Если у вас есть определенный опыт и навыки, есть возможность самостоятельно изготовить редуктор, используя доступные материалы и инструменты. Альтернативным вариантом может быть покупка готового устройства, ассортимент которых на рынке сельскохозяйственной техники достаточно широк и доступен для различных категорий пользователей.
Ходоуменьшитель на мотоблок своими руками — из шкивов
Если вы владелец среднего или большого сельскохозяйственного участка, то, скорее всего, вам потребуется помощь для выполнения работ по обработке почвы, что обычно осуществляется с помощью различных агрегатов. В случае использования мотоблока стандартной функциональности может быть недостаточно для выполнения всех задач. В такой ситуации снижение скорости работы двигателя мотоблока иногда может оказаться решением. Чтобы грамотно применить данный метод увеличения производительности, важно разобраться в том, как уменьшить скорость работы мотоблока своими руками.
Для того чтобы снизить скорость мотокультиватора, существует один из методов — замена стандартного шкива на новый, меньшего диаметра.
Специалисты, которые осуществляли такую модификацию, рекомендовали выбирать шкив, который используется на мотоблоках марки Салют.
Обычный шкив на большинстве мотоблоков имеет диаметр 80 мм и применяет ремень профиля Б. Параметры шкива в мотоблоках Салют составляют всего 67 мм, что является значительным уменьшением.
Опытные пользователи знают, что, уменьшая диаметр шкива на двигателе, можно добиться снижения скорости работы мотокультиватора. Дополнительное преимущество заключается в том, что на шкиве от модели Салют предусмотрен ручей для ремня профиля Б, что делает его идеальным для рассматриваемой задачи.
Подмена шкива представляет собой достаточно простую процедуру, и с ней сможет справиться практически любой владелец культурного агрегата, не обладая специальными навыками.
Заменив шкив мотора на другой с уменьшенным диаметром, можно значительно снизить скорость работы мототехники. Кажется, что такая незначительная модификация позволяет многим дачникам использовать свой агрегат для более эффективной обработки почвы.
Данный метод является одним из нестандартных способов уменьшения скорости работы китайского или любого другого мотоблока с целью повышения общей производительности и качества выполняемых работ в саду или на огороде.
Ниже приведены другие варианты, которые помогут решить проблему с изменением скорости работы мотоблока.
Как еще можно менять скорость мотоблока
Когда речь идет о том, как изменить скорость передвижения мотокультиватора, владелец может рассмотреть множество дополнительных вариантов решения данной задачи.
Например, для снижения скорости передвижения множества типов агрегатов многие совладельцы применяют следующие методы:
- меняют колеса на более мелкие по диаметру;
- изменяют пару шестеренок в редукторе.
Обычно диаметр колес у большинства мотоблоков, произведенных на территории СНГ, составляет 57 сантиметров. Если владелец выберет шины меньшего размера, даже незначительное снижение диаметра колес будет способствовать снижению скорости. Это рабочее решение потребует дополнительных затрат, так как нужно будет приобрести другую пару колес для культиватора.
Также можно уделить внимание шестеренкам в редукторе: как правило, они представлены двумя видами, одна большая и другая маленькая. У большой шестеренки 61 зубчик, а у маленькой их всего 12. В специализированных магазинах можно подбирать шестерни с разным количеством зубьев, таким образом, можно будет добиться желаемого уменьшения скорости работы. Тем не менее, такие изменения лучше проводить только при наличии определенных знаний о работе устройств.
Эксперты настоятельно не советуют производить замену шестеренок самостоятельно, лучше доверить такую задачу специалистам. Дело в том, что в этом процессе нужно подбирать не только соответствующие внутренние детали, но и подходящий шкив, а также фиксаторную пластину вала.
Для увеличения скорости движения мотоблока стоит рассмотреть противоположные действия — например, владельцу нужно приобрести колеса большего диаметра либо подобрать шестеренки с большим количеством зубьев.
Существует еще одно очевидное решение по снижению скорости работы мотокультиватора. Оно заключается в замене двигателя на менее мощный вариант. Кроме того, модернизация коробки передач мотоблока также может повлиять на скорость.
Использование утяжелителей может также способствовать снижению скорости передвижения мотоблока. В данном случае их необязательно приобретать, так как самостоятельно можно изготовить подобные устройства.
Оптимально создавать съемную конструкцию, позволяющую устанавливать и снимать утяжелители по мере необходимости. Сделать утяжелитель достаточно просто: для этого сварите раму из металлических уголков и прикрепите к ней балластные вещества.
Изменение скорости мотоблока путем замены шкива
Существует множество методов изменения скорости мотоблока, среди которых одним из самых эффективных и безопасных является установка нового шкива. Такой подход значительно увеличивает комфорт эксплуатации техники. Для реализации этой идеи нужно установить шкив меньшего диаметра, чем тот, который поставляется в заводской комплектации. Например, если вам нужен шкив диаметром 80 см, вы можете установить изделие размером 67 см. Это преобразование приводит к замедлению движения мотоблока, что особенно эффективно при проведении различных сельскохозяйственных работ.
Если у вас нет возможность подобрать подходящий шкив нужного размера, его также можно изготовить самостоятельно. Для этого понадобятся металлические заготовки и токарный станок. Если у вас и металлические заготовки, и токарного станка нет, можно попытаться изготовить шкив из фанеры. Однако учтите, что такая деталь не будет столь прочной, как ее металлический аналог. Для вытачивания шкива потребуется использование следующих инструментов: циркуль, лобзик, фрезер и дрель. Процесс работы обстоит следующим образом:
- на заготовке вычерчивается круг нужного диаметра;
- в центре высверливается отверстие;
- выпиливается деталь с отступом в 2 см;
- изделие шлифуется наждачной бумагой;
- вырезаются канавки для ремня;
- устанавливается шкив на мотоблок;
- выявляются и устраняются неточности.
Обратите внимание, что фанерный шкив будет нуждаться в частой замене. К сожалению, этот материал не отличается высокой прочностью и не выдерживает серьезных нагрузок, которые могут возникнуть в процессе работы мотоблока. Поэтому лучше использовать шкивы, изготовленные на заводе из прочных металлических материалов. Насчет деталей из фанеры стоит рассматривать лишь как временное решение.
Как правильно ухаживать за шкивом мотоблока
Для продления срока службы шкива и всего мотоблока в целом следует регулярно проводить за ними уход. Комплекс мероприятий по уходу должен включать:
- осмотр защитного кожуха и его очистка от камней, земли и прочего мусора;
- проверка крепления детали к оси для исключения риска внезапного износа резьбы;
- анализ соосности с использованием лазерного уровня;
- поиск механических повреждений, царапин и трещин.
Хранить мотоблок лучше всего в сухом и хорошо проветриваемом месте, что позволит избежать появления коррозии. Перед тем как приступить к замене шкива, стоит проверить работу остальных узлов и механизмов агрегата, чтобы предотвратить более серьезные поломки и своевременно устранить уже имеющиеся проблемы.
Разновидности ходоуменьшителей для мототехники
Различные уменьшители хода для мототехники могут отличаться не только своей конструкцией, но и принципом работы. В противовес этому каждый из таких механизмов обладает определенными характеристиками, преимуществами и недостатками.
В зависимости от этих параметров понижающие редукторы для мототехники, доступные на рынке, делятся на несколько типов.
- Шестерёнчатые понижающие редукторы – такие устройства отличаются особой прочностью конструкции. Шестерни, изготавливаемые из высококачественной стали, покрываются специальными защитными составами, что значительно повышает их устойчивость и увеличивает срок эксплуатации редукторов. Однако стоит отметить, что цена на подобные устройства обычно высокая.
- Червячные понижающие редукторы – такие устройства устанавливаются на мототехнику с вертикальными валами. Червячный ходоуменьшитель предназначен, прежде всего, для работы с уже возделанными почвами. Использование червячного редуктора на невозделанных участках может привести к его быстрому выходу из строя.
- Цепные ходоуменьшители – подобные устройства имеют долгий срок службы и доступную стоимость. Оболочки таких приспособлений могут быть как разборными, так и неразборными. Разборные модели более удобны, поскольку в случае поломки их можно будет отремонтировать самостоятельно.
- Комбинированные (шестерёнчато-цепные) ходоуменьшители – такие устройства являются наиболее целесообразным решением для тракторов. Они характеризуются невысокой ценой, долговечностью и способны выдерживать высокие нагрузки.
Нужно помнить, что каждый понижающий редуктор ведет себя по-разному в различных условиях эксплуатации. Поэтому важно учитывать эти особенности при выборе конкретного механизма для мототехники.
Каким образом изготовить ходоуменьшитель для мотоблока своими руками?
Высокая стоимость некоторых приспособлений побуждает владельцев создавать понижающие редукторы самостоятельно. На первый взгляд, эта задача может показаться сложной. Тем не менее, предлагамое усилие может привести к созданию качественного устройства, которое поможет снизить скорость мототехники.
Прежде чем приступить к изготовлению понижающего редуктора, важно определиться с тем, какой вид устройства вы желаете создать. Также, следует выбрать отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей — это повлияет на крутящий момент и скорость выходного вала.
Кроме того, важно заранее определиться с весом и размерами будущего редуктора. Обязательно ознакомьтесь с чертежами, которые помогут вам в правильной последовательности действий при сборке.
При самостоятельном изготовлении крайне желательно остановить свой выбор на цепном ходоуменьшителе для мотоблока. Это решение отличается высокой долговечностью, а детали можно найти практически повсюду. Для сборки понижающего устройства вам потребуется приобрести следующие комплектующие:
- вал первичный и вторичный;
- набор звездочек с необходимым отношением оборотов вторичного вала к оборотам первичного;
- подшипники нужного типа для осей и валов;
- цепи, которые обеспечивают передачу крутящего момента;
- угловой профиль для создания каркаса и фиксации устройства;
- корпус — его могут предложить готовым или можно изготовить самостоятельно;
- листовое железо толщиной 5 мм.
Процесс сборки понижающего редуктора для мототехники происходит согласно следующему алгоритму:
- Сначала установите ведущие звездочки на первичный вал. Используйте при этом шпоночное или фланцевое соединение. Если конструкция крупногабаритная, то элементы лучше зафиксировать с помощью точечной сварки. При этом следите, чтобы звездочки не перегревались, так как это может привести к их деформациям.
- Составьте первичный вал из двух полуосей. На его торцах разместите встречные фланцы.
- Закрепите ведомую звездочку между фланцами, а затем с помощью болтов соедините полуоси и звездочку. Если вы не хотите использовать болтовые соединения, то можно изготовить цельный вал с шпоночным пазом для шпонки. Однако такой метод подключения может привести к тому, что под воздействием сил полуосей, звездочка сможет провернуться в любом из направлений.
- Корпус уменьшителя можно сделать самостоятельно или приобрести готовый, с уже имеющимися местами для сальников и подшипников вала.
- Установите закрытые шариковые подшипники. В основном они имеют цилиндрическую форму и устанавливаются на вал с натяжкой.
- Закрепите первичный вал между эксцентриковыми подшипниками, что позволит настроить вал в гнездах. При этом необходимо, чтобы корректировочный зазор составил 15 от правильно натянутой цепи.
- В завершение уложите специализированную прокладку в понижающий редуктор.
Как сделать ходоуменьшитель для мотоблока своими руками
С помощью самостоятельной сборки уменьшителя хода можно значительно сэкономить, чем при покупке готового изделия. Поняв необходимые процессы и заполучив нужные инструменты, вы легко сможете осуществить собственную сборку. Для этой задачи целесообразно понимать конструкцию блока и функциональные особенности его работы.
Здорово, если у вас под рукой есть качественные чертежи, что избавит вас от необходимости производить расчеты самостоятельно. Затем вам нужно будет выбрать прочный кусок металла, из которого будет сделан корпус для вашего будущего устройства. Некоторые методичные умельцы используют для этой цели элементы, снятые с непригодных к эксплуатации грузовых мотоциклов советских моделей. Альтернативный вариант — использовать готовый корпус от любого небольшого генератора.
Для работы вам нужны будут следующие инструменты и материалы:
- болгарка;
- измерительные инструменты (рулетка или линейка, штангенциркуль);
- лист металла толщиной 5 мм;
- сверла и дрель;
- шкив рабочий;
- разнообразные подшипники, гайки, болты;
- шестерня коническая;
- роторный вал;
- корпус от отслужившего генератора (если вам повезет его найти);
- напильник для работы с металлом;
- набор ветошей дляCleaning.
Когда все необходимые материалы и инструменты готовы, следует действовать по следующему алгоритму:
- Измерив диаметр будущего понижающего редуктора, вырезаете из металла оболочки для подшипников. Они будут установлены на приводе шестеренчатого вала.
- Стальные фланцы должны располагаться на противоположной стороне редуктора. Это необходимо учитывать при подборе подшипников. В каждом фланце помимо подшипника помещается стальная шайба.
- С помощью крепежных винтов фиксируете их к корпусу.
- Затем вам потребуется ведущая шестерня, вал ведомый и стальная шпонка.
- Все эти узлы соединяются к механизму передачи и валу роторного генератора.
- Пружинные шайбы и гайки нужны для фиксации шкива с ведомым валом.
Некоторые рекомендации для начинающего мастера. Подшипники будут служить опорой для валов, и от их правильного выбора зависит надежность всего устройства. Для минимизации обслуживания рекомендуется использовать радиальные закрытые подшипники. Цепи и звездочки желательно закупать готовыми, так как их изготовление — трудоемкий и непростой процесс.
При правильной сборке данное устройство поможет вам снизить скорость функционирования мотоблока. Теперь его можно смело установить и использовать на силовой установке любого типа, работающей на любом топливе. Охлаждение этого агрегата осуществляется воздушным путем. Регулярно очищайте его от накопившейся грязи, проверяйте работоспособность системы уменьшения скорость, и обязательно проводите смазку не реже одного раза в три месяца. При условии правильного ухода, это устройство прослужит вам не один год. Если у вас остались вопросы или необходимо больше уточняющей информации, оставляйте свои комментарии к статье.
Элементы механизма
Вне зависимости от того, приобрели вы понижающий редуктор или изготовили его самостоятельно, очень важно понимать, как расположены элементы механизма, как их обслуживать и как выполнять ремонт. Понижающие редукторы мотоблоков могут быть разного типа, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.
Схема присоединения ходоуменьшителя к редуктору
Шестеренчатый редуктор
Такие редукторы обычно состоят из одной или двух ступеней, и основными элементами этой системы являются шестерни. Этот тип редуктора считается одним из самых надежных механизмов, используемых в ходоуменьшителях. Он очень часто применяется в мощных мотоблоках. К их достоинствам можно отнести:
- долговечность;
- надежность;
- компактные размеры;
- возможность реверсирования.
Однако шестеренчатые редуктора также имеют свои недостатки. Основными из них являются сложность в ремонте и высокая стоимость. В случае поломки приходится заменять целиком, что требует значительных финансовых вложений. Следует также помнить о необходимости следить за уровнем смазки: ее отсутствие может привести к быстрому износу механизмов.
Червячный редуктор
Основным элементом этого типа редуктора является червячная передача, которая может снизить размеры мотоблока и улучшить его развесовку за счет перпендикулярного расположения валов привода и колес. Червячные редукторы чаще устанавливаются на легкие и маломощные модели мотоблоков.
- высокое передаточное число;
- компактные размеры;
- лёгкий вес.
Однако главным недостатком червячного редуктора считается отсутствие функции реверсирования. К тому же, в случае поломки, такой уменьшитель хода также заменяется целиком.
Цепной редуктор
Цепные редукторы являются одними из самых популярных среди пользователей. Чаще всего они изготавливаются разборными, что облегчает процесс обслуживания и диагностики. Наиболее распространённые поломки включают разрыв или растяжение цепи, срыв зубьев звездочек или шпонки приводного вала. Все эти неисправности чаще всего достаточно просто устранить, заменив вышедшую из строя деталь.
К преимуществам цепных редукторов можно отнести:
- простота конструкции;
- надежность;
- возможность реверса;
- легкость ремонта.
В отдельной статье представлена информация о самодельном цепном редукторе для мотоблока.
Комбинированный редуктор
Редукторы данного типа характеризуются наличием различных типов передач в одном механизме, таких как шестеренная-цепная или червячная-цепная. Необходимость комбинированных редукторов возникает из-за того, что в шестеренных и червячных редукторах межосевое расстояние между ведущим и ведомым валом регламентируется размерами передачи и зависит от модуля зацепления и количества зубьев. В цепной передаче расстояние можно регулировать, убирая или добавляя звенья.
При проектировании конструкции мотоблока не всегда удается разместить все агрегаты оптимально. Иногда требуется использование промежуточного передаточного звена. Эту роль успешно выполняет цепная передача, которая компенсирует расстояние от шестеренного или червячного редуктора к валу колес или привода.
Из чего состоит уменьшитель хода
В зависимости от типа понижающего редуктора, самодельный ходоуменьшитель может состоять из следующих основных элементов: входящего (быстроходного) вала, выходного (тихоходного) вала, червяка и червячного колеса, а также ведущих и ведомых шестерен или звездочек.
При этом ведущие звездочки и шестерни всегда имеют большее количество зубьев, чем ведомые. К вспомогательным элементам можно отнести различные муфты, подшипники, шпонки. В шестеренных и червячных редукторах обычно предусмотрен корпус, чего нельзя сказать о цепных редукторах, которые могут либо полностью не иметь корпуса, либо их часть может быть открытой.
Понижающий редуктор для мотоблока своими руками
Понижающий редуктор можно собрать и самостоятельно. В начале важно определиться с типом передачи, отношением передаточного числа, а также межосевым расстоянием между валом привода и валом колес.
Рассмотрим процесс создания самодельного ходоуменьшителя для мотоблока с цепной передачей. По сути, такую конструкцию можно реализовать для любого типа мотоблока с минимальными изменениями.
Необходимые материалы и детали
Для самостоятельного создания понижающего редуктора вам понадобятся следующие инструменты и материалы:
- болгарка;
- сварочный аппарат;
- дрель;
- надфили и сверла;
- штангенциркуль, линейка;
- струбцины и тиски;
- молоток;
- лист металла толщиной 5 мм;
- обрезки трубы с нужным диаметром для установки подшипников.
Сборка редуктора
Корпус является основной деталью проектируемого уменьшителя хода для мотоблока. Его качество напрямую влияет на качество всего механизма, взаимное расположение осей и валов, соосность посадочных мест для подшипников. Изготовление корпуса осуществляется из листового металла методом сварки. Для удобства обслуживания одну из стенок корпуса можно сделать съемной.
Для создания гнезд под подшипники и точной расточки подшипников можно использовать обрезки труб, внутренний диаметр которых равен внешнему диаметру используемого подшипника. Они устанавливаются в нужном положении и окончательно закрепляются сваркой.
Для валов лучше использовать качественный круглый прокат стали. Его следует протачивать до нужного размера, делать бурты и канавки, а также фрезеровать шпоночные пазы. В процессе работы валы будут вращаться вместе со звездочками, передавая крутящий момент через цепь и шпонки.
Опорой для валов служат подшипники, которые должны выдерживать значительные нагрузки в процессе работы. От правильного выбора подшипников зависит долговечность и работоспособность редуктора. Оптимальным решением будет использование радиальных подшипников закрытого типа, которые требуют минимального ухода.
Звёздочки и цепи обычно придется либо купить, либо использовать от списанного оборудования. Изготавливать подобные детали самостоятельно часто очень утомительно и неэффективно.
Процесс сборки понижающего редуктора для мотоблока проходит по следующему алгоритму:
- Раскройте стальной лист на детали корпуса и крышки.
- Порежьте трубы.
- Приварите места для установки подшипников.
- Соберите корпус, проведя сварку.
- Покрасьте корпус и крышку.
- Установите подшипники.
- Проведите токарную и фрезерную обработку валов.
- Установите валы, одновременно устанавливая звездочки и цепь.
- Закройте корпус крышкой.
После выполнения всех описанных операций, ходоуменьшитель устанавливается на раму мотоблока и проводится серия испытаний.