Своевременное проведение очистки, смазки и замены поврежденных компонентов значительно увеличит срок эксплуатации инструмента, что сделает работу с ним максимально комфортной и приятной.
Как проверить болгарку — что делать, если перестала включаться УШМ
Причины неполадок могут варьироваться: от перегоревшего провода до заклинивания вала. Поэтому начнем с самой простой диагностики.
Угловая шлифовальная машина, часто именуемая болгаркой, предназначена для выполнения множества различных работ с металлом, хотя она также может использоваться и для обработки других материалов, таких как дерево, при надлежащем оборудовании. С помощью болгарки можно не только резать, но и шлифовать, зачищать и затачивать. Это делает болгарку незаменимым инструментом, который старается дополнить и разнообразить ваши рабочие процесс, подобно тому как это делает шуруповерт.
Таким образом, неожиданный выход УШМ из строя разочарует любого мастера. К сожалению, поломки появляются достаточно часто из-за сильной нагрузки, которую испытывает инструмент во время работы. Но хорошая новость заключается в том, что многие проблемы можно решить самостоятельно. В этом материале представим советы по диагностике и починке болгарки без необходимости обращения в сервисный центр. Также расскажем, как можно использовать мультиметр для проверки работы устройства.
Важно помнить о безопасности при работе с электрическими устройствами. Если вы не уверены в своих навыках, доверьте диагностику и починку профессионалу.
- Проверка кабеля питания
- Тест кнопки включения
- Диагностика щеток двигателя
- Замена конденсатора
- Проверка электрической части
- Проверка редуктора и механической части
Проверка кабеля питания
Первым делом необходимо проверить кабель питания и его вилку. Нередко причина поломки лежит в поврежденном проводе, который может перетира́ться в месте входа в корпус УШМ или случайно повреждаться во время работы диском. Провод следует внимательно осмотреть на предмет перегибов, изломов или других повреждений, а также проверить целостность контактов вилки и отсутствие признаков окисления.
Также стоит обратить внимание на клавишу, управляющую двигателем. Проверить работу кнопки можно с помощью мультиметра: переключите устройство в режим прозвона и подсоедините щупы к выводам кнопки. Несколько раз нажмите на тумблер — если устройство исправно, мультиметр издаст звуковой сигнал в одном из положений, что будет свидетельствовать об исправности переключателя.
Если контакты не замыкаются или не размыкаются, придется искать новую кнопку или попробовать восстановить старую. Это можно сделать, разобрав кнопку и очистив контакты от пыли и грязи. Возможно, проблема заключается в заедании механизма из-за попадания мелких стружек.
Основные неисправности болгарки и их причины
Согласно статистике, большинство поломок угловых шлифмашин возникают из-за неисправностей в электрической части устройства. Некоторые поломки незначительны и могут быть устранены самостоятельно, однако, например, при перегорании обмоток двигателя, потребуется вмешательство специалиста для ремонта угловой шлифовальной машины.
Болгарка не включается
Если УШМ не запускается, возможны следующие причины:
- неисправная электрическая вилка;
- поврежденный электрический кабель;
- сломана кнопка запуска;
- нарушен контакт между кабелем питания и кнопкой;
- обрыв контактного провода электрощетки;
- значительный износ электрощеток;
- выход из строя обмоток ротора или статора.
УШМ не развивает обороты
Если угловая шлифмашина не набирает обороты, причины могут быть различными.
- Неисправность блока регулировки оборотов. Для проверки этого варианта подключите двигатель напрямую, минуя регулятор, и проверьте работу устройства.
- Неисправный электрический кабель. Постоянные перегибы или механическое повреждение могут привести к тому, что провод начнет греться под нагрузкой, а обороты двигателя будут падать.
- Загрязненный коллектор пылью. Необходимо очистить его с использованием спирта.
- Проблемы с щетками. Они могут быть изношены или иметь короткий контактный провод, как показано на следующем фото.
Даже если щетка истерта лишь наполовину, она всё еще может быть функциональной. Тем не менее, короткий контактный провод может мешать пружине прижимать электрод к коллектору, что, в свою очередь, также может быть причиной выхода УШМ из строя.
Электродвигатель греется
Если болгарка перегревается, возможны следующие причины:
- Работа в неправильном режиме. Перегрузка может привести к перегреву электродвигателя, что нередко вызывает перегорание обмоток.
- Разрушение подшипников, расположенных на якоре. В результате ротор заклинивает за статором, работа двигателя становится затрудненной, и обмотки перегреваются. Решением проблемы может стать замена подшипников.
- Засорение вентиляционных каналов, через которые поступает воздух для охлаждения двигателя. Важно очищать эти отверстия от пыли.
- Поломка крыльчатки, которая служит для охлаждения двигателя. Крыльчатка установлена на роторе, на противоположной от коллектора стороне. Если она повреждена, её необходимо заменить на новую.
- Межвитковые замыкания в обмотках статора и ротора. В этом случае потребуется перемотка катушек или замена этих компонентов на новые.
Болгарка искрит
Наблюдая серьёзное искрение при включении угловой шлифмашины в районе коллектора, причиной могут быть:
- Повреждение обмотки якоря. Обрыв одной или нескольких секций обмотки приводит к межвитковому замыканию. На таких поломках слышен нежелательный шум, наблюдаются падение оборотов двигателя и быстрый износ щеток.
- Нарушенный контакт между коллекторными пластинами и обмоткой.
- Слабый прижим щеток. Долгосрочная работа болгарки может перегреть пружины, что снижает их упругость.
- Разбалансировка ротора двигателя.
- Нарушение цилиндрической поверхности коллектора. Подобная ситуация может возникнуть после перемотки, если якорь не обрабатывается на токарном станке. В этом случае можно также заметить, что щетки искрят слишком сильно.
- Нарушение изоляции между ламелями коллектора. Загрязнение пазов просыпкой графитом или пробой между ламелями также могут стать причиной искрения.
- Износ подшипников, что приводит к биению ротора и, соответственно, сильному искрению щеток.
- Проблема с геометрией вала якоря. Это может произойти в результате неаккуратной разборки электродвигателя, когда вал гнется.
- Установлены неоригинальные графитовые щетки. Щетки должны соответствовать ожидаемым оборотам и напряжению для данной модели болгарки.
- Поднятие одной или нескольких ламелей. Это может происходить из-за перегрева двигателя, который приводит к размягчению стекловидной массы, служащей основой коллектора, что в свою очередь вызывает быстрое стирание щеток.
Как разобрать болгарку для диагностики
Для того чтобы провести диагностику электрической части угловой шлифовальной машины, а также устранить механические повреждения, необходима разборка устройства. Следуя этому алгоритму, можно эффективно разобрать болгарку:
- С помощью ключа снимите диск или другую насадку со шпинделя агрегата.
- Открутите рукоятку.
- Снимите защитный кожух.
- Откройте специальные окошки, расположенные по бокам протектора УШМ и извлеките электрощетки после отсоединения клемм.
- Открутите корпус редуктора от корпуса двигателя УШМ.
- Легко потяните за корпус редуктора, чтобы отсоединить его от кожуха. Напомню, что редукторный блок вытащится вместе с ротором.
- После того, как якорь был извлечён, в кожухе остался статор двигателя, который также можно легко извлечь для диагностики после откручивания крепежных элементов.
- Чтобы разобрать редуктор, открутите винты, которые удерживают крышку. Сняв крышку, вы сможете увидеть шестерни редуктора.
- Чтобы извлечь якорь, необходимо открутить гайку, находящуюся внутри редуктора.
- Чтобы снять подшипник с якоря, воспользуйтесь специальным съемником. В противном случае можно повредить вал.
Как устроена болгарка?
Вся мощь угловой шлифовальной машины скрыта в её компактном корпусе. Чтобы определить неисправность, важно ознакомиться с некоторыми основными частями устройства:
- электродвигатель (состоящий из статора и ротора-якоря),
- регулятор оборотов,
- кнопка пуска,
- кнопка быстрой замены рабочего диска,
- редуктор,
- коллектор,
- электрощетки.
Болгарка «оживает» после нажатия на кнопку «Пуск». Внутри статора находится щеточный механизм, на который поступает напряжение от коллектора. Это напряжение передается на ротор, который является главным подвижным элементом. При его вращении усилие передается через систему шестерен на редуктор. Редуктор состоит из двух шестерен, которые изменяют направление движения выходного вала на 90 градусов, передавая усилие на шлифовальный круг или пилу. Благодаря этому механизм функционирует эффективно и с отличной производительностью.
Болгарка «умерла»
Сложности могут возникнуть, если угловая шлифовальная машина внезапно перестала работать. В этом случае необходимо быстро отключить инструмент от сети и попытаться повращать диск пальцами. Если диск вращается свободно и легко, это говорит о том, что электрический ток не поступает на щетки двигателя. В противном случае, если диск движется когда-то туго, причиной могут быть неполадки в вилке, кабеле или в кнопке «Пуск».
Если щетки неработоспособны, их проверка может показать, что они подлежат замене. В среднем, ресурса щеток хватает на пару-тройку лет, но это также зависит от интенсивности использования. Если их смена не была проведена давно, это может стать причиной сбоя в работе.
Допустимо, также, что в цепи мог возникнуть обрыв. Прозвон электросхемы поможет точно определить место разрыва, после чего потребуется заменить либо поврежденный провод, либо всей кабель целиком, что сделает болгарку вновь работоспособной.
Парсение цепи или износ щеток может стать основным фактором, выводящим болгарку из строя.
Если щетки заменены, а повреждений кабеля нет, причиной внезапной остановки УШМ могут быть неполадки в пусковом механизме. Необходимо разобрать механизм, отсоединить контакты (желательно промаркировать их, чтобы можно было правильно подключить позже) и проверить цепь. Возможно, пусковой механизм отказал полностью, тогда проще заменить его в сборе на новый, аналогичный комплект. Эти запчасти можно найти в крупных строительных магазинах или на рынке.
Ремонт своими руками
Одеты, что выявить проблему недостаточно — нужно также знать, как её устранить. При необходимости открутить гайку, если не сработает обычно применяемый ключ, можно использовать специальный стержень. Его вставляют в отверстия, а затем легкими ударами молотка пытаются двигать крепеж в необходимую сторону. Однако будьте крайне осторожны, чтобы не повредить кнопку управления. Часто рекомендуют подогреть гайку, что поможет в случае заедания. Ещё один щадящий метод — обламывание краев диска, что может упростить дальнейшую разборку, но это займет не больше пяти минут. После выполнения этих шагов могут потребоваться следующие элементы:
- тощева тонкая стальная пластинка;
- запасная болгарка со своим диском;
- просто тонкий отрезной диск.
Поврежденный диск нужно стачивать. При этом нежелательно ломать фиксирующие крепежи, так как это может привести к повреждению устройства. Эта процедура займет не больше пяти минут.
Существуют и более серьезные проблемы, которые требуют полной разборки болгарки. Придерживайтесь следующей последовательности:
- в первую очередь необходимо снять гайку с диска;
- затем уберите болты, крепящие защитный кожух;
- вслед за этим придет очередь откручивать болты на корпусе и внутри него;
- в конце снимите верхнюю часть корпуса и открутите болты, удерживающие шнур;
- кабели и кнопки нужно извлекать из пазов; некоторые модели могут иметь монолитную заднюю часть, которую нужно снимать полностью;
- теперь можно приступить к замене двигателя — для этого отключите его провода, уберите щетки и отделите редуктор от корпуса болгарки; без этой манипуляции не получится вытащить якорь электромотора;
- затем отберите устройство для перевода воздуха и открутите болты, прижимающие статор к корпусу, а также контактные пружинящие кольца, присоединенные к статору;
- для аккуратного извлечения статора необходимо осторожно ударять по ребрам киянкой, иначе он не сдвинется с места;
- последний шаг — демонтаж болтов редуктора и извлечение самого редуктора.
Сборка устройства осуществляется в обратной последовательности. Не забывайте, что кожух некоторых моделей не накручивается, а защелкивается. Чтобы его снять, поворачивайте вырез на 90 градусов к инструменту. Установите кожух обратно, поворачивая его до щелчка в обратном направлении.
Можно также осуществить ремонт болгарки даже в сложных случаях. Люди, обладающие нужными знаниями, без труда могут перематывать обмотки в домашних условиях. Процесс состоит из следующих шагов:
- в первую очередь старую обмотку и изоляцию нужно извлечь из корпуса;
- осмотрите места: если катушки перегорели, изоляция будет повреждена;
- слой материала следует удалить с корпуса, используя надфиль или алмазный бур, так как оставшиеся части могут повредить новую обмотку;
- провода разделяются только после выжигания изоляции открытым огнем;
- с использованием микрометра измерьте один из проводов, чтобы уточнить число витков;
- взяв проволоку, сформируйте петлю, которая помещается в пазы статора; по её диаметру выбирается цилиндр, служащий основой для намотки;
- на базу накручивается эмальпровод;
- фронтальные части связываются толстыми техническими нитками; лучше использовать стеклоткань, так как она не порвется и не плавится;
- на оставшиеся свободные края наденьте термоусадочные кембрики;
- электротехнический картон можно использовать для изготовления гильз; после установки гильз в пазы разместите в них обмотки;
- аккуратно измерьте сопротивление с помощью мультиметра;
- при помощи изоляционного лака пропитайте обмотки, чтобы исключить возможность вибрации и взаимного трения проводов;
- подключайте устройство только после полной просушки лака.
Меры предосторожности
Использование угловой шлифовальной машины должно проводиться строго в соответствии с инструкцией и требованиями безопасности. То же самое касается и ремонта. Соблюдайте следующие меры предосторожности:
- категорически запрещено проводить диагностику или замену элементов, когда устройство подключено к электросети;
- при снятии подшипников следует обеспечить надежную опору;
- для выбивания частей используйте только выколотки из мягких металлов;
- не следует запрессовывать новые подшипники с помощью прямых ударов молотком; лучше всего бить по трубке, которая будет проталкивать детали в нужное положение;
- после демонтажа подшипников их необходимо тщательно очищать от смазки; даже незначительные загрязнения следует удалить промывкой спиртом;
- чтобы избежать ошибок, обязательно проверьте люфты после сборки устройства.
Особенности конструкции болгарки Makita
Перед окончательным выходом из строя болгарка обычно начинает подавать сигналы о неисправности. Диагностику лучше всего проводить, начиная с простейших вариантов. Кроме того, причиной поломки могут стать повреждения магнитопровода и коллектора. Ресурс этих узлов обычно ограничивается несколькими годами, что, конечно, зависит от интенсивности использования.
Чтобы устранить неполадки, если болгарка не запускается при нажатии пусковой кнопки, скорее всего, причина не является серьезной, и вы сможете выполнить ремонт самостоятельно. Начните с снятия гайки, затем вытяните плоскую шайбу из паза.
Обратите внимание, что синтетические материалы могут подвергаться повреждениям от высоких температур.
Ремонт можно выполнить в домашних условиях. Внутри находится ротор с якорем, который при включении начинает вращаться.
Кусочки стачиваемого материала могут нагреваться до высокой температуры. То, что отзывы пользователей подтверждают популярность инструмента как среди профессионалов, работающих с данной УШМ в производственных условиях, так и среди домашних мастеров, которые любят заниматься самоделками.
В случае неудачной попытки следует заменить имеющееся паяльное устройство, которое находится внутри электрического двигателя и вращается во время работы.
При этом корректировке подлежит скорость вращения рабочего диска, а также развиваемая им мощность; статор — это та часть электродвигателя болгарки, в которой вращается ротор.
Ремонт болгарки может потребовать особого подхода.
Сколы зубьев шестерен также могут привести к серьезным поломкам. Лучше всего обращаться в специализированные мастерские для решения проблем с перемоткой статора.
Данная проблема решается заменой кабеля или удалением поврежденного участка. Шпонка для крепления часто имеет маленький диаметр. Некоторые узлы требуют регулярной смазки, в то время как другие изнашиваются и могут подлежать замене.
Многие пользователи отмечали возникновение реактивности во время работы с электродрелью. Ресурс электрических устройств, как правило, ограничивается несколькими годами, но всё зависит от интенсивности их использования.
Пружина прижимает щетку, и по мере её износа пружина опускается всё ниже в стальной щеткодержатель. Механизм работы болгарки основан на передаче крутящего момента от ротора через шестеренку к шпинделю рабочего элемента — кругу или отрезному камню.
Проверку необходимо проводить поэтапно, прозванивая и проверяя каждый элемент электрической схемы устройства. Этот инструмент стал популярен благодаря своей многофункциональности и удобству в использовании.
Необходимый для ремонта инструмент
При проведении ремонта необходимо снять кожух и протестировать цепь на участке, которая отвечает за подачу электротока к пусковой кнопке. Для проведения ремонта и профилактики крайне важно знать, как устроена болгарка, так как это напрямую связано с разборкой устройства. Электрические цепи управления, как правило, состоят из кнопки, регулирующей обороты и обеспечивающей плавный пуск инструмента, а также угольных щеток, которые позволяют передавать переменное напряжение на ламели коллектора. Болгарки Makita, как правило, оснащены дисками диаметром 115 мм, 125 мм, 150 мм, 180 мм и 230 мм.
Ремонт болгарки
Чтобы извлечь ротор, прежде всего, его нужно освободить от редуктора. Это может привести к перегреву диска, его деформации и возможному разрушению.
Среди особенностей конструкции болгарок Makita можно отметить, что угловая шлифовальная машина получила своё название лишь на территории постсоветского пространства.
Гайки для крепления дисков могут быть либо самозажимными SDS, либо стандартными с отверстиями для ключа.
С увеличением оборотов вращения повышается и мощность болгарки. Причина поломки обычно может заключаться в неаккуратном движении, приведшем к случайному нажатию кнопки при работающем диске. Если на клеммах кнопки не наблюдается тока, следует произвести замену подающих проводов. Непосредственно принцип действия болгарок Makita состоит в преобразовании электрической энергии в механическую.
Назначение
Якорь может подлежать ремонту или замене. Начинать диагностику лучше всего с участка ввода электротока.
При установке подшипника в корпус старайтесь вставлять новую деталь, предварительно смазанную. Перед тем как приступить к ремонту болгарки собственными руками, лучше обладать компоновочной и электрической схемой, а также подробной инструкцией, которая соответствует конкретной модели.
Электрическая составляющая конструкции болгарки
На практике рекомендуется заказывать и обустраивать работу с учетом деталей, необходимых для ремонта. Вся конструкция может включать кнопку фиксации оси. Как выполняется диагностика работы ротора УШМ? Межвитковое замыкание обычно возникает при перегреве инструмента во время его эксплуатации. На переднем конце якоря размещается шестерня, предназначенная для передачи вращения.
Для установки дисков на угловую шлифовальную машину обычно поставляется специальный ключ, который фиксирует гайку, чтобы обеспечить надежное крепление. Если этот элемент выходит из строя, не каждый неопытный мастер сможет восстановить обмотку. Важно правильно читать схемы, чтобы успешно провести необходимый ремонт или техобслуживание болгарки. Технические параметры мощностей, которые потребляет инструментарий, как правило, составляют 500-2000 Вт.
Диагностика проблем, когда болгарка перестала включаться, поможет найти обрыв, который, в свою очередь, потребует ремонта инструмента.