Газомер представляет собой устройство, состоящее из прозрачного цилиндрического контейнера, в котором находится поплавок. Этот поплавок служит для определения уровня газа, а на стенках цилиндра расположена шкала для считывания объема газа. Когда газ подается в цилиндр, уровень газа в нем повышается, что приводит к подъему поплавка. Пользователь, сравнивая положение поплавка с отметками на шкале, может определить, сколько газа осталось в баллоне.
Как определить, сколько технического газа осталось в баллоне?
Технический кислород и ацетилен, как правило, фасуются в баллончики объемом 40, 10 и 5 литров. Пропан-бутан, в свою очередь, хранят в емкостях, объем которых может составлять 50, 27, 12 и 5 литров. При стандартных условиях масса технических газов в 40-литровом объеме выглядит следующим образом:
- Азот — 7,5 кг (5,7 м3)
- Аргон — 7,5 кг (6,3 м3)
- Гелий — 1 кг (5,7 м3)
- Кислород — 8,3 кг (6,3 м3)
- Углекислота — от 20 до 24 кг (6,0 м3)
- Растворённый ацетилен — 6,0 кг (5,5 м3)
Для пропана вес в объеме 50 литров составляет 21,5 кг (9,5 м3).
Сжиженные газы
В соответствии с их вместимостью, газовые баллоны можно разделить на несколько групп:
№ | Ёмкость (литр) | Вес сжиженного газа (килограмм) |
1 | 5-12 | 2 |
2 | 12-27 | 3,3 |
3 | 27-30 | 11,4 |
4 | Более 30 | 21,1 |
Прозрачные стенки
Газы в сосудах из прозрачных материалов удобно контролировать. Наличие газа можно определить не только визуально, но и с помощью взвешивания и показаний давления на манометре. Прозрачность таких сосудов не изменяется в зависимости от срока их эксплуатации и типа газа, поскольку они изготавливаются из прочных композитных полимеров, таких как стекловолокно.
Измерение специальным прибором
Современные производители оборудования предлагают пользователям устройства, показания которых не подвержены влиянию внешних и внутренних факторов. Принцип работы таких приборов основан на использовании ультразвука. Прибор необходимо установить рядом с баллоном, после чего он определяет уровень наполненности по цветовому индикатору. Двигаясь от верхней части к нижней вдоль стенки емкости, можно установить, до какого уровня gas еще присутствует. Хотя стоимость такого оборудования высокая, его практическое применение в условиях, где требуется частое использование технических газов, оказывается весьма полезным. Измерения производятся быстро и без необходимости в дополнительных манипуляциях с баллоном или сложных вычислениях.
- Почему баллоны из полимерно-композитных материалов являются взрывобезопасными?
- Какие неисправности жиклеров могут возникнуть в газовых плитах?
- Как правильно управлять автомобилем, укомплектованным газовым оборудованием?
Сколько газа осталось в баллоне?
Для мониторинга остатка кислорода и ацетилена используются специальные головки с двумя манометрами, один из которых, как утверждают, указывает остаток продукта. Может ли такой же метод быть использован для пропана?
DSP007
18.09.2008 в 15:44:21
Что касается кислорода, то использование таких манометров невозможно из-за различия в резьбе. Для ацетилена это также запрещено по химическим причинам. Количество ацетилена в ацетоновом растворе строго пропорционально давлению над раствором. Пропан, в свою очередь, является сжиженным газом, и до тех пор, пока он не испарится полностью, давление в системе остается постоянным, примерно на уровне 5 атмосфер. Можно приблизительно узнать остаток, аккуратно покачав баллон рукой. Во-первых, вес полного баллона будет явно чувствоваться. Во-вторых, в тишине можно услышать характерный плеск, который указывает на уровень жидкого газа в баллоне. Когда баллон совсем пуст, иногда слышен звук катающегося шарика (иногда их вкладывают в бытовые баллоны), четкий звук шарика говорит о том, что баллон пустой. В противном случае звук будет глухим.
iosif
18.09.2008 в 16:02:27
2 DSP007
Спасибо! В субботу попробую покачать баллон.
Olezka
13.01.2013 в 19:15:33
Интересно, есть ли манометры для домашних пропановых баллонов? Ведь неприятно, когда газ заканчивается неожиданно. Удобно было бы просто следить за манометром, чтобы всегда знать, сколько газа осталось.
Юберъ
13.01.2013 в 19:42:21
Olezka
14.01.2013 в 01:18:22
К сожалению, подобные устройства запрещены 😉 Не могу найти такие у нас; они есть для горелок, но с регулировкой давления. Например, по ссылке: http://ru.weldtrade.lv/catalog/aia-39
ПУПКИН
14.01.2013 в 07:36:14
Попробуй установить баллон вертикально и налить воду на его поверхность. Так ты увидишь уровень жидкости.
Vladimir_Vas
14.01.2013 в 08:37:58
Olezka написал: Интересно, есть ли манометры для пропановых домашних баллонов? Неприятно, когда газ внезапно заканчивается, а наличие манометра позволило бы избежать этого.
Вроде уже объяснили: пропан – это не сжатый, а сжиженный газ. Пока он не закончится, давление остаётся постоянным, и манометром ничего не узнаешь. Один из методов — выставить баллон на мороз. Верхняя часть, которая не контактирует с жидкостью внутри, будет быстро покрыта инеем, что даст возможность визуально оценить уровень жидкости.
DED
14.01.2013 в 08:57:59
Olezka, кажется, таких манометров нет. Я использую переделанный кислородный редуктор уже более десяти лет, если не больше.
Olezka
14.01.2013 в 16:42:19
Vladimir_Vas написал: Похоже, уже было сказано: пропан — это не сжатый, а сжиженный газ. Пока он не закончится — давление останется постоянным, и манометром ничего не узнать. Некоторые ставят баллон на мороз. Внешняя часть, не соприкасающаяся с жидкостью, будет покрыта инеем и уровень жидкости станет виден.
Так что, то, что Юберъ указал в своей ссылке — это неправда? Привожу описание JYT-0,6: это бытовой пропановый редуктор с манометром. Модель JYT-0,6 прошла сертификацию и испытания в России. Комплектуется гаечным ключом для установки на пропановый баллон. Манометр показывает давление на входе, то есть давление газа в баллоне. По стрелке манометра можно определить, когда в баллоне заканчивается газ. Редуктор полностью совместим с пропановыми баллонами, которые применяются в России. Рабочее давление на входе: 0,3 — 16 атм. Рабочее давление на выходе: 28 мБар. Пропускная способность: 1 кг (0,6 куб.м) газа в час. Вес: 0,38 кг. Производитель: MINGHONG GAS APPLIANCE CO, Китай. Изготовлено по заказу российской компании «Газмонтаж».
Виды датчиков
Датчики уровня газа четвёртого поколения для пропановых газовых систем (которые также известны как датчики уровня топлива или ДУТ) можно классифицировать по двум основным критериям:
- По сопротивлению (у большинства моделей оно составляет 50 кОм или 90 Ом);
- По количеству контактов (может быть два или три).
ДУТ газобаллонного оборудования 4 поколения имеет стрелку и устанавливается на мультиклапан газового баллона. Данный прибор является независимым индикатором, а также передает показания на переключатель (кнопку) газ/бензин с светодиодной индикацией. На этой кнопке размещены четыре (реже три) зелёные и одна красная лампочка, которая загорается при снижении уровня газа до 5-10% от общего объема, сопровождаясь пищевым сигналом из трёх кратковременных звуков и переключением системы на бензин. Шаг индикации составляет приблизительно 10 литров. Несмотря на то, что метод не является максимально информативным, следует помнить, что аналогичный бензиновый датчик далеко не идеален в этом аспекте.
Таким образом, наиболее продвинутое решение заключается в выводе индикации уровня газа на стандартный топливный указатель, когда бензиновый индикатор на приборной панели работает в двух режимах. Это означает, что при работе двигателя на бензине прибор показывает остаток бензина, а при переходе на газ уходит на работу в поменянном режиме. Однако такой метод возможен только при вмешательстве в конструкцию панели приборов автомобиля и изменении ДУТ газобаллонного оборудования, как также следует учитывать, что такая модификация может быть недоступна для всех моделей машин.
Видеоматериал о внедрении датчика уровня газа ГБО 4 поколения на панель приборов:
В последнее время на рынке стали доступны электронно-цифровые (сенсорные) указатели оставшегося газа. Данный датчик работает независимо от элементов газового оборудования. Модуль излучателя устанавливается снизу баллона, где он, производя расчет уровня топлива, проецирует результаты на панель индикатора в салоне автомобиля.
Помимо этого, для метанового газобаллонного оборудования также существует манометр, который выводит информацию о давлении газа в салон автомобиля.
Устройство и принцип работы газовых датчиков
Уровень находящейся в баллоне жидкой фракции пропан-бутановой смеси фиксирует поплавок, который функционирует аналогично использованному в бензиновом баке. Тем не менее, стоит отметить, что газовый баллон, в отличие от бензобака, герметично изолирован и находится под высоким давлением, что делает взаимодействие поплавка и датчика специфическим для данной ситуации. В частности, движение поплавка вызывает вращение подвижного магнита, расположенного внутри корпуса мультиклапана, который передаёт вращение на магниты стрелочного указателя.
Хотя механическая часть датчиков аналогична, ДУТ четвёртого поколения также передает сигнал на кнопку газобаллонного оборудования с помощью встроенных резисторов или микросхем. Это позволяет отображать уровень топлива с помощью светодиодов.
Индикация остатка газа
Индикация остатка газа играет ключевую роль в обеспечении безопасности при использовании газопроводов и баллонов сжатого газа. Специальные индикаторы сигнализируют о том, что использование газа в данный момент может быть небезопасным или вовсе невозможно. Вот несколько признаков, на которые стоит обратить внимание:
- Цветовая индикация: многие газовые баллоны оснащены специальными метками или наклейками, которые меняют свой цвет в зависимости от уровня остатка газа. Например, зеленый цвет может указывать на то, что газа достаточно, в то время как красный — сигнализирует о низком уровне.
- Использование маячков: на некоторых баллонах устанавливаются специальные маяки, которые поднимаются по мере убывания газа. Если маячок не поднимается, это свидетельствует о недостаточном количестве газа.
- Масса баллона: для баллонов сжатого газа производители задают стандартную массу. Если вес баллона кажется значительно меньшим, это может говорить о том, что запас газа истощается.
- Индикация на приборах: ряд газопроводов и баллонов оборудованы специальными приборами, которые показывают давление или уровень газа внутри. Если показания указателей существенно снижаются, это может указывать на невозможность дальнейшего использования газа.
- Звуковая сигнализация: в некоторых устройствах встроены звуковые сигналы, которые предупреждают о низком уровне газа. Это также считается одним из признаков, указывающих на опасность использования газа.
Тем не менее, следует помнить, что индикация остатка газа не всегда может гарантировать абсолютную точность и надежность. Поэтому желательно регулярно проверять запасы газа, особенно в условиях, когда работа с газом сопряжена с повышенной опасностью.
Применение в бытовых условиях
Определение оставшегося газа в газовом баллоне может оказаться весьма полезным в быту, особенно во время эксплуатации газового обогревателя, плиты или гриля. Ниже представлены шаги, которые помогут вам правильно установить, сколько газа осталось в баллоне:
- Взвесить баллон — один из методов определения остатка газа заключается в взвешивании баллона. Для этого нужно знать его начальный вес, когда он полон. Затем, взвесив баллон, можно получить текущий вес, а затем вычислить разницу, чтобы установить, сколько газа было использовано.
- Использование уровнемера — это устройство показывает количество оставшегося газа в баллоне. Обычно оно крепится к вентилю баллона и открывает уровень газа. Это качественный способ узнать, сколько газа осталось, избегая необходимости в его взвешивании.
- Тепловое измерение — данный метод предусматривает использование температуры, чтобы выяснить остаток газа. Если баллон ощущается холодным или прохладным при прикосновении, это может указывать на то, что газа осталось немного. В противном случае, когда баллон теплый, это может свидетельствовать о высокой степени наполненности.
Существует множество способов определения оставшегося газа в газовом баллоне, которые позволяют избежать неприятных сюрпризов при использовании бытовых газовых приборов.
Последнее изменение: 05.07.2024
Ультразвуковые приборы
В специализированных магазинах можно найти современное оборудование, которое функционирует эффективно в любых внешних условиях и показывает значения, не зависящие от внешних факторов. Метод измерения в этом оборудовании основан на свойствах ультразвуковых волн. Прибор близко к резервуару и следит за показаниями цветового индикатора. Двигаясь вдоль стенки емкости, можно уточнить уровень ее наполненности. Хотя такое оборудование недешевое, оно весьма полезно при частом использовании. Быстрое измерение газа позволяет избежать затраты времени на длительные расчеты и перемещение самого баллона.
Если вам необходимо быстро уточнить объем газа в домашних условиях или в поездке, можно воспользоваться простым способом для определения уровня с помощью обычной воды. Для этого потребуется:
- 1 частично использованный резервуар;
- 1 пустой бак соответствующего объема;
- 1 полный баллон того же объема;
- Маркер для обозначений;
- Большая кастрюля для размещения бака;
- Обыкновенная вода.
После этого следуйте пошаговым рекомендациям:
- Налейте воду в кастрюлю, примерно на половину;
- Поместите бак в воду в вертикальном положении;
- Обратите внимание на уровень соприкосновения с жидкостью;
- Извлеките баллон и отметьте уровень жидкости маркером;
- Перенесите метки на все резервуары;
- Погрузите частично использованный баллон в воду;
- Снова отметьте расположение ватерлинии маркером;
- Сравните метки на всех трех резервуарах.
Проверка количества газа в баке автомобиля
Не имея специального оборудования, остаток газа в автомобиле можно определить лишь на основе пробега. Баллон полностью заправляется, и спидометр устанавливается на ноль. В течение поездки необходимо использовать исключительно газ до его полного исчерпания. Запомнив проеханное расстояние, можно подсчитать средний расход топлива, что поможет в дальнейших поездках.
Такой способ не отличается высокой точностью и может быть неудобным, так как на его результат могут влиять множество факторов: добросовестность работников заправки, погодные условия, скорость движения и частота остановок. Для максимально точного расчета остатка газа в баллоне лучше воспользоваться специальными техническими датчиками.