Определить данный тип поддона можно по характерному клейму FIN, которое размещается в квадрате и выжигается на поверхности, подобно отметке на европейских поддонах. Габариты конструкции составляют 1000х1200х145 мм. В то время как верхняя часть такого поддона состоит из семи досок, нижняя часть полностью повторяет стандартные европоддоны и состоит из трех досок.
Виды, размеры и классификация стандартных паллет и поддонов
Поддоны, известные также как паллеты, находят широкое применение в сферах оптовой и розничной торговли, а также в процессе транспортировки и хранения различных грузов. Эти конструкции играют важную роль в обеспечении сохранности товаров во время перевозок; без них затруднительно избежать падения, деформации грузов и, как следствие, их порчи в условиях нестабильных транспортных маршрутов. В складских помещениях паллеты незаменимы для упорядочивания пространства и позволяют одновременно перемещать несколько единиц товара, что значительно упрощает логистику.
Поддоны классифицируются по множеству параметров, включая материалы, размеры и конструкции. Ниже приведены основные категории, в которые можно разделить паллеты исходя из этих показателей.
Стандартные поддоны не имеют никаких специфических маркировок и фирменных клейм. Их конструкция идентична европоддонам и включает то же количество и расположение досок, что и в европейских образцах.
Проверим ваши знания:
Всем, кто ответит правильно, будет предоставлен небольшой подарок.
Классификация паллет по материалу
Паллеты и поддоны могут быть изготовлены из различных материалов: дерева, пластика, металла или картона.
Деревянные поддоны
Для производства деревянных поддонов может использоваться древесина различных пород, однако каждая из них имеет определенные показатели прочности, что важно учитывать при перевозке тяжелых грузов. Перед производством древесина проходит обработку специальными защитными средствами, которые предотвращают её гниение и защиту от вредных микроорганизмов. Процесс изготовления довольно прост: планки древесины крепятся к базовой основе, создавая структуру поддона.
Стандартные размеры деревянного поддона составляют 800х1200х145 мм.
Пластиковые поддоны
Паллеты из пластика легче и удобнее в использовании по сравнению с деревянными аналогами. Они менее подвержены загрязнению, их проще мыть и дезинфицировать. Основным материалом для производства таких поддонов служат различные виды смол, которые формуются методом литья.
Размеры пластикового поддона составляют 800х600х140 мм.
Металлические поддоны
Такие поддоны предназначены для использования в условиях с повышенной температурой, так как они изготовлены из тугоплавких материалов. Алюминиевые и стальные конструкции значительно прочнее и надежнее по сравнению с деревянными и пластиковыми. Потому они выбираются для хранения и транспортировки тяжелых грузов на большие расстояния, где необходима надежная поддержка.
Картонные поддоны
Изделия из рифленого картона предназначены для транспортировки малогабаритных и легких грузов на большие расстояния. Однако они обладают серьезным недостатком — высоким уровнем влагопроницаемости. Поэтому такие паллеты чаще всего являются одноразовыми и подлежат утилизации после первого использования.
Что это такое?
Палета представляет собой поддон, предназначенный для перевозки товаров. Этот термин происходит от английского слова «pallet». Истоки использования и производства таких тары можно проследить с начала XX века, когда в США палеты стали применяться для транспортировки готовых товаров в поездах. Вместе с ростом объемов торговли и производства через железнодорожные магистрали возросла и сложность обращения с грузами различного размера, что усложняло их перемещение и хранение, а также значительно увеличивало время, затрачиваемое на погрузку и разгрузку.
С целью оптимизации данного процесса было решено внедрить в практику стандартные поддоны, размеры которых соответствовали габаритам вагонов. В наши дни этот размер принято считать стандартом, хотя область применения поддонов значительно расширилась и включает различные сферы промышленности.
К числу преимуществ использования поддонов относится не только упрощение процесса транспортировки, но и обеспечение защиты грузов от повреждений в результате механических ударов и сотрясений.
Материалы изготовления
Современные палеты могут быть предназначены как для одноразового, так и для многоразового использования. Одноразовые поддоны изготавливаются из картона и других недолговечных материалов, что позволяет им выдерживать не более двух циклов эксплуатации. Многоразовые модели соответствуют установленным ГОСТ стандартам и производятся из металла, синтетических смол или недорогих пород древесины.
Деревянные
Деревянные палеты получили наибольшее распространение, при этом для их создания используются специальные виды древесины. Для производства европоддонов применяется только сортированное сырье второго или третьего сорта, влажность которого не превышает 24%. Аналогичные условия представлены требованиям к американским, финским и азиатским поддонам. Что касается отечественных стандартов, они допускают использование древесины разных сортов, однако качество сырья влияет на итоговую сортность готового продукта.
- Высший сорт. Деревянные поддоны этого класса имеют светлый цвет, на них отсутствуют трещины, незначительные сколы и другие видимые повреждения. Они могут быть использованы не более трех раз.
- Первый сорт. Такие поддоны очень близки к образцам высшего сорта, но отличаются лишь числом отработанных циклов. На них также не должно быть визуальных повреждений или следов от ремонта.
- Второй сорт. Эти поддоны могут иметь более темный цвет и загрязнения. Допускается наличие до трех сколов или трещин, при этом длина трещин не должна превышать 30 см. К данной категории также относятся поддоны, которые были отремонтированы.
На российском рынке допускается использование поддонов любых вышеперечисленных сортов. Тем не менее, при отправке продукции за границу необходимо уточнить требования к палетам, поскольку они могут различаться в зависимости от страны.
Но в любом случае тары должны быть сертифицированными и иметь клеймо о прохождении санитарно-гигиенической обработки. Обычно для этих целей используются поддоны высшего или первого сортов, и они обязательно должны быть новыми.
В качестве сырья для производства деревянных поддонов зачастую используются такие древесные породы, как осина, береза, сосна, ель и ольха.
Пластиковые
Помимо деревянных, на рынке имеются пластиковые палеты, которые являются менее распространенными. Однако их преимущества заключаются в легкости, благодаря чему их удобно перемещать. Они легко поддаются очистке и дезинфекции, а срок службы таких конструкций значительно превышает срок эксплуатации деревянных моделей. Тем не менее, пластиковые палеты значительно дороже по своей стоимости.
Металлические
Металлические поддоны изготавливаются из алюминия или нержавеющей стали. Преимущество таких конструкций заключается в их высокой прочности и долговечности по сравнению с деревянными и пластиковыми, однако их высокая стоимость может быть значительным фактором. Такие поддоны эффективно применяются для транспортировки сырья и готовой продукции как внутри предприятий, так и в производственных помещениях, подверженных повышенной температуре. В условиях, где дешевые поддоны быстро выходят из строя, экономически целесообразнее инвестировать в металлические палеты, которые обеспечивают долгий срок службы.
Картонные
Картонные поддоны изготавливаются из рифленого прессованного картона и предназначены для транспортировки малогабаритных легких грузов. Однако они обладают лишь ограниченным сроком службы: их можно использовать только 1-2 раза, так как данный материал быстро стирается и теряет свои эксплуатационные качества при увлажнении.
Типы палет
Расходные или многоразовые
С учетом повышения экологической осознанности товара производители поддонов выделяют два основных типа: многоразовые и одноразовые (расходные). Многоразовые палеты в большей степени оправдывают вложенные инвестиции, так как их использование в пересчете на одну операцию по транспортировке обходит значительно дешевле. Такие конструкции менее вредны для экологии по сравнению с одноразовыми палетами, которые используются лишь один раз. Инвестиции в высококачественные многоразовые поддоны могут быть оправданы, так как они служат значительно дольше, а их эксплуатация недорога по сравнению с более дешевыми альтернативами.
Материал палет
Поддоны могут изготавливаться из различных материалов, среди которых преобладает древесина, обеспечивающая великолепное соотношение цены, допустимой нагрузки и сроку службы. Важно отметить, что также используются конструкции из других материалов, которые играют свою роль в логистике:
- Пластиковые палеты отличаются прочностью, простотой в очистке и соответствуют строгим санитарным нормам;
- Бумажные палеты обладают малым весом и отличаются чистотой, что упрощает их переработку;
- Деревянные композитные палеты очень прочны и конкурентоспособны по цене, их также можно перерабатывать;
- Металлические палеты востребованы для применения при высоких нагрузках, предъявляющих серьезные требования к конструкции.
Блок или стрингер, направления обработки
Поддоны делятся на блочные и стрингерные. Блочные конструкции могут обрабатываться вилочными погрузчиками с любой стороны — как по ширине, так и по длине. Поддоны с цельными стрингерами рассчитаны на двустороннюю обработку (с двух противоположных сторон). При этом конструкции со зубчатыми стрингерами могут обрабатываться с четырех сторон, позволяя вилкам проходить через специальные окошки в стрингерах и обеспечивая доступ с двух сторон без ограничений.
Тип настила
Паллеты могут иметь грузовой настил с одной или с обеих сторон. В некоторых типах поддонов для установки грузов используется только один настил, в то время как второй может быть чисто техническим.
Тенденции развития
Тенденции развития в области паллет связаны с стремлением сократить количество и вес используемых материалов для уменьшения затрат на транспортировку, одновременно улучшая эксплуатационные характеристики, а также внедрением систем автоматической идентификации. Ожидается, что Интернет вещей (IoT) окажет значительное влияние на управление поддонами в будущем.
Кроме того, изменения в требованиях к безопасности пищевых продуктов также затрагивают паллеты, на которых акцентируется внимание на легкости очистки и поддержания гигиеничности.
Ещё одной важной тенденцией является развитие автоматизированных систем грузоперевозок, таких как AGV, которые предъявляют высокие требования к качеству используемых поддонов.
Некоторые специалисты, занимающиеся вопросами будущего развития логистических цепочек, предполагают, что палеты могут стать технологией, которая не будет востребована. В данном случае целью может стать исключение затрат на их использование, а также транспортирование их веса и объема. Эта концепция не нова и впервые возникла примерно в 1950-х годах, когда наблюдался резкий рост торговли палетированными грузами.
Виды палет: классификация по материалам
Существует множество классификаций палет по материалам. Наиболее распространенными являются деревянные поддоны, так как этот материал является удобным и практичным. Однако, следует отметить наличие и других вариантов. Например, достаточно популярны пластиковые аналоги. Они могут выдерживать высокие нагрузки и отличаются меньшим грузоподъемностью, нежели деревянные или металлические поддоны, и конкретные параметры зависят от конструкции.
Важно не путать пластиковые палеты с полимерными. Последние изготавливаются из немного другого материала, и их поверхность может быть сплошной, а не состоящей из досок. Нередко встречаются и перфорированные модели палет, грузоподъемность которых может достигать 6 тонн, что значительно превышает аналогичные показатели для деревянных поддонов.
Металлические палеты тоже не редкость. Они являются достаточно специфичными, поскольку обладают высокой стоимостью и весом, но при этом идеально подходят для перевозки тяжелого оборудования, строительных материалов и запасных частей, когда другие варианты могут оказаться неудовлетворительными.
Множество различных типов палет позволяет выбрать оптимальный вариант, соответствующий индивидуальным требованиям.
КЛЕЙМА ЕВРОПОДДОНОВ
Для контроля качества поддонов используются специальные клейма. Если поддон изготовлен в Европе, он обязательно имеет два фиксированных клейма: EUR и EPAL.
Метка EUR говорит о принадлежности поддона к европейским стандартам. Второе клеймо — EPAL — подтверждает, что поддон был выполнен в соответствии с требованиями Европейской паллетной ассоциации (кажущихся аналогом стандарта ISO 9001 для паллетного бизнеса).
Эта ассоциация проводит аудит европейских производителей, устанавливает требования, которым они должны соответствовать. Наличие такого клейма указывает на то, что поддон был изготовлен с соблюдением всех технологических процессов и соответствует стандартам качества. Кроме того, в производстве учитываются даже детали, такие как наличие специализированных зон для курения работниками. На территории Российской Федерации в настоящее время отсутствуют представители EPAL, однако диалог с ассоциацией ведётся.
ФИТОСАНИТАРНАЯ ОБРАБОТКА ПАЛЛЕТ
На центральной бобышке поддона отмечается еще одно клеймо, называемое «колосок». Оно указывает на то, что поддон прошел фитосанитарную обработку в соответствии со стандартом ISPM 15. На этом клейме указывается информация о партии, методах обработки и страной-производителем. Европейские поддоны дополнительно имеют номер партии и год производства.
На основании этих клейм, которые представляют собой важную часть европоддонов, можно определить, где и когда был произведён этот поддон. Тем не менее, из-за распространенных подделок клейм в настоящее время не существует надежного метода для проверки подлинности происхождения конкретного поддона.
Карантинный пограничный контроль по древесине требует обязательной фитосанитарной обработки поддонов с использованием различных методов.
Методы фитосанитарной обработки
- Фумигация — обработка бромистым метилом. В этом процессе поддон или древесина, из которой он изготовлен, орошаются веществом, уничтожающим вредителей и бактерии. Однако недостатком получения поддонов с помощью фумигации является то, что древесина изменяет свои свойства, на ней могут оставаться остатки раствора, что не всегда безопасно. Поэтому некоторые производственные предприятия, особенно те, что занимаются производством и хранением пищевых продуктов, могут на отказываться принимать поддоны, прошедшие фумигацию. Производители поддонов всё больше переходят на более современные и безопасные методы обработки.
- Тепловая обработка — это длительное выдерживание поддонов в специализированной камере с высокими температурами, что приводит к уничтожению микроорганизмов и вредителей. Этот метод не очень популярен, поскольку он затратный, и обеспечивать необходимую выдержку больших объемов пиломатериалов достаточно сложно. Кроме того, равномерного прогрева всего объёма, находящегося в термокамере, зачастую добиться не удается, а значит, возможна неравномерная сушка продукции.
- Камерная сушка. Этот метод в настоящий момент считается наиболее эффективным вариантом фитосанитарной обработки. В процессе камера заполняется пиломатериалом, который используется для производства поддонов и выдерживается при температуре выше 60 °C с контролем влажности. Весь процесс полностью автоматизирован, камера оснащена специальной системой циркуляции воздуха, а древесина оборудуется датчиками, которые контролируют влажность и температуру. Как только параметры достигают стандартизированных значений, процесс завершен.
Все поддоны, используемые для экспорта продукции, должны пройти фитообработку и иметь на себе соответствующее клеймо. Однако, если поддон используется только на территории России, жесткие требования к его обработке не действуют.
В России на пальцах можно пересчитать организации, обладающие нужными технологиями сушки. Часто недобросовестные компании практикуют подделку клейм, чтобы обмануть покупателей.