С их помощью фиксируются электронные платы, декоративные детали, часовые механизмы.
При извлечении болта, на который приходится большая нагрузка, срезается головка или гайка. Для извлечения винта операция представляет собой сверление.
Винт может перемещаться по отдельным соединениям. Винтовые соединения всегда статичны.
Рабочий стержень винта имеет полную резьбу, хвостовик винта — неполную.
Многие конструкции содержат как винтовые, так и болтовые соединения. Это улучшает их эксплуатационные характеристики и упрощает обслуживание и регулировку.
Где приобрести винты и болты?
Чтобы купить резьбовой крепеж, следует обратиться к специализированным поставщикам. Эти компании продают сертифицированную продукцию и предлагают решения отечественного и зарубежного производства.
Это дает многочисленные преимущества для покупателя:
- Высокое качество товара. Метизы соответствуют международным стандартам, обладают высокими прочностными характеристиками. Клиентам доступны крепежи для хозяйственных и коммунальных предприятий, ответственных и опасных производств.
- Богатый ассортимент. В продаже решения для станков, автомобилей, строительных конструкций. Представлены крепления из легированных сплавов и конструкционной стали. Подобрать подходящие изделия удастся в сжатые сроки.
- Подробные консультации. Помощь в оформлении заказа окажут квалифицированные специалисты. Они расскажут об особенностях продукции, порекомендуют крепежи, соответствующие предписаниям проекта и пожеланиям клиента.
- Удобная доставка. Товар отправляется в любую точку России, перевозится посредством морского и сухопутного транспорта. Возможна доставка оптовых и розничных партий изделий.
Ответственный подход при выборе поставщика позволяет получить надежный и функциональный крепеж.
Другие статьи на эту тему:
- Состав химического анкера
- Клиновые анкера для кирпича
- Рамный анкер его особенности
- Подбор клинового анкера
- Как работает анкер-шпилька?
- Зарубежные нормативы DIN установочных винтов
- Сколько выдержит болт?
- Где приобрести винты и болты?
- Материал изготовления винтов