Еврейский подсвечник: описание, история и значение

Тем не менее, при уважении, которое евреи испытывают к меноре как к символу иудаизма, ее изображение стало особенно воспринимаемым только после сурового поражения, которое они понесли от римлян в I веке нашей эры. После ликвидации древнего Израиля как суверенного государства, сотни тысяч пленников-евреев были разбросаны по великой империи, и изображение меноры стало для них не только религиозным, но и национальным символом.

16 фактов о меноре (ханукие), которые должен знать каждый еврей

Слово менора, в буквальном переводе с иврита, обозначает светильник и обычно относится к специальным канделябрам, которые мы зажигаем в течение праздника Ханука. Эта менора, традиционно используемая во время Хануки, часто имеет восемь свечей, однако оригинальная менора, упоминаемая в еврейских источниках, имела семь ветвей.

В Святых Иерусалимских Храмах (как и в их предшественнике, Мишкане) среди роскошной утвари был как раз такой семисвечник. Он был изготовлен из чистого золота и зажигался каждый день. Храмовая менора стала знаковым символом, олицетворяющим еврейский народ и непосредственно himself Храм. Ее очертания можно найти даже на современных израильских монетах, что подчеркивает ее историческую и культурную значимость.

Кроме этого, именно менора сыграла ключевую роль в чуде с маслом, которое, согласно преданию, продолжалось восемь дней, и именно оно вдохновило мудрецов на решение учредить праздник Ханука.

3. В современном иврите ханукальная менора называется ханукия

В наши дни большинство евреев, особенно те, кто говорит на иврите, называют ханукальную менору ханукией. Это слово является довольно современным, его происхождение приписывают Хемде Бен Йеуде, который жил с 1873 по 1951 год. Важно отметить, что это название подчеркивает различия между традиционным семисвечником и его праздничным аналогом.

Во времена Талмуда существовали две главные школы толкования устного закона Торы: Бейт Гилель и Бейт Шамай. Учение Бейт Гилель предписывало добавлять по одной свече каждую ночь Хануки, тогда как Бейт Шамай утверждал, что нужно начинать с восьми свечей и убавлять по одной в каждую следующую ночь. Однако современный закон, как мы его знаем, был принят в соответствии с учением Бейт Гилель.

Подсвечник еврейский как называется 2

Что это?

Данный подсвечник называется менора или минора. В соответствии с указаниями Моисея, семисвечник должен напоминать о стеблях ветвистого дерева, где верхушки символизируют чашечки, а украшения — это символы яблок и цветков. Количество свечей на семисвечнике составляет семь, и это количество также требует разъяснения.

Шесть свечей расположены по бокам и simboliziruyut ветви дерева, а седьмая располагается по центру и символизирует ствол.

Интересно, что настоящие меноры должны быть выполнены из цельного куска золота. Мастер, изготавливающий их, использует молоток и другие инструменты для чеканки и вырезания, чтобы создать ветви семисвечника. В целом, такой подсвечник олицетворял собой Свет, который исходил из Храма и освещал землю. В настоящее время меноры могут иметь разнообразные формы и отделку, а различные украшения на них лишь приветствуются, что добавляет разнообразия в традицию.

Как появился?

Свечи использовались в религиозных ритуалах почти с самых первых дней появления любой религии. Однако в иудаизме свечи в меноре начали использовать гораздо позже, чем в других религиозных традициях. Первоначально на семисвечниках размещались лампады. Так, существует теория, согласно которой семь свечей олицетворяют семь планет, известных в древности.

А другая теория утверждает, что семь свечей символизируют семь дней, в течение которых Бог создал наш мир.

Как предполагается, первый израильский семисвечник был создан евреями во время их странствий по пустыне, а затем установлен в Иерусалимском Храме. В это время светильник зажигали каждый вечер перед заходом солнца, а на утро очищали и готовили к следующему использованию. Эта менора оставалась в Иерусалимском Храме на протяжении длительного времени, пока не была похищена во время военных действий, организованных Древнеримской империей.

Это интересно:  Как повесить тарелки на стену: крепление и красивое размещение

По некоторым сообщениям, наряду с основным семисвечником, в Храме было еще девять таких же экземпляров из золота. Позже в Средневековье этот семисвечник стал одним из основных символов иудаизма. Со временем он превратился в важный знак и эмблему для всех, кто принимает иудейскую веру. Это преобразование произошло благодаря преданию о том, что мученики Маккавеев зажигали семисвечники во время своей борьбы за свободу, и этот свет горел восемь дней подряд.

Данное событие произошло в 164 году до н. э. Именно этот подсвечник со временем трансформировался в восьмисвечник, который сейчас называют ханукальным светильником. Некоторым может быть незаметно, но семисвечник в настоящее время изображается на гербе современного государства Израиль.

Со временем этот золотистый атрибут стал использоваться во время каждого богослужения в еврейском Храме.

Современные меноры

Что касается дизайна, современные меноры довольно похожи на свои древние аналоги. Современные дизайнеры черпают вдохновение из семисвечника, создавая светильники, играя с формами и материалами. Однако в повседневной жизни наибольшее распространение получили традиционные семисвечники, выполненные из бронзы или латуни. Центральный ствол таких светильников обычно поддерживается массивным основанием в форме шестигранника.

В нашем магазине предлагаются семисвечники менора, которые могут стать отличным украшением вашего дома. Эти светильники символизируют единство еврейского народа и напоминают о его многовековой истории.

семисвечник менора

О нас

МЕНОРА И ХАНУКИЯ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ И В ЧЕМ РАЗНИЦА?

Изображение МЕНОРА И ХАНУКИЯ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ И В ЧЕМ РАЗНИЦА? в соцсети TenChat

Процесс культурного и религиозного развития привел к тому, что некоторые предметы стали иметь культовое значение и ассоциируются исключительно с еврейскими традициями.

В этот перечень входят оригинальные светильники — менора и ханукия.

C древнееврейского языка это слово переводится как светильник и обозначает сложную рожковую конструкцию, в чашечки которой в древности заливается оливковое масло, а сейчас ставятся свечи.

Основным отличием светильника меноры является наличие 7 рожков.

Согласно Торе (Библии), концепция семисвечника была представлена Моисею самим Всевышним во время его пребывания на горе Синай.

Позже, вдохновленный божественным указанием, мастер Бецалель бен Ури реализовал эту идею в праздник.
После создания первой меноры, она была помещена в Скинию собрания. Позднее, когда евреи обосновались на новых землях и возводили Храм в Иерусалиме, священный предмет был перенесен туда.

Тем не менее, некоторые современные историки оспаривают этот процесс, утверждая, что много рожковых светильников были распространены среди народов, населявших территории современных Сирии и Эрец-Исраэль.

Существует теория, что евреи адаптировали уже существующий предмет, знакомый им, для своих нужд.

Такие процессы адаптации также происходили в христианстве, когда его проповедники использовали языческие символы и традиции для своих нужд.

Несмотря на уважительное отношение евреев к меноре, она стала символом иудаизма после сурового поражения, понесенного от римлян в ходе восстания в I веке нашей эры.
После уничтожения Израиля как государства сотни тысяч еврейских пленников оказались разбросаны по чужим землям великой империи, и изображение меноры стало для них символом религии и нации.

10 февраля 1949 года в недавно образованном государстве был официально представлен герб Израиля.

Он представлял собой щит синего цвета с золотым изображением семисвечника — меноры, основание которой выполнено в виде каменной кладки.

Ханукия представляет собой светильник несколько иного типа и является обязательным атрибутом праздников Ханука.

Это интересно:  Горшок с автополивом

Эта ханукия похожа на менору, но имеет не 7, а 9 рожков.

Если менора используется в повседневной жизни как обычный светильник и зажигается каждый день, то ханукия — это праздничный еврейский атрибут.

В отличие от меноры, ханукия зажигается строго в течение праздничного периода Ханука — восьмидневного празднования чудесной победы Маккавеев над греческим владычеством.

В древние времена ханукии вешали на стенах домов слева от входных дверей.
С открытым использованием еврейских символов в Европе, которые подвергались жестким ограничениям и запретам, ханукию стали зажигать внутри домов.

Конструкция ханукии также претерпела изменения.

Если раньше это был лишь набор масляных ламп или подсвечников, выстроенных в ряд и прикрытых сзади металлической пластиной (в целях противопожарной безопасности), то с X века они обрели собственный стандарт, и в XVIII—XIX веках началось их массовое производство.

При этом существовало главное правило: все восемь горелок должны располагаться на одном уровне, тогда как для меноры это не является обязательным, и каждый отдельный огонек может находиться на разной высоте.

Анатолий Борисович Аронов

УЧИТЬСЯ НАДО У ПРИРОДЫ. С уважением, АРОНОВ.рф природа, животные, утки, жизнь, репортаж.

Современные кибуцы представляют собой своего рода высокоорганизованный бизнес, с собственным уставом, руководством, бухгалтерией, исследовательским центром и т.д. Члены кибуца исполняют определенные обязанности и делают определенную работу, но блага, которые они получают, делятся между всеми согласно уставу. Кибуцы также активно используют сезонный наемный труд, а их прибыли поступают не только от сельского хозяйства, но и от производства, включая фабрики и заводы, туристический бизнес, патенты, высокие технологии и даже финансовые операции. Например, флагман кибуцной промышленности, компания НЕТАФИМ, владеет патентом на капельное орошение. Этот метод, который до этого не применялся в других странах, теперь широко используется в Израиле, позволяя экономить огромное количество воды. Кибуц ХАЦЕРИМ находится на засоленных почвах. Благодаря проведению операций по промывке почвы, теперь там выращивают жожобу — растение, из которого получают косметические масла и биодизель. В кибуцах получили развитие и специальные виды обуви. Работникам общин нужна была обувь, подходящая для местного климата. В результате появились сандалии, которые совмещают комфортное ношение в жарком климате с дизайном, напоминающим образы библейских времен, таким образом, позволяя носителям чувствовать себя наследниками древних предков. В настоящее время предприятие ТЕВА НАОТ выпускает ортопедические сандалии, которые обладают специальными стельками, способными адаптироваться к форме стопы. Спустя две недели использования стельки принимают окончательную форму, что сокращает усталость ног при ходьбе. Обувь данного бренда успешно продается в Европе и США, и даже японцы проявили интерес к ортопедическим сандалиям, и израильский производитель начал разрабатывать обувь малых размеров для них. Среди других необычных разработок кибуцной промышленности — роботы для очистки воды в бассейнах. Создание подобных машин принадлежит компании МАЙТРОНИКС, которая сегодня занимает лидирующие позиции на данном рынке. В аграрном производстве израильские кибуцы могут составить конкурентную борьбу любым другим производителям благодаря современным технологиям. Так, на площади всего лишь 6 тысяч гектаров Израиля заполнил европейские магазины продукцией авокадо. В производстве молока Израиль также вышел вперед, ведь коровы израильских кибуцев рекордсмены по надою. Лидером среди них была корова по имени Суфа из кибуца Кармия, её годовой удой составил более 21 тысячи литров. Как показывает опыт Израиля, коллективная форма организации труда с трудолюбивыми и ответственными людьми приносит отличные результаты.

Как выглядела Менора и как она была изготовлена?

Предлагаем описание Меноры из книги Шмот (Шмот, 25:31-40).

Это интересно:  Изготовление фоторамок из картона и бумаги

Там указано, что Б-г велит пророку Моше (Моисею) создать семисвечник: «И сделай светильник из чистого золота; чеканной работы будет сделан светильник, его (опорная) нога и его ствол; его венчики, его завязи и его цветы». Далее описывается, как шесть ветвей должны выходить из ее боков: три ветви с одной стороны и три ветви с другой.

Указаны также уникальные детали, которыми украшена Менора: «…Три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок; и три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок: так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на (самом) светильнике четыре венчика миндальных, его завязи и его цветы. И завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него; у шести ветвей, выходящих из светильника. Их завязи и их черенки из него будут; весь чеканной работы, цельный, чистого золота.

В следующих предложениях указывается о лампадах Меноры и вспомогательных инструментах для зажигания: «И сделай его лампад семь; и зажжёт их лампады, и свет направит к его лицевой стороне. И его щипцы, и его лотки из чистого золота. Из таланта чистого золота должно сделать его со всеми этими принадлежностями. Смотри и делай по их образцу, какой тебе был показан на горе.»

Таким образом, свет шести боковых лампад направлялся в сторону центра.

Раши объясняет, что термин «чеканная работа» в Торе подразумевает, что светильник должен был быть изготовлен из одного слитка золота, а мастер должен был создавать его, используя молоток и специальные инструменты, чтобы разделять ветви в стороны. Поскольку Моше испытывал сомнение в своей способности это сделать, Всевышний повелел ему бросить в огонь определенное количество золота, из которого Менора появилась сама по себе.

Центральная лампада Меноры (по другим мнениям — крайняя лампада с южной стороны) чудесным образом всегда горела. Поэтому она получила название нер тамид — постоянный светильник или постоянная свеча. Остальные лампады зажигали каждый вечер.

Запрет изготовления светильника, подобного Храмовой Меноре

Закон запрещает изготовление светильника, похожего на Менору — с семью лампадами, даже если он сделан из другого материала. Для синагог, например, изготавливаются светильники с другим количеством лампад — больше или меньше семи. По одной из версий, именно из-за этого запрета в Хануку зажигают ханукальный светильник с восемью свечами, а не с семью — ханукию.

Символический смысл меноры очень глубок, и можно привести всего лишь несколько из объяснений.

Менора в Храме напоминала о духовном свете, исходящем из Храма и освещающем весь мир. Поэтому шесть боковых ветвей соответствуют шести сторонам мира: вверх и вниз, северу, югу, востоку и западу, а центральная ветвь олицетворяет Землю Израиля — Эрец Исраэль.

Семь ветвей Меноры символизируют семь дней творения, а также соответствуют неделям. Из Торы ясно видно, что основной ветвью является именно центральная — ствол, от которого отходят три пары ветвей. Так же и суббота, как бы обособленная, существует отдельно: она — цель всего мироздания, а шесть предшествующих дней представляют собой будничный мир, что есть прямой путь к этому благословенному состоянию. Суббота олицетворяет будущее, мир награды и блаженства, который достигается тогда, когда душа приобщается к своему Божественному Источнику. А текущий мир, перед тем как перейти к будущему, является испытанием и полем для труда человека, где достигается благо, уготованное ему.

Оцените статью
obystroy.ru
Добавить комментарий