Перед вводом в эксплуатацию трубопроводной сети необходимо очистить внутреннюю поверхность труб. Последние должны быть осмотрены и механически активированы в соответствии с мероприятиями, указанными в СНиП 42-01.
Магистральный газопровод: нюансы проектирования и строительства
Трубопроводный транспорт природного газа — один из самых экономичных и эффективных способов доставки голубого топлива. Единственный существенный недостаток — высокие инвестиционные затраты на проектирование и строительство.
На первый взгляд, трубопровод может показаться дорогостоящим мероприятием. Однако со временем он окупается, а низкие эксплуатационные расходы дают владельцу большую экономию. В этой статье вы узнаете все о планировании и строительстве системы газопроводов.
Общая характеристика центральных газопроводов
Газопровод — это система труб и оборудования, используемая для транспортировки топлива от места добычи или производства до потребителя. Он включает в себя магистральные и второстепенные трубопроводы. Их диаметр зависит от специфики объекта транспортировки, но не должен превышать 1420 мм.
Трубы делятся на три категории в зависимости от давления, под которым транспортируется вещество. Это необходимо учитывать, так как превышение давления увеличивает вероятность аварии.
Давление варьируется от 1,2 до 10 МПа. Наиболее распространенное рабочее давление составляет 7,5 МПа.
Магистральные газопроводы делятся на наземные, подземные и подводные. Первые не препятствуют движению транспортных средств благодаря своей небольшой высоте. Этот вариант доставки используется для преодоления водных преград, оврагов и других препятствий.
Подземные сети прокладываются в специальных траншеях. Глубина этих траншей зависит от уровня промерзания грунта. Поэтому при организации транспортировки сжиженного газа важно учитывать климатические особенности местности, структуру грунта, диаметр труб и т.д.
Для труб с сухим газом подходит траншея глубиной 0,8 м. Дно траншеи покрывается уплотненным слоем песка, а прокладываемые трубы покрываются несколькими слоями битумно-полимерной мастики или пластиковыми рукавами, после чего засыпаются грунтом.
Подводные системы строятся для транспортировки продукции из морских районов по дну рек или больших озер.
Типичный трубопровод оснащен главной компрессорной станцией и промежуточной компрессорной станцией. Каждая из них распределяет поток топлива по веткам нужного диаметра и снижает давление.
Природный газ, например, прежде чем попасть к конечному потребителю, проходит через главную, а затем промежуточную распределительную станцию. В результате давление снижается до значения, предусмотренного местными трубопроводами.
А чтобы сбалансировать систему, непосредственно в районе потребления строятся специальные хранилища. Например, газ, потребляемый в холодное время года, может храниться летом.
Трубы не должны разрушаться из-за контакта с землей, водой или воздухом. Это решается с помощью внешней антикоррозийной изоляции.
Кроме того, используется катодная защита, которая работает на основе отрицательного потенциала.
Важно обеспечить надежность газовой сети. Это обеспечивается за счет насосных станций на станциях сжатия, использования труб из высококачественной стали и создания дополнительных параллельных трубопроводов, соединенных с основным трубопроводом перекрестными соединениями.
Ключевые моменты в функционировании сети
Во-первых, мощность. Она рассчитывается с учетом баланса энергии и мощности районов, где осуществляется передача. Предполагается максимальная нагрузка. Необходимо учитывать, что в будущем данная территория может быть застроена, что также увеличит количество поставляемого газа.
Рекомендуем: Пылесосы Zanussi: 5 лучших моделей бренда.
Для повышения эффективности используются шланги. Когда шланг работает на средней мощности, центробежные вентиляторы мало влияют на производительность. Однако их важность возрастает при увеличении нагрузки.
Во-вторых, автоматическое управление. При планировании сети анализируются характеристики регулирования основных газовых линий. Это предполагает определение стабильности системы и выявление недостающих процессов для сбалансированной работы. Важность автоматического управления возрастает непосредственно с увеличением расстояния передачи.
Современные технические средства позволяют изменять мощность автоматически. Если необходимое оборудование отсутствует, скорость и эффективность передачи буквально сводятся к нулю.
С одной стороны, движение материи происходит по инерции. С другой стороны, система замедляет движение как за счет кривизны трубы, так и непосредственно за счет внутреннего сопротивления. Учитывая сложность конструкции системы, оба фактора требуют индивидуального подхода. За управление магистральным трубопроводом отвечает государственная компания. В России это ОАО «Газпром».
Третий важный момент — сигнализация. Специальные знаки выполняют информационную и предупреждающую функции. Размещение знаков является обязательным требованием при использовании магистральных трубопроводов.
Сноска указывает на объекты, зону и глубину залегания трубопровода. Фактически они представляют собой столбцы с двумя блоками информации. Вертикальный блок указывает на зону особого риска, местоположение и другие важные особенности.
Горизонтальный блок с информацией о расположении опасной зоны расположен под углом до 30 градусов к поверхности земли. Он показывает расстояние в километрах вдоль всего маршрута.
Рекомендуется: Септик «Фаст» (Фаст): Обзор, модельный ряд, преимущества и недостатки, монтаж и установка.
Как проектируется и строится газопровод?
Безопасность зависит от правильного проектирования, гидравлического расчета трубопровода и соблюдения технических требований на объекте. Поэтому к выполнению работ необходимо подходить последовательно и ответственно.
Основы черчения
Первый и основной шаг. Он заключается в создании системы документов, в которых представлена техническая информация. Здесь указывается диаметр и рабочее давление трубопроводов. Указывается количество станций, которые будут отвечать за перекачку.
План включает в себя эскиз предполагаемого расположения магистрального газопровода, классификацию давления сетей. В документе указывается расположение центральных нормативов и других нормативных актов.
План должен обеспечивать гарантию:
- постоянный транспорт;
- возможность профилактических работ;
- максимальный комфорт и безопасность для потребителей.
Помимо технических и экономических документов, необходимо также учесть нюансы внешней среды. Факторы окружающей среды, грунтовые условия, географические особенности и т.д. описаны в соответствующем разделе. Перед началом строительства проект трубопровода проходит тщательную проверку государственными органами
Все документы будут подвергнуты тщательной проверке соответствующими органами. Эта мера призвана избежать возможных негативных последствий ошибок при проектировании трубопровода. Эксперты могут одобрить строительство, потребовать корректировки или запретить его.
Хорошо спланированный проект — это гарантия комфорта и безопасности транспортировки, минимизация опасностей для жизни и здоровья людей и предотвращение негативного воздействия на окружающую среду.
Учет и соблюдение ограничений
При проектировании систем газоснабжения любого уровня необходимо учитывать ограничения, предусмотренные законодательными актами, соответствующими стандартами и техническими рекомендациями.
В частности, строго запрещено прокладывать трубопроводы в жилых районах, на территориях, где проводятся сельскохозяйственные работы, а также в непосредственной близости от аэропортов и железных дорог. Существуют также ограничения в портах и на пристанях. При прокладке трубопровода необходимо соблюдать минимальное расстояние от кабелей. Министерство связи России может разрешить сочетание трубопроводов с кабелями.
Рекомендуем: Сделать вики своими руками: Трубы профильные, гофролист, дерево, чертежи, схемы.
Также запрещено совмещать трубопроводы, каждый из которых предназначен для транспортировки веществ с разными свойствами. Как уже говорилось, основной трубопровод может разветвляться — дополнительные трубы подключаются к колодцам, чтобы было удобно проводить ремонтные работы.
Глубина прокладки труб зависит от типа транспортируемого вещества и степени промерзания почвы в соответствующей местности. Последнее особенно важно при транспортировке сжиженного газа.
В большинстве случаев материал сухой, поэтому высота заглубления патрубков составляет от 0,8 до 1 метра. Но даже здесь есть свои особенности. Если этот участок осушен, то значение должно быть больше 1,1 метра. Это связано с будущим оседанием почвы.
Виды магистрального газопровода
Трубы делятся на 3 типа:
- однониточные – на протяжении всей системы находятся трубы с одинаковым диаметром;
- многониточные – помимо главной ветки параллельно в системе находятся ещё несколько ответвлений;
- телескопические – диаметр труб изменяется на всём протяжении газопроводы.
Средний диаметр труб составляет 1 120 мм и колеблется от 720 мм до 1 420 мм. Топливопровод может транспортировать 30-35 миллиардов кубометров газа в год.
Как упоминалось выше, могут использоваться следующие типы трубопроводов:
- подземный – ответвления находятся на расстоянии 0,8-1 м от главной трубы;
- надземный – установка труб на опоры;
- наземный – трубы расположены в насыпных дамбах;
- подводные газопроводы используются при транспортировке газа с мест добычи на берег.
Государственная компания, ответственная за управление газопроводами, обязана следить за их ремонтом, проверять состояние трубопроводов и использовать в процессе эксплуатации квалифицированных специалистов.
Согласно СНиП, газопроводы делятся на 3 типа в зависимости от их рабочего давления:
- Первый класс – давление 2,5 –10 МПа.
- Второй класс – давление 1,2 – 2 МПа.
- Третий класс – давление до 1,2 МПа.
Магистральные газопроводы 3-й категории работают только при низком давлении и не относятся к магистральным.
Структура магистрального газопровода
Внешне конструкция похожа на самый обычный газопровод, но на самом деле между ними есть большая разница. В базовом варианте она состоит из следующих элементов:
- Устройство для сбора конденсата и технических смесей.
- Подключение к станциям, очистным сооружениям происходит в магистральной части, которая с помощью переходных узлов и запоров соединяется с трубными ответвлениями.
- Телемеханическая аппаратура и блок системы управления.
- Электромеханическая система защиты от коррозии.
- ЛЭП, противопожарная система.
- Ёмкости, предназначенные для хранения газа и разгазирования.
- Помещения для обслуживающего персонала.
- Насосные станции для перекачки.
- Помещения для хранения газа.
Компрессорные станции
Компрессорные станции необходимы для поддержания уровня давления и транспортировки необходимого количества газа по трубопроводам. Здесь газ очищается от посторонних примесей, осушается, сжимается и охлаждается. После обработки газ снова поступает в трубопровод под определенным давлением.
Компрессорные станции входят в состав наземных сооружений газопровода, как и газораспределительные и компрессорные станции.
Компрессорные станции доставляются на строительную площадку в полностью собранном виде. Они строятся на расстоянии около 125 км.
Компрессорная станция состоит из:
компрессорной станции для магистральных газопроводов.
- сама станция;
- ремонтно-эксплуатационный и служебно-эксплуатационные блоки;
- территория, на которой расположены пылеуловители;
- градирня;
- емкость для воды;
- масляное хозяйство;
- газоохлаждаемые устройства и др.
Обычно рядом с компрессорной станцией строится жилой комплекс.
Эти станции считаются отдельным видом антропогенного воздействия на природную среду. Исследования показали, что концентрация оксидов азота в воздухе вблизи компрессорных станций превышает предельно допустимый уровень.
Они также являются сильным источником шума. Ученые установили, что длительное воздействие шума от компрессорных станций вызывает нарушения в организме человека, что приводит к различным заболеваниям и может привести к инвалидности. Кроме того, шум заставляет животных и птиц переселяться в новые места обитания, что приводит к перенаселению и снижению продуктивности охотничьих угодий.
Монтажный блок для систем безопасности
Особенности сооружений
Особенности монтажа газопроводов природного газа в городских условиях
Каркас здания станции состоит из легкой стальной конструкции. Крыша и стены выполнены из двух- или трехслойных легких панелей. Во втором варианте секции оснащены специальным каркасом, обшитым с обеих сторон цинковыми, асбестоцементными или алюминиевыми листами.
В зависимости от условий давления в коллекторах, станции могут работать с одним — тремя вентиляторами, установленными один за другим, которые также могут быть соединены для формирования групп из нескольких элементов.