Кап и сувель березы

  • шпона;
  • багетов для картин;
  • отделки салонов автомобилей;
  • бижутерии, включая кольца, сережки, браслеты и бусы;
  • посуды, такой как чаши, бокалы, толкушки и ступы;
  • разделочных досок;
  • рукояток ножей и тростей;
  • мебельных ножек и деревянных панно;
  • скульптур.

Что такое березовый сувель и как его заготавливают?

Березовый сувель

Сувель березы — это уникальное природное образование, которое в обиходе часто называют березовой костью. Мастера, специализирующиеся на обработке древесины, понимают высокий потенциал и ценность этого необычного нароста. Работая с сувелем, можно создавать великолепные изделия, обладающие привлекательными внешними характеристиками и высоким качеством, которые придают изделию природный шарм.

Что это такое?

Сувель представляет собой важный ресурс для человека, однако для самой березы он зачастую является признаком неблагополучия. Образование этого нароста связано с заболеванием дерева, которое условно можно назвать «березовым раком». Обычно он выглядит как комок, скрученный и сплетенный, не имеющий четкой геометрической формы. В народе такую аномалию также называют свиль. Стоит отметить, что данный свиль растет в 2 или даже 3 раза быстрее, чем само дерево.

По своей форме сувель может напоминать каплю, шар или что-то усредненное между ними. Он обычно располагается вокруг ствола или ветвей березы. Такие образования довольно распространены, однако причиной их возникновения остается вопрос, на который до конца не дан ответ. Считается, что они могут образовываться вследствие атаки древесины грибком, но также не следует исключать влияние механических повреждений.

Название «древесная кость» связано с тем, что срез сувеля выступает с разводами, подобными мраморным, что можно проследить и в характерном сечении образований. Структура нароста позволяет увидеть тонкие частицы его внутренней части насквозь. На самом деле, сходство со строением костной ткани здесь можно заметить, хотя плотность древесной ткани нароста несколько ниже — эта древесина менее прочна, чем кап.

Иногда сувель может достигать колоссальных размеров. Например, в Ватикане можно увидеть купель, изготовленную из цельного куска нароста, срезанного с дерева. Бывает и так, что большие размеры не гарантируют высокое качество древесины. В большинстве случаев, чем меньше березовая кость, тем ярче и насыщеннее внутренний узор. Тем не менее, даже внутри больших наростов узор остается мягким и не имеет резких выступов.

Внутренний вид сувеля порой напоминает перламутр по оттенку. Он может варьироваться от более светлого до более темного с различными насыщенностями. Иногда внутреннее содержание сувеля имеет оттенок янтаря, но также может принимать коричневые, розовые или даже зеленоватые оттенки. Окраска зависит от места роста березы, а также от условий ее последующей сушки.

Также стоит упомянуть, что сувель можно искусственно спровоцировать. Некоторые плотники и мастера просто обвязывают ствол березы или отдельные ее ветви проволокой. На месте перетяжки формируется выпуклость, которая возникает из-за особенностей годовых колец. Однако, если основное внимание уделяется бережному отношению к природе, такие действия не следует практиковать.

Дополнительным преимуществом сувеля является его способность отлично поддаваться обработке. Нарост легко шлифуется и превосходно полируется. Главным достоинством является перламутровый срез, который напоминает мрамор. Такой срез играет на свету, завораживая своей текстурой и создавая эффект внутреннего сияния. Хотя невозможно заранее определить, что скрыто внутри нароста, некоторые приближенные выводы все же можно сделать.

Чем более изогнут и закрученный нарост, тем богатее и интереснее его внутренний рисунок.

Древесный сувель

Сувелем именуют нарост на березе или другом лиственном дереве, который формируется в несколько раз быстрее, чем само дерево. Большинство случаев появления сувеля связано с болезнью, известной как древесная раковая опухоль. Причины возникновения данного образования еще до конца не изучены.

В народе такие образования часто называются древесной костью благодаря визуальным характеристикам на срезе, которые напоминают мраморные разводы и, в тонких участках, также контуры костной ткани.

Многие непрофессионалы иногда путают кап с сувелем и другими образованиями. Наиболее распространенное недоразумение — это путаница капа с чагой. Различие между чагой и капом заключается в том, что чага является грибом, образующимся на стволе дерева после заражения его спорами. Эта чага может быть срезана с дерева даже с использованием простых средств, тогда как кап имеет значительно большую плотность и требует большей усилия для удаления, возможно даже топором.

Обработка как капа, так и сувеля справа, представляет собой удовольствие для мастеров по дереву, даже несмотря на сложность этих задач. Кап требует большей сноровки в обработке, но великолепные рисунки, открывающиеся при шлифовке, радуют специалиста своим уникальным многообразием.

Это интересно:  Розы флорибунда: сорта, выращивание и уход

Капы и сувели идеально подходят для создания декоративных изделий. Благодаря своей оригинальной текстуре, они не требуют дополнительных резных узоров. Таким образом, изделия из этих материалов выглядят прекрасно даже в полированном состоянии.

Текстура

Капы и сувели березы имеют текстуру, полностью отличающуюся от любой другой древесины. Неповторимые узоры на срезе объясняются особенностями процесса их образования.

Текстура сувеля березы

Капы формируются на березе по различным причинам:

  1. Под корой может начать зарождаться почка, которая из-за жесткости коры не может пробиться наружу. Питательные вещества поступают к так называемой «проектируемой» почке, что приводит к образованию дополнительных почек. Их развитие и невозможность прорыва вызывает нарост на дереве.
  2. Различные механические повреждения, которые могут возникать от вмешательства человека, животных, насекомых или вследствие природных условий, также могут препятствовать нормальному развитию почки. Но почка стремится к жизни, и в результате она образует новый нарост на стволе березы.
  3. На месте возникновения почки сам древесный организм отдает все свои силы на развитие капа, поскольку он реагирует на воздействия, такие как бактерии, грибки или поздние весенние заморозки.

Осознав процесс образования капа, который развивается весьма медленно, но со временем увеличивается в размере, можно предположить, что уникальность рисунка, создаваемого древесиной и дополнительными почками, будет однозначно неповторимой. Капы, образующиеся на стволах, имеют более витиеватую и ярко выраженную текстуру по сравнению с прикорневыми.

Годичные кольца в таких образованиях переплетены и перекручены с сердцевинами отростков. Обычно рисунок на срезе не виден сразу, поскольку он проявляется только после соответствующей обработки материалов, включая шлифовку, полировку и тонирование. Обработанные изделия из капа могут иметь разные оттенки и внешне отражают качество перламутра. Узоры, как правило, напоминают малахит.

Разделочная доска из капа березы

Структура сувеля, хотя и отличается от капа, все равно представляется уникальной и элегантной. Срез сувеля способен показывать волны, полосы, пятна или кривые. Такие рисунки являются результатом неровного образования древесных колец, которое возникло в связи с заболеваниями или механическими повреждениями.

Гладкая и мягкая поверхность сувеля поддается обработке более легко. Изделия из этого материала впечатляют своим сиянием и разнообразием узоров, которые напоминают мраморную поверхность.

Как правильно сушить березовые капы

Капы березы, а также сувели (свили), известные как наросты и наплывы на стволах, являются уникальным природным материалом, часто используемым для создания разнообразных предметов и украшений. Этот деревянный материал отличается особой структурой и текстурой, напоминающей перламутр, что делает его ценным и эстетически привлекательным.

Березовый сувель

Капы обладают множеством уникальных свойств, которые усиливают их ценность и привлекательность для использования в различных изделиях. Во-первых, текстура и цветовая палитра могут быть весьма разнообразными, что позволяет создавать неповторимые и красивые узоры и рисунки. Кроме того, эта древесина отличается высокой плотностью и прочностью, что делает ее долговечным и надежным материалом. Еще одна важная особенность таких заготовок заключается в их способности приобретать специфический блеск и оттенок при корректной обработке и процессе сушки. Это делает их особенно привлекательными для создания ювелирных изделий и предметов интерьера. Также волокна капов и сувелей характеризуются легкостью и гладкостью, что делает процесс работы с ними абсолютно приятным, позволяя создавать утонченные и изысканные изделия. Важно учитывать, что капы представляют собой натуральный материал, и имеют свои особенности в обработке и использовании. Для достижения наилучших результатов рекомендуется придерживаться рекомендаций по сушке данного материала.

Кап и сувель: как сушить?

Процесс обезвоживания является критически важным этапом подготовки капов и сувелей к их дальнейшему использованию. Капы, как заготовки из березового дерева, вырезаются из ствола дерева и сразу же подлежат сушке. Этот процесс имеет свои особенности, и требует внимательного и аккуратного обращения. Так как размеры и формы наплывов могут существенно варьироваться, необходим индивидуальный подход к каждой заготовке в процессе сушки. Большие болоны и сувели требуют более продолжительной сушки для предотвращения трещин и деформаций. Рекомендуется использовать специальные сушильные помещения, где возможно контролировать как влажность, так и температуру. Обеспечение хорошей циркуляции воздуха и равномерного распределения тепла являются важнейшими условиями сушки. Это поможет избежать появления плесени и сохранить качество материала. Также стоит держать в учете важность продолжительности сушки и условий ее проведения, чтобы не допустить нежелательных последствий. В итоге, процесс сушки требует внимательного и профессионального подхода для обеспечения высокого качества конечного продукта.

Это интересно:  Иерихонская роза: описание и выращивание

Сувель (свиль) березы

После завершения сушки капы и сувели становятся прекрасным материалом для создания различных видов ремесел и художественного творчества. Их уникальная текстура и структура делают их идеальным выбором для изготовления украшений, шкатулок, резных предметов и многих других объектов. Одной из особенностей березовых болонов является их способность придавать изделиям неповторимый и оригинальный вид. Древесина березы обладает природной красотой и нежностью, напоминающей перламутр, что делает каждое изделие свыше уникальным. Кроме того, капы отлично поддаются обработке; из них можно создать множество различных декоративных элементов: резьба, гравировка, покраска и другие приемы визуального оформления. Наросты на стволах березы высоко ценятся за свою легкость и прочность, что делает их превосходным материалом для создания красивых и долговечных изделий. Таким образом, использование капов в ремесленном и художественном творчестве открывает множество возможностей для создания уникальных и красивых предметов, которые будут радовать своих владельцев своим качеством и дизайном. В заключение, стоит отметить, что наросты на стволе березы представляют собой уникальный и ценный материал, требующий особого подхода в процессе сушки. Правильная сушка обеспечит сохранение эстетики и качества этого природного материала, готовя его к использованию в различных художественных и ремесленных проектах.

Насколько важно подвергнуть сувель своевременной варке и сушке?

Кирилл

Чтобы ответить на вопрос о важности проведения варки и сушки сувеля, необходимо учитывать несколько факторов, связанных с характеристиками древесины и спецификациями конечного продукта.

Сувель, представляющий собой плотный кусок дерева, содержит значительное количество влаги, что может негативно сказаться на его структуре и внешнем виде, если не учитывать особенности обработки. Подвергание сувеля варке способствует избавлению от влаги и укреплению материала, что, в свою очередь, повышает его устойчивость к внешним воздействиям.

Проведение сушки после варки также играет важную роль, так как это помогает устранить остаточную влагу, которая может остаться внутри древесины. Данная процедура крайне важна для предотвращения возможных деформаций и повреждений изделия в процессе его использования.

Для правильной варки и сушки сувеля следует использовать специальное оборудование, включая кастрюлю, пилу, нож и другие инструменты. Важно обеспечить равномерность нагрева и охлаждения материала, чтобы предотвратить его повреждение.

Отличия капа от сувеля

На первый взгляд, наросты могут показаться весьма схожими, однако существует ряд принципиальных отличий. Кап отличается от сувели по нескольким критериям:

  • древесина капа значительно тверже, что делает ее сложнее в обработке, из-за большого объема волокон и их неравномерности;
  • рисунок на срезе готового изделия из капа содержит темные точки, тогда как рисунок сувеля состоит из годовых колец и перламутрового эффекта;
  • кап в основном формируется на лиственных породах, тогда как сувель может возникать на любых;
  • сувели чаще можно встретить в лесах, в то время как кап считается редкостью;
  • поверхность капа имеет бугристую фактуру, в то время как сувели — более гладкие;
  • сравнить кап с сувелем можно по так называемому ведьминому венчику — веточкам, что произрастают из него;
  • по происхождению — сувель является болезненным наростом, тогда как кап образуется в результате появления почки;
  • сувель, выступая как болезнь, растет очень быстро, в то время как капу требуется десятилетия для достижения больших размеров;
  • попытка срезать кап может привести к гибели дерева, в то время как удаление сувеля будет аналогично операции по удалению опухоли, что приносит пользу.

Встретить нарост в лесу не составит труда, но в большинстве случаев это будет сувель. Найти кап в дикой природе значительно сложнее, и он имеет большую ценность, а также следует помнить о том, что заготовки капа часто являются более рискованными для самого дерева. Продукция, созданная из этих наростов, притягивает к себе внимание благодаря своей красоте и уникальному рисунку древесины. Из таких заготовок получаются удивительные абстрактные скульптуры и предметы интерьера. Изделия, выполненные из капа и сувеля, высоко ценятся за свою экологическую чистоту и способность долго сохранять характерный древесный аромат.

Заготовка древесины для поделок

Обсуждение: 14 комментариев

  1. Ангелина:
    06.08.2014 в 2:09 пп Немногие занимаются таким ремеслом, а на пилорамах подобные заготовки зачастую выбрасывают или сжигают. Ответить
  2. Павел: 29.09.2015 в 1:10 пп Изучая методы обработки капов с целью их вываривания в солёной воде и многолетней сушки, можно заметить, что это, по сути, бессмысленное “колдовство”, которое отпугивает людей от работы с наростами. Варка необходима только в тех случаях, когда надо удалить кору, обнажив игольчатую структуру поверхности древесины. В остальных случаях я предлагаю заменить выварку прогревом капа в СВЧ с его последующей сушкой и распиловкой на пластины. Цвет же капу лучше придавать на стадии его обработки, с последующим окрашиванием готового изделия. 1. Для прокрашивания лучше использовать жирорастворимые красители, поскольку остальные маскируют текстуру материала. 2. Также можно воспользоваться “внутренними” свойствами древесины, которые помогают в проявлении ее текстуры. Древесина представляет собой сложный композит из целлюлозы и лигнина. Каждый из этих компонентов имеет собственные направления термического разложения. Например, карамелизация целлюлозы при нагревании приводит к получению деревянной текстуры от желтого до глубокого коричневого. Нагревание можно проводить “сухим” способом или выбаркой в масле, что также дает свои красители при условии, что масло было подвержено старению: чем темнее масло, тем лучше будет результат. Лигнин, производное от оксикоричного спирта, отлично связывает ионы металлов, как, например, ионы железа, что уже обсуждалось — как именно протравливать поверхность солями железа. Хочется подчеркнуть, что дополнительные термические обработки древесины, насыщенной ионами металлов, предоставляют красивый контрастный черно-белый рисунок на поверхности, хотя при этом теряется глубина и перламутровость капа. Ответить
  3. Александр: 14.10.2015 в 7:15 пп Почему так категорично рассуждают о варке заготовок? Обычно такие мнения выражают люди, которые не имеют практически никакого опыта в этом деле. Я много работал с сувелями и капами и могу утверждать, что варка в соленой воде — это действительно прекрасный способ для сушки. Если требуется также окрасить древесину, в раствор можно добавлять опилки или кору, которые как раз и придают материалу необходимый цвет. Я пробовал сушку в СВЧ-печке. На мой взгляд, метод приемлем, но только для небольших заготовок. Ответить
  4. Павел: 23.10.2015 в 12:29 пп Я работаю с капом с 1993 года и разрабатывал свою технологию. Как профессиональный химик, тогда еще не обладая информацией из интернета, не заметил особой разницы между “пассивной” сушкой капа с покрытием спилов нитролаком и “сушкой” вываркой. Работа меньше. Я предпочитаю окрашивание изделий уже на стадии готовности, так можно легко менять палитру и полутени, разнообразие оттенков, получая изделия с разной насыщенностью. Ответить
  5. Наталья: 22.11.2019 в 4:40 пп
  6. Сергей: 11.03.2018 в 6:58 дп Можно задать несколько вопросов, я очень интересуюсь этой темой. Напишите, пожалуйста, на почту. Ответить
  7. Александр: 17.02.2017 в 12:24 дп Поймал кап вяза диаметром 1 метр. Как мне его правильно высушить? Начну его обрабатывать. Ответить
Это интересно:  Чем ольха отличается от осины

Как правильно варить?

Этот метод пользуется популярностью у множества мастеров. В процессе варки материала тем или иным образом можно достичь нужного оттенка древесины, ускорить сушку или выявить рисунок. Эти аспекты влияют на окончательный внешний вид производимого изделия из березового сувеля.

Процесс варки осуществляется следующим образом:

  1. В кастрюлю помещают заготовки, предварительно очищенные от коры. Затем заливают водой так, чтобы она покрывала древесину на 2-3 см. В воду добавляют 2 столовые ложки крупной соли на литр жидкости и ставят на огонь. В дополнение к этому добавляют хвойные, березовые или ольховые опилки, обращая внимание на то, что они придают сувелю цвет от темно-янтарного до золотистого.
  2. Когда вода закипит, огонь следует уменьшить, приготовление проводить медленно в течение 4 часов для небольших заготовок, а если заготовка большая — 6 часов. После этого жидкость сливают и оставляют древесину немного высохнуть. На второй и третий день процесс варки необходимо повторить, таким образом, общее время варки составит 12-18 часов за 3 дня.
  3. Варка в солевом растворе основана на простой физической реакции. В древесине содержится сок, плотность которого ниже, чем у соляного раствора. В процессе варки жидкость проникает в материал, вытесняя древесный сок и одновременно впитывая соленый раствор. Таким образом происходит диффузия, и сувель обессоливается. После варки древесину необходимо завернуть в газету и поместить в полиэтиленовый пакет. На следующий день бумага должна быть немного влажной, а сувель можно оставить сохнуть в естественных условиях. При необходимости можно еще на один день подсушить материал с помощью газеты.
Оцените статью
obystroy.ru
Добавить комментарий