Если имеется возможность для проверки реле-регулятора с помощью регулируемого блока питания, который позволяет плавно изменять напряжение, то можно одновременно проверить, какое именно напряжение поддерживается в бортовой сети автомобиля. Для определения вакуумного порога срабатывания реле достаточно просто измерить напряжение, при котором гаснет контрольная лампа на щетках генератора.
Как проверить реле-регулятор генератора: когда она нужна и как её сделать
Каждый автолюбитель, даже имеющий минимальное представление об устройстве автомобиля, понимает, какую неоценимую роль играет генератор. Генератор отвечает за зарядку аккумуляторной батареи и обеспечивает электроэнергией все потребители, установленные в автомобиле. Этот сложный процесс происходит в результате взаимодействия множества компонентов, о которых подробно говорить не будем. Однако мы сосредоточимся на реле-регуляторе, которое управляет всеми перечисленными процессами. Регулярная проверка реле-регулятора является важным аспектом, и сегодня мы разберемся, как и почему это необходимо.
Реле-регулятор, работающий с электрическим напряжением, необходимо проверять на соответствие нормам. Если напряжение выходит за пределы установленных значений, это может свидетельствовать о неисправности регулятора. Неправильные значения напряжения могут проявляться через различные признаки. Один из явных симптомов — это быстрое разряжение аккумуляторной батареи, особенно заметное в зимний период. Не стоит спешить ставить диагноз именно аккумулятору, несмотря на то, что его состояние имеет значение. То же самое можно сказать и о проверке реле-регулятора, особенно в тех случаях, если состояние аккумулятора в норме.
Также существует и другой, не менее распространенный признак. Если генератор начинает перезаряжать аккумулятор, это может привести к кипению электролита в аккумуляторе и снижению его уровня. В современных автомобилях установлены в основном необслуживаемые аккумуляторы, которые не требуют регулярной замены электролита, поэтому любое его понижение приводит к сокращению срока службы аккумулятора. Еще одним явным признаком перезарядки является частая поломка лампочек в автомобиле. Все это также служит поводом для проверки реле-регулятора с помощью мультиметра.
Что является причиной выхода из строя реле-регулятора?
В современных автомобилях реле-регулятор чаще всего интегрирован непосредственно в генераторе, однако в более старых моделях, например, в классических моделях ВАЗ, реле-регулятор выступает в качестве отдельного элемента и может находиться под капотом. Это дает возможность проще добраться до него для проверки и диагностики. Причины выхода из строя реле-регулятора разнообразны и могут быть как естественными, так и искусственно вызванными. Рассмотрим основные факторы:
- короткое замыкание в цепи;
- выход из строя диодного моста;
- износ щеток генератора, которые часто интегрируются вместе с реле;
- попадание влаги (например, под давлением во время мойки двигателя).
Наиболее распространенные причины поломки реле-регулятора, как правило, связаны с естественным износом компонентов, таких как щетки, или проблемами с электроникой.
Существует несколько способов продлить срок службы реле-регулятора. Один из самых простых заключается в аккуратном обращении с ним, особенно во время мойки моторного отсека. Напряжение и мощность струи воды под давлением представляют собой угрозу для регулятора. Поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы на регулятор и генератор не попала вода. Для этого можно использовать полиэтиленовую упаковку для защиты от влаги. Кроме того, заряжая разряженный аккумулятор зимой, важно умеючи прикуривать свою машину от другой; неосторожные действия в этом процессе могут привести к поломке регулятора.
Принцип работы реле-регулятора генератора
Перед тем как начинать проверку реле-регулятора, полезно разобраться в его принципе работы, хотя углубляться в электронику не обязательно, так как это может понадобиться разве что для доработки или изменения его настроек (например, для повышения выходного напряжения бортовой сети). Чтобы проиллюстрировать принцип работы, мы воспользуемся простой схемой, которая позволяет наглядно увидеть всю работу системы зарядки автомобиля.
Данная схема включает следующие компоненты:
- Генератор с реле-регулятором напряжения.
- Контрольная лампа зарядки аккумулятора.
- Сопротивление.
- Реле-регулятор напряжения.
- Ротор генератора.
- Замок зажигания.
- Обмотки статора генератора.
- Выпрямительный диодный мост.
- Сглаживающий конденсатор.
- АКБ.
Функционирует это все следующим образом. Когда водитель поворачивает ключ зажигания, ток от аккумулятора (АКБ) проходит через замок, затем через контрольную лампу, и в конечном итоге попадает на реле-регулятор. В этот момент генератор не функционирует и не вырабатывает электричество, однако его якорь уже получает небольшую порцию тока для возбуждения обмоток. Этот ток совсем небольшого значения.
Сопротивление служит важной целью — в случае, если контрольная лампа перегорит, ток сможет пройти к реле-регулятору через замок зажигания и обеспечить начальное возбуждение обмотки якоря генератора.
После запуска двигателя ротор генератора начинает вращаться, и на обмотках статора вырабатывается электрический ток, благодаря тому, что якорь возбуждён. Однако ток, который производит генератор, изначально переменный. Для выпрямления используется диодный мост. После преобразования, выпрямленное напряжение поступает на аккумулятор и затем в систему электрооборудования автомобиля.
Если бы в схеме отсутствовал реле-регулятор, выходное напряжение генератора было бы привязано к скорости его вращения, которая постоянно меняется, так как генератор соединён с коленчатым валом. Реле-регулятор в свою очередь, обеспечивает поддержание напряжения на стабильном уровне независимо от скорости вращения якоря.
Регулировка происходит путём периодического отключения питания обмоток ротора генератора. Реле-регулятор контролирует напряжение на выходе из генератора и, когда оно достигает 14-14,5 В, прекращает возбуждение якоря. В результате напряжение падает, и реле-регулятор вновь возобновляет питание якоря. Этот цикл происходит с большой скоростью.
Как проверить реле-регулятор на машине
Как упоминалось ранее, проверка реле-регулятора на автомобиле не всегда даёт необходимую точность, однако первичные признаки его неисправности можно выявить без снятия с генератора. Для этой процедуры необходим вольтметр. В качестве вольтметра можно использовать как встроенный прибор, так и недорогой мультиметр, который можно приобрести в любом магазине.
Проверка реле-регулятора осуществляется по следующему принципу. Перед запуском двигателя напряжение на клеммах аккумуляторной батареи должно быть близким к номинальному. Если машина стояла без дела, вольтметр может показывать от 12 В до 12,7 В. Когда двигатель только что был отключён, напряжение может достигать 13,5 В.
Далее включаем зажигание. На приборной панели контрольная лампа с изображением аккумулятора должна загореться, а напряжение на вольтметре немного снизиться, что является нормой. Это связано с работой бензинового насоса и с подачей небольшого тока на предварительное возбуждение обмотки якоря генератора.
Теперь запускаем двигатель. После выхода мотора на стабильные обороты контрольная лампа должна погаснуть, а напряжение должно установиться в районе 14-14,5 В. Важно отметить, что независимо от того, увеличиваются ли обороты или остаются на одном уровне, реле-регулятор должен поддерживать стабильное напряжение в бортовой сети. Небольшие колебания допускаются лишь в случае включения значительных нагрузок, таких как фары, печка или музыка.
Если контрольная лампа не горит при повороте ключа зажигания, это может указывать на её перегоревание. Тем не менее, если остальные системы исправны, мотор запустится, а генератор с реле-регулятором продолжит функционировать нормально.
Если после запуска двигателя контрольная лампа не гаснет, это сигнализирует о том, что ток с выхода генератора не поступает на контакт Б в схеме. В этом случае реле-регулятор работает корректно, подтверждая, что зарядка аккумулятора не происходит. Вся бортовая сеть в таком случае питается от аккумулятора, что может привести к его значительному разряду во время движения.
Если напряжение на вольтметре после запуска не поднимается до 14-14,5 В, это свидетельствует о том, что либо с регулятором напряжения, либо с генератором возникли проблемы. Точное определение, какая часть неисправна, невозможно без разборки. Предположим, что ошибка в реле-регуляторе, которая могла произойти из-за обрыва цепи или выгорания его внутренних элементов, что приводит к невыполнению процесса возбуждения якоря генератора. Последний, даже если исправен, не способен производить электроэнергию без возбуждения.
Существуют и противоположные ситуации, когда напряжение в бортовой сети значительно превышает установленные значения. Это представляет собой серьезную проблему, так как могут произойти такие последствия, как закипание аккумулятора или даже его взрыв, если повышенное напряжение не заметить вовремя, а также выгорание приборов. Однако без демонтажа детали невозможно достоверно выяснить, не виноват ли в этом реле-регулятор.
Таким образом, для проверки реле-регулятора прямо на автомобиле достаточно вольтметра. Важно помнить, что такая проверка может не обязательно указывать на проблему в реле-регуляторе, так как аналогичные симптомы могут проявляться при наличии повреждения в выпрямительных диодах и при возникновении других неисправностей, не связанных с регулятором.
Признаки неисправности
Признаки пониженного напряжения могут проявляться в том, что аккумулятор не будет заряжаться. Например, утром вы можете столкнуться с невозможностью запустить двигатель, или обученные лампы на панели приборов могут вообще не загореться. Кроме того, возможны проблемы во время движения, проявляющиеся, например, в тусклом свете фар в темное время суток, а также в нестабильной работе различных электроприборов (дворники, обогреватели, магнитолы и так далее).
При повышенном напряжении электролит в ячейках аккумулятора может уменьшиться или даже полностью выкипеть, увеличивая вероятность появления белого налета на корпусе накопителя. Также могут наблюдаться проблемы с поведением батареи во время перезарядки.
Кроме того, среди других признаков неисправности реле-регулятора можно выделить:
- при включении зажигания контрольная лампа на приборной панели не загорается (это может также свидетельствовать о перегоревшей лампе или о плохом контакте);
- после запуска двигателя индикатор аккумулятора не гаснет, что говорит о проблемах с зарядкой батареи;
- яркость освещения фар изменяется в зависимости от оборотов двигателя; это можно проверить, поставив автомобиль перед стеной и увеличивая обороты — заметные изменения в свечении укажут на неисправность регулятора;
- машина не стартует как обычно с первого раза;
- во время эксплуатации аккумулятор быстро разряжается;
- при достижении оборотов двигателя выше 2000 об/мин индикаторы на приборной панели отключаются;
- падают динамические характеристики автомобиля; это в особенности заметно при высоких оборотах моторного устройства;
- в некоторых случаях может произойти закипание аккумуляторной батареи.
Причины отказа реле-регулятора
Причины, по которым реле-регулятор может выйти из строя, включают:
- короткие замыкания в цепи, включая межвитковые замыкания обмотки возбуждения;
- выход из строя выпрямительного моста (например, пробой диодов);
- неправильное подключение аккумулятора (переполюсовка);
- попадание влаги в корпус регулятора и генератора (часто происходит во время мойки или в дождливую погоду);
- механические повреждения узла;
- обычный износ компонентов регулятора, включая щетки;
- плохое качество прибора, подвергающегося проверкам.
Существует несколько простых методов проверки работоспособности реле, как для съемных, так и несъемных узлов.
Типы реле-регуляторов автомобильного генератора
При неисправности реле-регулятора напряжение генератора может быть нерегулируемым или недостаточным для зарядки аккумулятора, что влияет на запуск автомобиля и работу электрических систем. Если вы заподозрили наличие проблем, возможно, потребуется заменить реле-регулятор генератора, и в этом случае лучше обратиться к квалифицированному механик-специалисту на СТО. В современных автомобилях широко используются несколько типов реле-регуляторов, которые обеспечивают контроль над напряжением. Среди наиболее популярных и распространенных типов можно выделить:
- Электронный регулятор напряжения (Electronic Voltage Regulator, EVR). Это наиболее распространённый вид регулятора, установленный в большинстве современных автомобилей. Он управляет выходным напряжением генератора, регулируя ток возбуждения в зависимости от сигналов с датчиков напряжения аккумулятора. EVR может быть интегрирован непосредственно в генератор или использоваться как отдельный модуль.
- Реле-регулятор с механическим транзистором (Mechanical Transistor Regulator, MTR). Этот тип использует механический транзистор для регулирования тока возбуждения генератора. MTR имел распространение в более старых автомобилях, но с течением времени был заменён более эффективными электронными версиями.
- Реле-регулятор с контактным регулятором (Contact Regulator Relay, CRR). Эта упрощенная версия использует электромеханические контакты для управления током возбуждения генератора. Она сегодня используется крайне редко из-за ограниченных свойств по регулированию и контролю напряжения.
Различия в конструкции генераторов определяют два типа регуляторов напряжения:
- Совмещенный. Установлен внутри генератора, имеет физические и электрические соединения с обмотками. Этот регулятор отвечает за контроль выходного напряжения генератора и поддерживает его на уровне около 14 вольт, что необходимо для зарядки аккумулятора и питания электрических систем автомобиля.
- Отдельный. Находится отдельно от генератора и часто размещается рядом с аккумулятором или в блоке управления автомобиля. Этот компонент получает данные о текущем уровне напряжения и регулирует работу генератора для поддержания заданного уровня. Отдельные регуляторы могут также включать дополнительные функции, такие как защитные системы от перегрузки, диагностику и контроль работы.
Оба типа регуляторов выполняют схожие функции — поддержание стабильного тока и обеспечение электроснабжения электрических систем автомобиля, однако они различаются по расположению и способу интеграции с генератором и другими элементами авто.
Причины поломок реле-регуляторов
Рассмотрим основные неисправности реле-регуляторов напряжения, которые считаются наиболее частыми :
- Износ электрических контактов. Все устройства имеют электроконтакты, которые со временем могут изнашиваться или окисляться. Это приводит к нарушению проводимости тока, сбоям в электрической цепи и полной потере функциональности устройства.
- Повреждение электрической цепи. Реле-регуляторы подвержены риску повреждений из-за короткого замыкания, перенапряжения или некоторых перегрузок в электрической системе. Это может привести к повреждению контактов и других компонентов оборудования.
- Механические повреждения. Вибрации, удары и другие механические воздействия могут разрушить реле-регуляторы, чем приводит к их выходу из строя. Например, поломка или трещины в корпусе реле могут сделать его неработоспособным.
- Несоответствие спецификациям. Применение неподходящей модели устройства, которая не соответствует требованиям именно вашего автомобиля, может вызвать его поломку. Неправильная установка и несовместимость с другими компонентами также могут привести к поломкам.
- Перегрев. Реле-регуляторы могут перегреваться из-за высокой работы нагрузки или недостаточной вентиляции, что приводит к повреждению внутренних компонентов и вовсе к выходу их из строя.
- Возраст и естественный износ. Как и другие электрические компоненты, любой реле-регулятор может отключиться со временем из-за старения, что делает его более подверженным поломкам.
Важно учитывать, что причины отбоя могут различаться в зависимости от конкретной модели генератора и его производителя. Если возникают проблемы с реле-регулятором, следует обратиться к профессионалу для проведения диагностики и ремонта.
Выявить неисправность в работе реле-регулятора можно по различным признакам, таким как ухудшение динамических характеристик автомобиля, снижение заряда аккумулированной батареи, колебания яркости фар в зависимости от оборотов двигателя. Если загорается тревожный индикатор на реле-регуляторе, это может означать короткое замыкание, окисление или плохо затянутые клеммы, перегрев или повреждение компонентов.
Простейший способ проверки реле-регуляторов автомобильного генератора
Многие автолюбители интересуются, как провести диагностику реле-регулятора генератора, так как это необходимо для диагностики неполадок в рамках технического обслуживания. Самый простой способ проверки реле-регулятора включает следующие шаги:
- Настройте тестер на измерение постоянного напряжения (до 20 В).
- Запустите двигатель автомобиля.
- Измерьте напряжение на положительной и отрицательной клеммах аккумулятора на холостом ходу (до 1500 об/мин). В исправной системе напряжение должно находиться в пределах 13,3 – 14,1 В.
- Увеличьте обороты двигателя до 2200–2500 об/мин, на что напряжение должно находиться в диапазоне 13,8 ± 0,3 В.
- Доведите обороты до 3600 об/мин, в этом случае напряжение не должно превышать 14,7 В.
Ремонт или замена: что выбрать?
Не стоит затягивать с ремонтом или заменой реле-регулятора. Стоимость новых реле для большинства моделей автомобилей не превышает 2000–2500 рублей, и в большинстве случаев восстановление детали оказывается экономически нецелесообразным. Существует также ряд интегральных регуляторов, которые не подлежат разбору, и такие детали нужно заменять в 100% случаев.
- Для замены необходимо сначала демонтировать генератор. Это требует отключения минусовой клеммы.
- Отщелкивают фиксирующие скобы.
- Снимается крышка с корпуса генератора.
- Необходимо отключить разъем диодного моста.
- Открутите гайки и снимите втулки контактной группы.
- Открутите несколько винтов, которые удерживают регулятор на месте.
Снятое реле можно либо отремонтировать, либо заменить на новое. Сборка генератора выполняется в обратной последовательности.
Выбор механизма действий может различаться в зависимости от конкретной модели автомобиля и конструкции генератора.
Заключение
Чтобы реле-регулятор и генератор служили долго, нужно избегать их загрязнения. Рекомендуется периодически проверять напряжение, поступающее на аккумулятор, а во время мойки не допускать попадания воды в систему зарядки.
Выход из строя реле-регулятора может привести к более серьезным проблемам (вплоть до выхода из строя аккумулятора), поэтому не стоит откладывать его ремонт. Самостоятельно восстанавливать генератор можно, но если у вас есть хоть небольшие сомнения, лучше обратиться за помощью в автосервис. Это сэкономит ваше время и позволит избежать значительных финансовых расходов.